Вступление в силу
Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской
Федерации» (от 10 декабря 1994 года) определило
основные направления развития избирательного законодательства России
на ближайшие годы и открыло путь к принятию
федеральных законов о выборах депутатов
Государственной Думы, Президента, а также
законов субъектов РФ о выборах в законодательные
и исполнительные органы государственной
власти. Мы не будем останавливаться отдельно
на каждом законе, а отметим наиболее позитивные
стороны развития избирательного законодательства
периода 1993-1999 годов. Начало означенного
периода не повлекло серьезных изменений
по сравнению с предыдущим этапом. Стоит
отметить лишь отмену сбора подписей,
а также сохранение одномандатных избирательных
округов в субъектах Российской Федерации.
Однако, уже с 1995 года, избирательное законодательство
начинает динамично развиваться. Появилось
новое определение избирательных объединений,
впервые схема избирательных округов
утверждена в федеральном законе, усложнялась
процедура выдвижения кандидата. Также
сильно усложнилась процедура выдвижения
кандидата на пост Президента. Это произошло
в свете принятия 17 мая 1995 года федерального
закона «О выборах Президента Российской
Федерации». Установлены жесткие рамки
ведения предвыборной агитации. Также
значительное влияние было уделено финансированию
выборов.
Избирательные компании
1995-1996 годов выявили ряд недостатков
законодательства, в соответствии с чем 20 марта
1996 года была создана Рабочая группа по
подготовке проектов законодательных
актов по совершенствованию избирательной
системы в Российской Федерации. Результат
- принятие новых федеральных избирательных
законов: «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участи граждан в референдуме
Российской Федерации» (от 30 сентября
1997 года), «О выборах депутатов Государственной
Думы» (от 2 июня 1999 года), «О выборах Президента
Российской Федерации» (от 1 декабря 1999
года).4
Федеральные выборы 1999-2000
гг. проходили по обновленной правовой
системе их результаты показали эффективность
законодательного регулирования федеральных
избирательных компаний. Вместе с
тем они выявили ряд проблем
в сфере агитации и финансирования выборов.
Была создана Рабочая
группа для подготовки предложений
по дальнейшему совершенствованию
законодательства о выборах. Результатом
работы стал доклад «О совершенствовании
законодательства о выборах», который
был заслушан участниками парламентских слушаний в Государственной Думе 16 октября
2000 года. Изменения избирательного законодательства
предусматривались по следующим основаниям:
учет избирателей, обеспечение прав избирателей;
выдвижение кандидатов, список кандидатов
партий; предвыборная агитация; финансирование
выборов; ответственность за нарушение
избирательных прав граждан.5
Концептуальные положения
доклада рабочей группы были реализованы
в Федеральном законе «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан РФ» (от 12 июня 2002 года).
Таким образом можно
сказать, что история развития избирательного
права России носит в целом
позитивный характер, о чем свидетельствует
то, что с одной стороны, избирательное
право регулирует публично-правовые
отношения, представляет собой систему правовых норм и как
подотрасль конституционного права является
неотъемлемой частью избирательной системы,
а с другой стороны, избирательное право
представляет собой реальную субъективную
возможность гражданина избирать и быть
избранным в органы государственной власти
и местного самоуправления.
Глава 2. Избирательное
право и избирательные системы
в Российской Федерации
2.1 Понятие избирательного
права и избирательной системы
Эти
два понятия во многом совпадают,
а в обиходе часто употребляются как идентичные.
Тем не менее, определенное различие между
ними все же имеется.
Понятие
избирательной системы складывается
из всей совокупности правовых норм, регулирующих
порядок предоставления избирательных
прав, проведения выборов и определения
результатов голосования.
Термин
«избирательная система» имеет и
усеченный смысл: когда он употребляется
применительно к порядку определения
результатов голосования. В этом
узком смысле различаются пропорциональная
и мажоритарная избирательные системы.
Первая означает, что депутатские
мандаты при выборах в парламент распределяются
пропорционально поданным голосам, а вторая
- распределение мандатов по избирательным
округам на основе большинства поданных
голосов (система абсолютного большинства,
когда победителем является кандидат,
получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших
избирателей, или система относительного
большинства, когда победителем становится
тот, кто получил голосов просто больше,
чем любой другой кандидат). 6
В рамках
этих основных систем в каждой стране существуют
весьма существенные особенности, часто
устанавливающие по существу совершенно
отдельную и неповторимую избирательную
систему.
Понятие
избирательного права тоже употребляется
в широком и узком смысле. В
широком смысле это опять же вся совокупность норм
и правил, регулирующих избирательный
процесс от начала и до конца, и в этом
смысле оно образует обширный институт
конституционного права, а в узком смысле
- нормы, регулирующие порядок предоставления
права участия в выборах (активное и пассивное
избирательное право).
Понятия
«избирательная система» и «избирательное
право» носят собирательный характер.
В Российской Федерации они включают
в себя, по существу, четыре различные
подсистемы, устанавливающие порядок
избрания гражданами соответствующих органов
государственной власти: Президента РФ;
депутатов Государственной Думы; депутатов
законодательных органов субъектов Федерации;
органов местного самоуправления.
Каждая
из этих подсистем регулируется отдельными
правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники
права. Различия между ними проявляются
при определении пассивного избирательного
права, порядка определения результатов
голосования и по ряду других весьма важных
условий.
Важной
чертой российского избирательного
права (избирательной системы) является
то, что порядок избрания Президента РФ
и депутатов Государственной Думы устанавливается
только Конституцией РФ и федеральными
законами, т. е. без регулирования со стороны
субъектов Федерации.
Субъектам
Федерации предоставлено только
право принимать правовые
акты по вопросам организации и проведения
выборов (составление списков избирателей,
создание избирательных участков, формирование
избирательных комиссий). Этим положение
дел в России отличается, например, от
такого федеративного государства, как
Соединенные Штаты Америки, в котором
избирательная система по выборам в федеральные
органы власти (Президента, обеих палат
Конгресса) только в самых общих вопросах
устанавливается Конституцией Соединенных
Штатов, а детально регулируется законами
самих субъектов федерации (штатов).
Особенностью
России является и то, что в отличие
от многих других государств с относительно
новыми конституциями в ее Конституции
нет специального раздела об избирательном
праве (избирательной системе), в
котором были бы закреплены общие
принципы избирательного права - всеобщее,
равное, прямое избирательное право при
тайном голосовании и др. Только в самой
общей форме активное и пассивное избирательное
право закреплено в ст.32 Конституции РФ,
а также в ст. 81 при определении порядка
избрания Президента РФ.
Между
тем общие принципы избирательного
права в их полном объеме и применительно
к выборам во все органы государственной
власти страны и местного самоуправления
нуждаются не только в законодательных,
но и конституционных гарантиях.
2.2 Основные
избирательные системы современности
и особенности избирательной
системы Российской Федерации.
На
выбор той или иной избирательной
системы оказывают влияние характер,
социально-экономическое развитие
определенной страны, конституционные принципы
организации структуры и полномочий представительных
органов власти, национальные, исторические
и местные особенности, которые, в свою
очередь, могут придавать избранной системе
особую специфику. В зависимости от способа
распределения депутатских мандатов между
кандидатами от результатов голосования
избирательные системы подразделяются
на три вида:
- мажоритарная
избирательная система исторически
стала первой используемой избирательной
системой. Избранным считается кандидат,
получивший по данному избирательному
округу большинство голосов. При мажоритарной
системе на различных уровнях выборов
применяются три ее разновидности: система
абсолютного большинства голосов, система
относительного большинства голосов и
система квалифицированного большинства
голосов.
- пропорциональная
избирательная система обеспечивает
соответствие между количеством
голосов избирателей, полученных
списком кандидатов, и числом
доставшихся им мандатов. При
этом существует определенный
барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы
участвовать в распределении мандатов;
- смешанная
избирательная система призвана
соединить позитивные стороны
мажоритарной и пропорциональной
избирательных систем. Считается,
что она позволяет наиболее
точно выразить политические
пристрастия избирателей.7
В России
пока еще существует смешанная система
выборов, при которой половина депутатов
избирается по мажоритарной системе
относительно большинства, а половина
- по пропорциональной системе по единому
федеральному списку. Однако в Госдуме
находится законопроект,
согласно которому депутаты будут избираться
исключительно по пропорциональной системе.
Предпочтение
мажоритарной системе обусловлено
тем, что на региональном и муниципальном
уровнях реально не сложились
политические партии и общественные движении, вследствие
чего проведение выборов с элементами
пропорциональной системы представляется
несколько искусственным и по меньшей
мере преждевременным.
И при
мажоритарной системе избирательные
объединения, пользующиеся поддержкой
избирателей, вполне могут рассчитывать
на значительную долю мест, в представительном
органе власти. Применение смешанной мажоритарно-пропорциональной
избирательной системы закреплено избирательным
законодательством в отдельных субъектах
Российской Федерации.
Практика
выборов в отдельных
субъектах РФ показывает, что применяемая
на региональном уровне модель избирательной
системы страдает очевидным несовершенством.
2.3 Принципы избирательного права
(избирательной системы)
Под
принципами избирательного права (избирательной
системы) понимаются
обязательные требования и условия, без
соблюдения которых любые выборы не могут
быть признаны легитимными. Эти принципы
сформулированы в международно-правовых
актах, Конституции и законах РФ.
Всеобщим
признается такое избирательное
право, при котором все
взрослые граждане мужского и женского
пола имеют право принимать участие в
выборах. Специальные условия, которые
ограничивают это право, называются цензами.
Российскому избирательному праву известны
два вида цензов: возрастной ценз и ценз
оседлости (проживание на соответствующей
территории в течение определенного срока).
В Российской
Федерации активное избирательное
право и право голосовать на референдуме
предоставляется гражданам, достигшим
18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ,
федеральными законами, конституциями
(уставами) субъектов РФ, гражданин может
быть избран в органы государственной
власти и местного самоуправления.
Федеральными
законами могут устанавливаться
дополнительные условия реализации
пассивного избирательного
права, не позволяющие занимать выборную
должность более установленного количества
сроков подряд. Пребывание гражданина
вне места его постоянного или преимущественного
проживания во время проведения на этой
территории выборов, референдума не может
служить основанием для лишения его права
на участие в выборах в органы государственной
власти соответствующего субъекта Федерации
или органы местного самоуправления.8
Иностранцы
могут избирать и быть избранными
только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено
международным договором РФ. Из лиц, обладающих
активным избирательным правом, образуется
избирательный корпус, или электорат.
Этим понятием охватываются также граждане
Российской Федерации, проживающие за
ее пределами.
Предоставление гражданам
активного избирательного права не означает
принуждения их к участию в выборах (обязательный
вотум). Гражданин свободен в решении вопроса
об участии или неучастии в выборах, чем
достигается добровольность участия граждан
в выборах.
В отличие от многих зарубежных
государств (Австралия, Бельгия, Греция
и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен.
В то же время для многих избирательных
кампаний, особенно в субъектах Федерации,
характерно массовое неучастие избирателей
в выборах, которое в конституционном
праве обозначают термином «абсентеизм».
Неучастие в выборах может иметь значение
определенного политического решения,
т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную
апатию или отсутствие политической культуры.
Для
того чтобы не допустить срыва выборов в
результате абсентеизма избирателей и
обеспечить легитимность избираемого
органа, российское законодательство
длительное время предусматривало обязательный
процент участия зарегистрированных избирателей
(так называемый порог явки), ниже которого
выборы признаются несостоявшимися (например,
при выборах Президента РФ это было 50%,
при выборах депутатов Государственной
Думы - 25, в субъектах Федерации допускались
20%).
Что
же касается пассивного избирательного
права, то оно основывается на дополнительных условиях,
установленных Конституцией РФ, законами
и иными нормативными правовыми актами
субъектов Федерации. Так, Президентом
РФ может быть избран гражданин РФ не моложе
35 лет, постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной
Думы может быть избран гражданин, достигший
21 года и имеющий право участвовать в выборах. 9
Субъектам
Федерации, которые вправе принимать
собственные избирательные законы,
федеральным законом предписано,
что при выборах в их законодательные (представительные)
органы государственной власти минимальный
возраст кандидата составляет 21 год, а
при наделении полномочиями главы исполнительного
органа государственной власти (Президента,
губернатора) - 30 лет.