Судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.
В работе поставлены следующие конкретные задачи:
1. Раскрытие основных признаков судебной власти.
2. Определение демократических принципов судебной власти в Российской Федерации.
3. Раскрытие специфики реализации судебной власти.
4. Определение полномочий судов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика судебной власти РФ
1.1 Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Принципы осуществления правосудия
2. Специфика реализации судебной власти в РФ
2.1 Понятие и структура судебной системы
2.2 Характеристика основных звеньев судебной системы
3. Правовой статус судей в РФ
3.1 Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
3.2 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по конституционному праву.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

  Нормы Конституции РФ, касающиеся положения  Верховного Суда Российской Федерации, находят более детальное отражение в нормах Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года. В соответствии с действующим законодательством, Верховный Суд Российской Федерации исполняет все три судебные функции, т. е. рассматривает дела по первой инстанции, является судом кассационной инстанции, рассматривает дела в порядке судебного надзора.

  Помимо  указанных полномочий Верховный  Суд Российской Федерации:

  - изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

  -осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

  -разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие, из международных договоров РФ;

  - осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

  Юрисдикция  Верховного Суда Российской Федерации  распространяется на всю территорию Российской Федерации. В полномочия Верховного Суда РФ входит пересмотр в установленном порядке приговора, решения, определения и постановления любого нижестоящего суда общей юрисдикции. Решения, приговоры, определения, постановления, вынесенные Верховным Судом в кассационном порядке, обжалованию и опротестованию не подлежат.

    Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных  судах находится в ведении  Российской Федерации.

    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным  конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным  конституционным законом и другими  федеральными конституционными законами10.

    Систему арбитражных судов составляют: ВАС  РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов  Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

    Каждый  арбитражный суд, рассматривающий  экономические споры  между хозяйствующими субъектами России, является частью единой  системы, применяет единое материальное и процессуальное  законодательство.

    В законе об арбитражных судах определены основные задачи арбитражных судов: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

    Типовые принципы (руководящие начала) их деятельности установлены в ст.6. Это принципы законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, а также осуществления правосудия арбитражным судом на основе непосредственности и непрерывности судебного разбирательства. Принципы направлены на совершенствование арбитражного процесса, укрепления авторитета суда и правового положения лиц, участвующих в деле.

    Вступившие  в законную силу судебные акты арбитражных  судов – решения, определения, постановления  обязательны для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России.    

    Следует обратить особое внимание на применение принципов состязательности и равноправия  сторон. Действующие на каждой стадии арбитражного процесса соответствующие  нормы обеспечивают свободу по выявлению всех существенных обстоятельств по делу, обязывают стороны представлять необходимые доказательства своих требований и возражений. Введение правил непосредственности и непрерывности арбитражного судопроизводства (неизменный состав суда, непрерывность разбирательства) способствуют концентрации внимания суда на рассмотрении одного дела, принятию законного решения.

    В арбитражный суд за защитой своих  нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов вправе обратиться всякое заинтересованное лицо. Отказ от права на обращение в арбитражный суд недействителен (ст.4 АПК)11.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ В РФ 
 

    3.1 Предпосылки,  условия и порядок отбора кандидатов  на должности судей  

    Судьи – носители судебной власти. На них  возложена Конституцией РФ функция осуществления правосудия. Правосудие, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства12.

    Суды  осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных или присяжных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях – трех, в надзорной – не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешения дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы. Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей, независимо от того, в составе  какого суда они осуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы он представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом  и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.  Это все свидетельствует  о том, что установление единого правового статуса судей РФ, однако не исключает, а напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов. В законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяется федеральными законами, а в случаях предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации13

        Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция в частности устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Данные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В конституции оговорено, что федеральным законом может быть установлены дополнительные требования.

        Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для  низового звена федеральной системы, но они не достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи  этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование.

        В то же время некоторые требования к кандидатам в судьи различных  звеньев – неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для  кандидатов в судьи вышестоящих  судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи  Конституционного Суда РФ – не менее 15 лет.

        Отличаются  от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для  кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

        Требования  в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умения их применить на практике.

        Так же присутствует и нравственное начало, которое обращено к кандидату, а  должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее  порочащих его поступков, наличие  безупречной репутации.

        При  условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и   получена рекомендация от квалификационной коллегии судей14. 

    3.2 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение 

      Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть»15.

      Но  главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная.

      Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа - народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

      Считая  независимость судей важнейшим  фактором судебной деятельности и гарантией  осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст. 120). 
 
 
 

         

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В  конце своей работы  я  бы  хотела  подчеркнуть  тот   момент,  что,

несмотря  на  значительные  перемены  в  юридических   основах   нашего

общества, как то,  принятие  новой  Конституции  Российской  Федерации:

новый Гражданский  Кодекс, новый Уголовный Кодекс,  огромное  количество

принципиально новых нормативно-правовых актов  и др. судебная  власть  и

документы,  которые  ее  регламентируют  еще  далеки  от  совершенства.

Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества»  работы

органов судебной  власти,  для  этого  необходимо  обеспечить  реальную

независимость  судей,   материально-техническую   базу   для   органов,

осуществляющих  правосудие, а самое главное привести  в  соответствие  с

Информация о работе Судебная власть в РФ