Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:43, контрольная работа
Однако для понимания предмета гражданского права и сущности гражданско-правовых отношений необходимо, в первую очередь, определиться с субъектом таких отношений, его особенностями и разновидностями. Ведь без знания спектра гражданских прав и обязанностей, а равно объема правоспособности и дееспособности различных субъектов гражданских правоотношений невозможно точное определение их места и статуса в системе гражданского права.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………………....4
2. Граждане как субъекты гражданского права………………………………....5
3. Юридические лица как субъекты гражданского права…………………….12
4. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права…………………………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Исходя из организационных,
функциональных и иных качеств
и различий юридических лиц можно
классифицировать все их множество по
различным критериям.
В зависимости
от формы собственности,
лежащей в основе юридического
лица, можно выделить
государственные и частные
(негосударственные) юридические лица.
К числу государственных (которые в связи
с этим должны преследовать общегосударственные
интересы, чем и обуславливается
специфика их правового регулирования)
относятся все унитарные предприятия,
а также некоторые учреждения.
В зависимости
от цели деятельности юридические
лица можно подразделить на коммерческие
и некоммерческие. К числу коммерческих
организаций относятся те, целью деятельности
которых является извлечение прибыли
и распределение ее между
участниками такой организации.
Некоммерческие, хотя и
вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, но
только в той степени, которая необходима
для достижения их уставных целей.
При этом они не вправе распределять
полученную прибыль между своими
участниками (согласно п. 1 ст. 50 Гражданского
Кодекса).
Состав учредителей
также можно отнести к
числу критериев, по которому
следует классифицировать
юридические лица. Здесь
можно выделить юридические лица, учредителями
которых могут выступать только юридические
лица. Такие организации называются союзами
и ассоциациями. Унитарные предприятия
учреждаются государством.
Все остальные юридические
лица могут быть учреждены
любыми ( за отдельными исключениями)
субъектами права.
Различный характер
прав участников в отношении юридического
лица позволяет классифицировать:
организации, на имущество
которых учредители имеют
право собственности или
иное вещное право (государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
а также учреждения); организации,
в отношении которых их участники
имеют обязательственные права
(хозяйственные товарищества
и общества, кооперативы); организации,
в отношении которых их участники не
имеют имущественных прав
(общественные объединения
и религиозные организации,
фонды и объединения юридических лиц).
В зависимости
от объема вещных прав (права самого юридического
лица на используемое им имущество)
можно различать: юридические
лица, обладающие правом оперативного
управления на имущество (учреждения
и казенные предприятия);
юридические лица, обладающие
правом хозяйственного ведения на имущество
(государственные и муниципальные унитарные
предприятия); юридические
лица, обладающие правом собственности
на имущество (все остальные юридические
лица).
Хозяйственные товарищества и общества
также можно классифицировать по тому,
что более важно для их участников: объединение
их личных усилий для достижения предпринимательских
целей (товарищества, личное участие) или
объединение капиталов (общества, имущественное
участие).
По составу учредительных
документов разграничиваются договорные
юридические лица – хозяйственные
товарищества, договорно-уставные
– общества с ограниченной
или дополнительной
ответственностью, ассоциации и союзы,
а также уставные юридические лица.
Виды юридические
лица можно разделить
на четыре большие категории:
хозяйственные товарищества и
общества, производственные кооперативы,
государственные и муниципальные предприятия
и, наконец, некоммерческие организации.
Также можно упомянуть
и филиалы и представительства юридических
лиц.
Хозяйственные товарищества
– договорные объединения нескольких
лиц для совместного ведения предпринимательской
деятельности под общим именем. Хозяйственные
общества отличаются от
товариществ тем, что несколько
лиц объединяют
свое имущество
для ведения предпринимательской
деятельности. Отдельные виды
хозяйственных товариществ и обществ
имеют следующие особенности:
Производственные
кооперативы – еще один вид
юридических лиц. Производственные кооперативы
представляют собой объединения лиц
для совместного ведения предпринимательской
деятельности на началах их личного
трудового или иного участия, первоначальное
имущество которых складывается из паев
членов объединения.
Особой
разновидностью коммерческих
организаций являются
государственные
и муниципальные
предприятия. Специфика
данных субъектов гражданских
правоотношений заключается
в том, что их имущество
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Вкратце рассмотрим
отдельные виды таких юридических
лиц, как некоммерческие
организации – организации,
не преследующие цели извлечения
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющие прибыль
между своими участниками. Такие организации
могут подразделяться на:
В виду большого объема информации по рассматриваемой мной теме я решила ограничиться краткими характеристиками отдельных видов юридических лиц.
4.
Государство и государственные (муниципальные)
образования как субъекты
гражданского права.
Имея в виду большой
объем материала, имеющегося
по рассматриваемой мной теме, позволю
себе вкратце остановиться на таком
субъекте гражданских правоотношений,
как государство и государственные (муниципальные)
образования.
Государство,
как и другие субъекты
гражданского права, может участвовать
в гражданско-правовых отношениях. Однако
правоспособность государства обладает
рядом особенностей, связанных с тем, что
оно является также и главным
субъектом публичного
права, носителем власти.
Государство осуществляет власть и
обладает суверенитетом. Суверенитет
государства выделяет его на фоне остальных
субъектов гражданского права. Вот
некоторые (основные) из свойств государства,
превращающих его в особый субъект гражданских
правоотношений:
Государство
само принимает
законы, которыми
должны руководствоваться все остальные
субъекты гражданского права;
Государство
может принимать административные
акты, из которых возникают гражданско-правовые
отношения независимо от воли
другой стороны;
Государство
сохраняет властные функции
даже тогда, когда оно вступает
в построенные на началах
равенства гражданско-правовые отношения;
Государство пользуется
иммунитетом.
Перечисленные
свойства выражают далеко
не все особенности государства
как участника гражданско-правовых отношений,
но даже то, что названо, позволяет
говорить об особом
положении государства в гражданском
праве.
Касаемо правоспособности
государства нельзя не отметить тот факт,
что правоспособность
государства не
может быть
тождественна правоспособности различных
физических и юридических лиц, в чем-то
она шире, в чем-то уже. Во
многом объем правоспособности
государства определяется тем, что государство
участвует в гражданском обороте не
в своих частных интересах, а в целях
наиболее эффективного отправления публичной
власти. Поэтому государство, вступая
в гражданский оборот должно следовать
своему предназначению, и правоспособность
государства можно назвать целевой.
Так как
государство участвует
в гражданском обороте не
как нерасчлененное целое, а как совокупность
субъектов разного уровня, все эти субъекты
выступают самостоятельно, как участники
гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых
отношения участвуют три категории субъектов:
Российская Федерация; субъекты
Российской Федерации – республики,
края, области, города Федерального
значения, автономная область, автономные
округа; муниципальные образования.
Заключение
В данной контрольной работе я рассмотрела
наиболее важные аспекты гражданско-правового
положения различных субъектов
гражданских правоотношений; особенности,
отличающие статус физических
лиц от статуса юридических лиц, равно
как и их всех от государства и его субъектов
в системе гражданского права.
Конечно, очень
сложно охватить объемом контрольной
работы все аспекты свойств различных
субъектов гражданского права.
Однако, я постаралась отметить
все основные моменты,
характеризующие и классифицирующие
участников гражданских
правоотношений. К сожалению,
меньше пришлось уделить внимания особенностям
гражданско-правового статуса такого
субъекта, как государство
и государственные (муниципальные) образования.
Это связано, прежде всего
с тем, что указанный субъект права
имеет множественные отличия своего
статуса от прочих участников гражданских
правоотношений ввиду своего особого
положения в системе права. Поэтому,
я уделила большее внимание другим двум
субъектам – физическим и юридическим
лицам.
Список использованных источников:
· Конституция Российской Федерации;
· Гражданский Кодекс Российской Федерации;
· Гражданский Процессуальный Кодекс РФ;
· “Основы гражданского законодательства СССР”, 1991 г.;
· Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”;
· Закон Российской
Федерации “Об авторском праве и смежных
правах”.
Литература:
· Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П. 1996 г.;
· С.С. Алексеев. “Государство и право”. М.1996 г.;
· Лекционная тетрадь по гражданскому праву.