Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:29, реферат
Актуальность темы состоит в том, что в современном обществе приоритетным направлением является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве
Понятие и основные функции судебных расходов
Виды судебных расходов гражданском судопроизводстве
Характеристика видов судебных расходов и порядок их распределения
Понятие и виды государственной пошлины
Издержки, связанные с рассмотрением дела
Основные правила распределения судебных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты их лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям, специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий (ст. 94 ГПК).
В состав судебных расходов входит (ст. 101 АПК РФ, ст. 88 ГПК РФ):
- государственная пошлина;
- издержки, связанные с рассмотрением дела.
Открытые перечни издержек содержатся в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса и в статье 94 Гражданского процессуального кодекса.
Согласно части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, участвующие в деле лица могут заключить соглашение о распределении судебных расходов. Соответственно расходы будут отнесены между спорящими сторонами согласно ему.
В гражданском процессе суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов или уменьшить их размер.
Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.
Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.
Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.
Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.
В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.
Основное отличие
Таким образом, можно сделать вывод, что выделяют два вида судебных расходов:
Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.
Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.
На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при обращении их в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Раньше, когда еще действовал
ФЗ "О государственной пошлине",
под государственной пошлиной понимался
установленный Законом
Сравнив эти определения, я думаю, что определение ФЗ "О государственной пошлине" было лучше, потому что оно не такое объемное, как Налоговом кодексе и более понятное.
Так определение Конституционного суда от 1 марта 2007 г. N 326-О-П уточняет, что государственная пошлина - это единственный и достаточный платеж за совершение судом (а также любым государственным органом) юридически значимых действий.
В Федеральном Конституционном законе "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Признаются они плательщиками лишь в том случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В зависимости от категорий дел законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины. Она может быть подразделена на следующие виды исходя из порядка ее расчета:
1) простая - установленная
законом государственная
2) пропорциональная - установленная
законом государственная
3) смешанная (комбинированная)
- сочетание в размере
С 29 января 2010 года увеличились
размеры государственной
Цена иска - это денежное выражение стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины.
Определение цены иска по имущественным спорам является обязательным требованием, тем более что без этого невозможно уплатить государственную пошлину, а это, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).
Так например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании частную жалобу К. на определение Свердловского областного суда от 15 июня 2009 г., которым разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. в части взыскания с К. государственной пошлины, судебных издержек в доход Республики Беларусь.
Судья суда Витебского района
Витебской области Республики Беларусь
обратился в суд с ходатайством
о принудительном исполнении данного
решения иностранного суда на территории
Российской Федерации в части
взыскания суммы
В частной жалобе, поданной К., поставлен вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены определения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно части 1 статьи 409
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (далее ГПК
РФ) решения иностранных судов, в
том числе решения об утверждении
мировых соглашений, признаются и
исполняются в Российской Федерации,
если это предусмотрено
Разрешая ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. в части взыскания с К. государственной пошлины, судебных издержек в доход Республики Беларусь, Свердловский областной суд пришел к выводу о том, что не имеется предусмотренных ст. 412 ГПК РФ и ст. 55 Конвенции оснований для отказа в признании и принудительном исполнении названного решения иностранного суда.
Таким образом, обжалуемое определение Свердловского областного суда от 15 июня 2009 г. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.
При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующим довзысканием пошлины сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.91 ГПК РФ цена иска определяется следующим образом:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
2) по искам об истребовании
имущества, исходя из
3) по искам о взыскании
алиментов, исходя из
4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
5) по искам о бессрочных
или пожизненных платежах и
выдачах, исходя из
6) по искам об уменьшении
или увеличении платежей и
выдач, исходя из суммы, на
которую уменьшаются или
7) по искам о прекращении
платежей и выдач, исходя из
совокупности оставшихся
8) по искам о досрочном
расторжении договора
9) по искам о праве
собственности на объект
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
Если говорить о размере, он зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и от его цены. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом. В нее включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).