Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа
Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.
Теоритическое задание «Сущность, принципы, модели социального государства». 3
Тесты ……………………………………………………………………………………………14
Список использованной литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина Основы социального государства
Номер варианта контрольной работы:1
Наименование направления (специальности, профиля подготовки):
Экономика-Финансы и кредит
Ф.И.Остудента: Подколзина Александра Юрьевна
Номер группы:ФКПО21И
Номер зачетной книжки 123340
Дата регистрации контрольной работы кафедрой ____________
Проверил:_____________________
Оценочное заключение:
Новосибирск 2013
Содержание
Теоритическое задание «Сущность, принципы, модели социального государства». 3
Тесты ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы 14
2
Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.1
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Понятие «социальное государство»
впервые употребил в 1850 году Лоренц
фон Штейн. Он включил в перечень
функций государства «
Признаки социального государства:
Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
Социально ориентированная структура экономики;
Формирование гражданского общества;
Разработка государством разнообразных социальных программ;
Развитое социальное законодательство;
Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
Социальная ответственность перед гражданами.
Функции социального государства:
Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
Охрана труда и здоровья людей;
Поддержка семьи, материнства, детства;
Устранение социального
неравенства путем
Поощрение благотворительной деятельности;
Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
Борьба с безработицей.
После Второй мировой войны
в Европе наблюдался всплеск симпатий
к идеалу социального государства,
под которым понимался
Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.
Когда доктрина социального
государства приобрела
Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.
С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).
Задача социального
a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.
Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся.
Существует несколько
моделей социального
Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.
Наиболее распространенной
моделью социального
В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.
К первому типу относятся
страны с социально ориентированной
рыночной экономикой, где бюджетные
отчисления и страховые взносы работника
и работодателя на социальные мероприятия
примерно равны и основными каналами
перераспределения являются государственные
частные (т.е. находящиеся под
Ко второму типу относятся
страны так называемого рыночного
социализма, в которых значительная
часть расходов на социальные нужды
берет на себя государство, а основным
каналом перераспределения
Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.
Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:
- экономическую свободу
человека и признание права
предпринимателей и их
- доверие к регулирующей
роли рынка через спрос,
- социальную справедливость
и солидарность общества, в том
числе путем налогового
- участие работников
в управлении производством и
распределением, в общественной
и государственной жизни,
Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.
Первое место в ряду положений, относящихся к концепции социального государства, занимает положение о социальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь «собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние».
Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.3 Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач.
Следующий постулат - социально-экономическое
равноправие индивидов и их общностей.
Социальные и экономические права
человека также неотчуждаемы и естественны,
как личные, принадлежащие каждому
от рождения. Уравнять всех и во всем
- это утопическая мысль, но вполне
реально предоставить индивидам
равные социально-экономические
Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком «легкая». Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.
Информация о работе Сущность, принципы, модели социального государства