Федеративное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.
Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

 

Россия как  суверенное федеративное государство  имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты государственности, элементы конституционно-правового  статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов.

Определяя конституционные  основы правового режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Впервые в Конституции РФ в этой статье установлены основы статуса конституционного шельфа. Хотя Конституция РФ не упоминает о недрах, они также входят в понятие государственной территории.

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции РФ).

2. Важным государственно-правовым  признаком, элементом конституционно-правового  статуса суверенного государства  является наличие гражданства.  В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.

В компетенцию  органов государственной власти Российской Федерации входит определение оснований и процедуры приобретения, изменения и прекращения гражданства; установление административного и судебного порядка обжалования решений по вопросам гражданства; порядка решения спорных вопросов гражданства между федерацией и субъектами.

Наличие федеративного  гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, входящих в состав федерации. Конституционный  принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного гражданства влечет за собой утрату гражданства республиканского.

3. Россия как  суверенное государство имеет  свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря  1993 года путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Суверенный  характер Российской Федерации обусловливает  верховенство и действие на всей территории федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения федерации и субъектов.

4. Государственно-правовым  признаком России как суверенного государства является наличие системы федеральных органов государственной власти. В содержание основ конституционного строя входит норма, устанавливающая, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст.11 Конституции РФ).

Наличие общефедеральных  органов государственной власти сочетается с существованием этих органов  в субъектах федерации. Статья 11 п. 3 Конституции РФ устанавливает в этой связи, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

5. Важнейшим  государственно-правовым признаком,  элементом конституционно-правового  статуса Российской Федерации  является наличие единых Вооруженных  Сил, единой системы обеспечения  обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.

6. Российская  Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.

Статья 8 Конституции  РФ закрепляет существование государственной  собственности и ее равную защиту с иными формами собственности. Российская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, в которой находятся промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федерации, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.

В Российской Федерации  существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

7. Российская  Федерация как суверенное государство  обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции  РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отмечается в Законе «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991г. статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).3

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения  Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения  Российской Федерации Конституция  делит на две группы:

1. Исключительные  предметы ведения и полномочия  Российской Федерации (ст 71 Конституции  РФ);

2. Совместные  предметы ведения и полномочия  Российской Федерации и ее  субъектов (ст. 72 Конституции РФ) (см. рисунок А.1 Приложения А) [7, С. 39].

Федеративный  характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость  конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией, Федеративным договором  и другими федеральными законами объем полномочий федерации может  корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают  возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

 

 

2 Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

 

2.1 Основы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации

 

Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа.

Республика  в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное  правовое государство, являющееся субъектом  федерации и строящее отношение  с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики. Федеративный договор, в содержание которого входят «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» именует республики суверенными государствами. Вместе с тем, Конституция РФ 1993г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Статья 65 Конституции  РФ закрепляет, что в состав Российской Федерации входят 21 республика, которые значительно отличаются друг от друга размерами территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и так далее. Вместе с тем, каждая республика имеет государственно - правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою  территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики, она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность, границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница Российской Федерации, если она проходит по территории данной республики.

2. Каждая республика  имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993г, где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство республик в ее составе.

Республики  вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен  принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики  имеют свои Конституции и законодательные  системы. Республика самостоятельно  разрабатывает и принимает Конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной  инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции  РФ). По предметам совместного ведения  Российской Федерации и республик  в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и  иные правовые акты республик не могут  противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации  и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Республика  наделена правом обращения в Конституционный  суд Российской Федерации в случаях  нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный  Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации [9, С. 306].

4. Каждая республика  в составе Российской Федерации  самостоятельно определяет и  формирует систему республиканских  высших органов законодательной,  исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В пределах ведения  федерации, совместного ведения  федерации и республики федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации