Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 22:00, курсовая работа
Итак, целью данной работы является изучение такого вопроса права как формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы политического (государственного) режима.
Введение. 3
Глава 1. Форма правления. 5
1.1. Монархия. 5
1.2. Республика. 8
Глава 2. Форма государственного устройства. 12
2.1. Унитарное государственное устройство. 12
2.2 Федеративное государственное устройство. 14
2.3. Конфедеративное государственное устройство. 16
Глава 3. Форма государственного политического режима. 18
3.1. Тоталитарный режим. 18
3.2. Авторитарный режим. 20
3.3. Демократический режим. 21
Заключение. 22
Список использованной литературы. 24
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не пе-ред парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской
республикой являются
Президентская форма
правления в различных странах
имеет свои особенности. Во
Франции президент избирается
всеобщим голосованием. Избранным
считается кандидат, получивший
абсолютное количество голосов.
Характерным для
всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие,
является то, что президент либо
совмещает полномочия главы
В цивилизованных
странах президентскую
В странах Латинской
Америки часто встречаются “
В современном цивилизованном
обществе принципиальных
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства - полисы - Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.
Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Термин “унитарное государство”
происходит от латинского слова “unus”, что переводиться как один, единственный.
«Унитарное государство – целостное централизованное
государство, административно-
Лишь некоторые очень мелкие
государства, преимущественно острова
в Океании, Карибском бассейне, не делятся
на административно-
Унитарные государства в свою очередь
подразделяются на простые и сложные.
Простое унитарное государство состоит
только из административно-
Унитарная форма государственного устройства имеет место в большинстве современных государств. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все административно-
Население унитарного государства
имеет единую государственную
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами власти.
Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом». В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» а в чем они ее утратят». Сейчас в мире 25 федераций, существенный рост государств с федеративной формой устройства наблюдался после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).
Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны (исключение — КНР). Территориальные образования в федерации носят название субъекты и имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. В России же Конституцией предусмотрено 6 различных наименований субъектов.
Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:
В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).
Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей». Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.
Информация о работе Форма государственного политического режима