Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов: - рассмотреть историю третейских судов в России; - раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;
- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства; - проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов; - описать особенности третейского разбирательства.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . .11
3. Сущность третейского судопроизводства
3.1. Понятие третейского суда……………………………………………….13
3.2. Состав третейского суда ……………….………………………………..16
3.3. Преимущества третейского суда………………………………………..17
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров………………………………………………………………………….19
4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров………………………………………………………………………….20
4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование
3. Сущность третейского
3.1. Понятие третейского суда………………
3.2. Состав третейского суда ………………
3.3. Преимущества третейского суда…
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.3. Исполнение и оспаривание
решений третейских судов………………
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа.
Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ. Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.1
Современные экономические реалии России требуют интенсивного создания инфраструктур, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Стабильность и предсказуемость - первейшие условия нормального гражданского оборота, те условия, которые могут быть обеспечены лишь в результате создания всех институтов рыночного хозяйствования.
В настоящее время в России наблюдается период оживления экономической жизни. Возрастает предпринимательская активность, коммерческий оборот ускоряется и расширяет свою сферу. Естественно, что чем интенсивнее развиваются связи между предпринимателями, тем больше вероятность возникновения правовых коллизий между ними. В то же время любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. В этих условиях очень важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.
Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.
Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).
В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.
Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора ad hoc.2
Стороны спора имеют
возможность выбора третейских
судей, которые будут
Таким образом, третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.
Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть историю третейских судов в России;
- раскрыть понятие
третейского суда и
- охарактеризовать общие
положения о процедурах
- проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов;
- описать особенности третейского разбирательства.
Третейский суд является самым первым судом в истории общества и наиболее демократично формируемым органом разбирательства споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал государственному. 3
На Руси наиболее распространенной была форма договорного разрешения споров при посредничестве третейского суда, как суда авторитета третьего лица.
Древнейшим историческим памятником института третейского суда на Руси является Договорная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым от 1362 г.
Главное назначение третейского суда на Руси – не столько строгое следование букве закона, сколько прекращение самой вражды, распри. Существовали следующие формы древнерусского третейского суда:
1. Третейский суд с суперарбитром: последним нередко был митрополит.
2. Третейский суд без суперарбитра, из нескольких лиц, во главе которых стоял игумен, иногда в качестве третейских судей был только игумен с братией.
3. Мировой ряд – весьма употребительная форма окончания споров полюбовным соглашением при участии «рядцев и послухов».
Первоначально применяемой формой договора была устная, которая затем, с развитием цивилизованности трансформировалась в писменную. Этот акт назывался записью. По уложению 1649 г., запись существовала «для силы компромисса». Запись свидетельствовалась рукоприкладством участников договора.
Решение третейских судей по древнерусскому праву – только мнение, которое тотчас же объявлялось сторонам. Решение третейских судей должно было быть единогласным и получало силу окончательного решения сразу после оглашения. Жалоба на третейских судей допускалась только в тех случаях, когда между самими третейскими судьями возникали разногласия, а потому и не могло состояться решение. В таком случае предусматривалась кассация приговора.
В Соборном уложении 1649 г. решение третейского суда впервые приравнивается к решению суда государственного. Формируемый на основе добровольного соглашения сторон, третейский суд относился к числу особых судов, дело в которых начиналось лишь по искам частных лиц.4
В 1832 г. было утверждено Положение о третейском суде. Это Положение входило в Свод законов 1833, 1842 и 1857 гг. По Положению 1831 г. узаконенный третейский суд предназначался для разбора споров между членами товарищества и вообще споров по делам акционерных кампаний, как между самими акционерами, так и между кампаниями и лицами посторонними. Узаконенному третейскому суду предписывалось руководствоваться в производстве дел правилами и обычаями, принятыми в общей торговой практике. На узаконенный третейский суд допускалась апелляция, которая подавалась во вторую инстанцию суда.
В 1887 г. Министерство юстиции
вышло в законодательном
ограниченные по закону в права приобретения, владения и пользования им. Таким образом, идея третейского суда была существенно нарушена.
К деятельности третейских судов настороженно относились не только позднейшее законодательство и судебная практика, но и ученые юристы-практики. Третейские суды фактически были изъяты из гражданского оборота.
Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года было предусмотрено, что граждане имеют право передавать свои споры о праве гражданском на рассмотрение третейского суда.
В период НЭПа институт третейских суда успешно использовался частными, предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы их споры по коммерческим операциям не стали достоянием гласности.
В 20-е годы государственным предприятиям было запрещено прибегать к помощи третейского суда, в 60-е запрет касался колхозов и организаций с их участием. Если третейский суд и внедрялся когда-то в странах бывшего СССР, то лишь с целью разгрузки государственных арбитров.
В начале 30-х годов третейские суды в России получили новое развитие. Были образованы два постоянно действующих третейских суда:
1. Морская арбитражная комиссия (МАК, образована в 1930 году, ныне состоит при торгово-промышленной палате Российской Федерации);
2. Внешнеторговая арбитражная комиссия – ВТАК, образована в 1932 г. Создание ВТАК было связано с необходимостью освобождения советских хозяйственных и торговых организаций от третейского разбирательства почти всех дел за границей.
Затем в 1993 году Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был переименован в Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП Российской Федерации.
За последнее время в России были созданы третейские суды в банковской сфере, в частности в 1992 г. – Третейский суд Ассоциации российских Банков (АРБ) – принят порядок разрешения споров в этом суде, который является постоянно действующим третейским судом, при Юридическом агентстве Ассоциации.
Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.
Какие нормативные правовые акты составляют основу регулирования третейского разбирательства?