Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 09:27, курсовая работа
Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
Введение.
1. Понятие и сущность законности.
2.Понятие, признаки и виды дисциплины.
3.Соотношение дисциплины с законность.
Заключение.
Список использованной литературы.
План
Введение.
1. Понятие и сущность законности.
2.Понятие, признаки и виды дисциплины.
3.Соотношение дисциплины с законность.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы, а его современник Эсхил писал, что если в государстве будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые основаны не на законе, а на произволе правителей. В Великобритании впервые в истории было официально признано значение законности в осуществлении государственной власти: Великая хартия вольностей установила, что ни один человек (имелся в виду свободный подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской власти. В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени известные французские мыслители Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой и правом, между властью и законом.
Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей.
Законность и дисциплина призваны выступать в качестве одного из важнейших методов государственного управления, руководства обществом, принципа деятельности государственного аппарата и поведения граждан, принципа правового регулирования. Законность и дисциплина имеют много общего в происхождении, сущности, функциях, смысловом выражении.
Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.
Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.
Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой — они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину.
Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность.
Различные аспекты законности и дисциплины рассматривались в научных работах Ю.Е. Аврутина, С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, Л.И. Антоновой, Д.Н. Бахраха, В.В. Бородина, Н.В. Бугеля, И.И. Веремеенко, И.А. Возгрина, С.Б. Глушаченко, А.В. Зиновьева, Н.Н. Жильского, В.И. Каинова, Ю.М. Козлова, В.В. Колесникова, А.П. Коренева, X.X. Лойта, В.В. Лазарева, В.Н. Лопатина, В.В. Лунеева, Л.А. Николаевой, Р.А. Ромашова, В.И. Рохлина, В.П. Сальникова, В.Д. Сорокина, С.В. Степашина, А.В. Стремоухова, Н.Е. Тарханова и других.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что изучение различных аспектов законности и дисциплины позволит глубже проникнуть в правовые основы функционирования гражданского общества.
Предмет исследования: законность и дисциплина.
Объект исследования: взаимодействие законности и дисциплины.
Цель курсовой работы изучить особенности законности и дисциплины и основы их функционирования.
Из указанной цели формируются задачи:
- изучить понятие и сущность законности;
- проанализировать понятие, признаки и виды дисциплины;
- рассмотреть соотношение
Данная курсовая работа состоит из трех частей, введения и заключения. В списке литературы указано 22 источника отечественных специалистов в области теории государства и права.
1. Понятие и сущность законности
Законность – понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое требование соблюдения законов.
Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и не даже управление обществом с их помощь. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов, поскольку тогда законность будет отождествляться с правовым порядком.
Законность – это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношение к законам и проведением их в жизнь, таких как точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдением иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал.
Понимая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путём принятия нормативных актов и обеспечение их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота её регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав. 1
В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам. В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония, и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Такое государство можно определить как государство строжайшей законности.
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле, законность можно считать режимом общественно политической жизни. Это режим, при котором деятельность субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.
Следовательно, законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которая ограждает личность от произвола власти, массу людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определённый, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественная правовому порядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определённых объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированных правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Сказанное ни в коей мере не означает призыва к введению тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причём законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно чётким, определённым, не допускающим произвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект вопроса. Подчёркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотичных формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий», а «законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами»2.
Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащее закону, есть её нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. Наивысшую юридическую силу имеет конституция – основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.
Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивая режим подлинной законности.
Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их обязательность для всех субъектов права. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция Российской Федерации предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
С учётом сказанного
можно дать следующее определение законности. Законность – это общественно-политический
режим, состоящий в господстве права и
закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний правовых норм
всеми участниками общественных отношений,
последовательной борьбе с правонарушениями
и произволом в деятельности должностных
лиц, в обеспечении порядка и организованности
в обществе.
Содержание законности
в значительной степени зависит от состава
её субъектов. Большинство учёных связывают
само понятие законности с деятельностью
всех участников общественных отношений,
т.е. государства, его органов, общественных
и иных организаций, должностных лиц и
граждан. Однако существует мнение, которое
значительно сужает этот состав, исключая
из него граждан, а в некоторых случаях
и общественные и иные негосударственные
организации. Но исключение кого-либо
из состава субъектов законности создаёт
иллюзию необязательности исполнения
им правовых предписаний. Происходит сужение
сферы законности, и она из общесоциального,
политико-правового превращается в явление,
значительно узкое, связанное с деятельностью
ограниченного круга субъектов.
Такое сужение круга субъектов законности, в условиях административно-командной системы способствовало появлению «мёртвых зон», не подвластных закону. И хотя при этом провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы её действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности Сталина это привело, в частности к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя и в постперестроечный период – к развитию коррупции, формированию системы кланов, безнаказанно осуществляющих преступную деятельность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.
Таким образом, сужение
круга субъектов законности
разрушает идею её всеобщности, общеобязательности
правовых предписаний, равенства всех
перед законом, что на деле приводит к
размыванию режима законности.
Нормативная сторона
законности определяется характером и
содержанием правовых норм, соблюдение
и исполнение которых образует это понятие.
Большинство авторов связывают законность
с необходимостью соблюдения всех правовых
норм. Однако есть мнение, что смысл законности
заключается в исполнении только норм,
сформулированных в законах. Принятие
этой позиции означало бы исключение из
сферы законности обязательности соблюдения
подзаконных нормативных актов, что, в
конечном счете, неизбежно приведёт к
ослаблению режима законности в стране. Как
уже было сказано ранее, в учебной и монографической
литературе нет единства мнений в трактовке
этой правовой категории. Например, В.В.
Борисов даёт следующее определение: «Законность
– демократический принцип Советской
власти. Он проявляется в том, что ко всем
органам государства, учреждениям, предприятиям,
общественным организациям, должностным
лицам и гражданам предъявлено требование
строжайшего выполнения советских законов;
провозглашённые права и свободы граждан,
их организаций, их законные интересы
гарантируются, и обеспечивается выполнение
возложенных на них обязанностей, реализация
ответственности; точное и неуклонное
выполнение нормативных актов и актов
реализации права обеспечивается государством
и общественными мерами»3.