Судебная власть РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:20, курсовая работа

Краткое описание

Судебная власть в Российской Федерации основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа судебная власть РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Гражданский процесс знает следующие стадии: производство в суде первой инстанции, производство в суде второй инстанции, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений, производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных лиц. Производство в арбитражных судах имеет много общего с гражданским судопроизводством. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 1 АПК арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Арбитражные суды — судебные органы, которые входят в судебную систему РФ. В своей деятельности они руководствуются арбитражным процессуальным кодексом, принципами не зависимости судей арбитражных судов, законности при рассмотрении дел арбитражным судом, равенства всех перед законом и судом, равноправия сторон, состязательности, непосредственности и гласности судебного разбирательства; судебные акты арбитражных судов, как и иных судов, обладают обязательной силой. Все это в совокупности позволяет считать, что деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия, обладает всеми его признаками. Несмотря на наличие многого общего с гражданским, арбитражное судопроизводство отличается некоторыми особенностями, в частности, в арбитражном процессе область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; большей свободой сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами (применение принципа диспозитивности).19 Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК при подготовке дела к судебному разбирательству судья арбитражного суда разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора.

Уголовное судопроизводство имеет наиболее формализованный характер. Оно представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения, разрешения дел о преступлениях и исполнения приговора (определений, постановлений) суда. В рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных законом наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений либо оправдании невиновных состоит сущность правосудия по уголовным делам.20 Разбирательство этой категории дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку судебные ошибки порой могут иметь необратимый характер (в случае осуждения к исключительной мере наказания невиновного человека). Именно поэтому отправление правосудия в уголовном судопроизводстве, как ни в каком ином, соблюдение его процедуры, не менее, а может быть и более важно, чем соблюдение норм материального права.

Уголовное судопроизводство, в отличие от гражданского, охватывает досудебные стадии (возбуждение уголовного дела и предварительное следствие), которые осуществляются следователем, органом дознания, прокурором. В уголовном процессе участвуют должностные лица государства (прокурор, представители других государственных органов), обвиняемый и его защитник, потерпевший; в гражданском процессе — гражданский истец, гражданский ответчик и др. Действующее законодательство наиболее подробно регулирует производство по уголовным делам. Оно устанавливает, что порядок производства на всей территории РФ определяется уголовно-процессуальным кодексом независимо от места совершения преступления, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Этот порядок единый и обязателен по всем уголовным делам не только для всех судов, но и для органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Закон определяет задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия суда, прокурора, органов следствия и дознания, называет участников судопроизводства, определяет их полномочия, регулирует основные положения, характеризующие все стадии процесса, и т. д. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Причем уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 УПК).

Административное судопроизводство сегодня получило достаточно четкое правовое оформление в КоАП в части реализации административной ответственности за правонарушения. Круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, ограничен законом (ст. 23.1 КоАП). КоАП регламентирует производство по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется не только судами, но и большим числом государственных органов исполнительной власти и органами и должностными лицами местного самоуправления, например, комиссиями по делам несовершеннолетних, главами районной, городской, краевой, областной администрации, органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора, горного надзора, гостехнадзора, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, органами рыбоохраны, а также государственный надзор за соблюдением правил охоты и др. Таким образом, споры и правонарушения в области административных правоотношений в зависимости от их существа могут рассматриваться в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства и во внесудебном порядке. Это никак не соответствует принципу «осуществления правосудия только судом».21

Сегодня актуализировалась проблема формирования специализированных судов — административных, возможность создания которых предусмотрена ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Здесь есть много нерешенных вопросов. Главным, пожалуй, является разграничение подведомственности административных споров между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Следующим отличительным признаком правосудия, тесно связанным с предыдущим, является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством. Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса.22 При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается процессуальным законодательством. Обобщая отмеченные отличительные признаки правосудия, его можно было бы определить как совершаемую в процессуальном порядке правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон. Законодательство РФ обеспечивает условия для беспрепятственного отправления правосудия, в частности, путем применения мер государственного принуждения, установления уголовно-правовых запретов на совершение действий, которые могут нанести ущерб интересам правосудия. Уголовное судопроизводство образует сферу широкого и интенсивного применения судом государственного принуждения. Государство делит с гражданами бремя борьбы с преступностью, требуя от них исполнения соответствующих процессуальных обязанностей. Чаще они исполняются добровольно или по предложению должностных лиц и государственных органов, на которых возложено ведение уголовных дел. Это касается, например, собирания доказательств, проведения обыска, выемки, освидетельствования или других процессуальных действий, направленных на получение сведений о преступлении и совершивших его лицах. Принуждение допустимо лишь после того, как были исчерпаны все средства убеждения, в том числе при противодействии участника процесса законным требованиям следователя, прокурора и суда. В отношении обвиняемого в необходимых случаях применяются превентивные меры в виде ареста, избрания других мер пресечения, отстранения от должности, наложения ареста на имущество и т.д. Лица, нарушающие свои процессуальные обязанности, подвергаются ответственности в виде наложения штрафа (на переводчика, понятого), привода (свидетель был вызван на допрос, однако по вызову не явился, в связи, с чем пришлось прибегнуть к принуждению — приводу) и др. Нормальная деятельность органов правосудия, не зависимость и неприкосновенность судей, деятельность органов государства, способствующих суду в реализации его функций, обеспечивается, в том числе и уголовно-правовыми средствами.

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ст. 118 Конституции). В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной  власти. Она осуществляется государственными  органами, выражает государственную  волю, ее составляют государственно-властные  полномочия.

2. Судебная власть принадлежит  только судам – государственным  органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

5. Процессуальный порядок деятельности  – важнейший признак судебной  власти. Процессуальный порядок  определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

6. Осуществление полномочий путем  судопроизводства – признак судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

7. Подзаконность судебной власти  означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

В настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. По мнению ряда правоведов, на положение судебной власти в государстве и обществе неблагоприятно влияет тот факт, что в соответствии с Конституцией РФ в нашей стране функционируют три автономные подсистемы органов судебной власти - конституционная юстиция, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Известно, что еще несколько лет тому назад в Государственную Думу России был внесен проект Федерального конституционного закона "Об административных судах в Российской Федерации", который предусматривает создание еще одной самостоятельной ветви судебной власти. Другие специалисты уже длительное время с удивительной легкостью предлагают учредить в РФ ювенальную юстицию, а другие считают необходимым сформировать в нашей стране патентные и другие суды.

Хотя очевидно, что уже имеющаяся разобщенность судебной власти Российского государства влечет за собой серьезные проблемы для обеспечения единого правового пространства Российской Федерации в целом. Несмотря на оптимистичные заявления отдельных руководителей высших судебных органов страны, проблему разобщенности судов и обеспечения единства судебной практики не удалось решить в условиях конкуренции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами за право толкования закона ни путем подготовки совместных Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, ни каким-то иным способом. Поэтому очевидно, что тем более не удастся решить эту проблему и тогда, когда количество конкурентов за право "единственно верного" толкования закона станет существенно больше. И тогда, скорее всего, будет так, как это зачастую бывает на Руси, толкователи права пойдут "кто в лес, кто по дрова".

Как показывает зарубежный опыт организации судебной власти в демократических федеративных государствах, система правления, основанная на разделении властей, включая их взаимные сдержки и противовесы, предполагает распределение власти между независимыми структурами принятия решений: т.е. между Федерацией и ее субъектами <8>. Таким образом, положительно решается вопрос о разделении властей по "вертикали". При этом особое значение имеет конституционное разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также компетенция между отдельными видами федеральных органов и субъектов Федерации. От решения данных вопросов зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, обеспечивая консолидацию государства и наций, либо рост центробежных тенденций, что может привести к политическому кризису и даже к распаду государства.

Информация о работе Судебная власть РФ