Социальная работа с безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:04, доклад

Краткое описание

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные

Вложенные файлы: 1 файл

соц работа с безработными.docx

— 25.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Доклад на тему:

              

      Социальная работа с безработными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для создания эффективных условий  обеспечения занятости, решения  адресных проблем безработного и  членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное  регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные

представительства являются структурными подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка  активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду  и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах  является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим  законодательством государство  гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом  труда;

- охрану труда, правовую защиту  от необоснованного увольнения  или необоснованного отказа в  приеме на работу;

- бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве органов служб  занятости.

Безработным гражданам гарантируется:

- бесплатное получение услуг  в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации, психологическая  поддержка по направлению органов  службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направлении  на обучение;

- возможность заключения срочных  трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Государство также предоставляет  дополнительные гарантии гражданам, особо  нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются  целевые программы содействия занятости  населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации  для труда инвалидов). Устанавливаются  квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы  время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность  обучения по специальным программам [15-с. 113-114].

Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных  граждан является выплата пособий  и компенсаций.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по  направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей  стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового  поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:

- содействие поиску подходящего  рабочего места как временного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности  граждан на рынке труда, также  организация профессионального  образования безработных;

- квотирование рабочих мест  для неконкурентоспособных на  рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей,  государственных и негосударственных  структур о состоянии рынка  труда;

- территориальное перераспределение  работников;

- помощь в развитии предпринимательства  и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной поддержки  безработных;

- сотрудничество с работодателями  для комплексного решения проблем  клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма  финансовой поддержки работодателей,  создающих и сохраняющих рабочие  места, осуществляющих переподготовку  персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора рода деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться с службу занятости в целях поиска подходящей работы. 

Порядок регистрации безработных  предусматривает несколько этапов.

1. первичная регистрация безработных  граждан осуществляется в целях  учета общей численности безработных,  обратившихся в службу занятости  за консультацией. В регистрационных  документах указываются анкетные  данные клиента, его профессия  и причины обращения в службу  занятости.

2. Регистрация в целях поиска  подходящей работы. В соответствии  со ст. 4 Закона РФ «О занятости  населения в РФ», подходяще  считается такая работа, которая  соответствует профессиональной  пригодности работника с учетом  его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной  доступности. [8.]

Регистрация безработных граждан  в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости  населения по месту жительства граждан  со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца и следующие документы:

- паспорт или иной документ  удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или иные  документы подтверждающие трудовой  стаж;

- документы, удостоверяющие профессиональную  квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным  документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в  течение 10 дней со дня регистрации  граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, немеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может предложена профессиональная подготовка или переподготовка. На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан в качестве  безработных осуществляется на  основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в  качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании  его безработным. Граждане, которым  отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторные  обращения. В случае несогласия с  решением службы занятости гражданин  имеет право в установленном порядке обратится с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных  граждан. Клиенты службы занятости  обязаны не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию.  Безработные обязаны активно  содействовать своему трудоустройству,  соблюдать порядок и условия  регистрации, информировать органы  службы занятости в случае  поиска работы.

5. Снятие безработных граждан  с регистрационного учета осуществляется  в следующих случаях:

- если гражданин признается  занятым в соответствии с трудовым  законодательством ;

- если он проходит профессиональную  подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению  органов службы занятости с  выплатой стипендии;

- если он не является без  уважительной причины в течение  10 дней со дня регистрации в  качестве безработного;

- при длительной (более месяца) неявке в органы службы занятости  без уважительной причины;

- при переезде в другую местность;

- в случае назначения гражданину  пенсии по старости ( по возрасту), за выслугу лет;

- когда устанавливаются нарушения  со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области  занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах  и сельской местности. Малый и  средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих  мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность  на рынке труда.

Другим вариантом увеличения занятости  является привлечение граждан к  оплачиваемым общественным работам. Под  общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально  полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф, и других чрезвычайных ситуаций и  требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных  и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные не получающие пособия и граждане, состоящие на учете длительное время ( свыше 6 месяцев).Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:

- впервые ищущих работу ( ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии;

- уволенных более одного раза  в течение одного года, предшествовавшего  безработице, за нарушение трудовой  дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством  РФ.

- прекративших индивидуальную  предпринимательскую деятельность  в соответствии с законодательством  РФ;

- стремящихся возобновить трудовую  деятельность после длительного  ( более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии  ( специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах  службы занятости более 18 месяцев,  а также более трех лет неработающих;

- обратившихся в органы службы  занятости после окончания сезонных  работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан  на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных  граждан осуществляется с целью:

- повышения конкурентоспособности  конкретного человека на рынке  труда;

- сокращения уровня безработицы;

- изменения профессионально- квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизации финансовых издержек  государства.

Данный вид деятельности службы занятости – один из главных элементов  активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан.

Информация о работе Социальная работа с безработными