Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель данной работы подробно рассмотреть вопрос касающийся предмета прокурорского надзора и полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- изучить полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
I. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие…………………………………………………………………5
1.1. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..5
1.2. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие……………………..7
II. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие………………………………………………………………….10
2.1. Характеристика полномочий прокурора по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие………………………….10
2. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона……………………13
Заключение………………………………………………………………………………………....16
Список используемой литературы………………………………………………………………..17
Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
Предметом
является законность деятельности органов
расследования на всех этапах уголовно-процессуальной
деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим
признаки преступления и регистрации
его до принятия прокурором окончательного
решения.
Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
II.
Полномочия прокурора
при надзоре за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
деятельность, дознание
и предварительное следствие
2.1.
Общая характеристика
полномочий прокурора
по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
деятельность, дознание
и предварительное
следствие
В целях устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочие прокуроров носят властно-распорядительный характер. Прокурор может быстро, без проволочек устранить любое нарушение закона.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ») Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия.
Прежде
всего прокурор выступает как
орган надзора за исполнением
законов. Обладая властно-
С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.
Наконец, прокурор наделен функциями административного характера относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.
Все эти разноплановые
Полномочия прокурора осуществляющего надзор за исполнением законов, организацией осуществляющей оперативно-розыскную деятельность:
Полномочия прокурора осуществляющего надзор за исполнением законов, организацией осуществляющей дознание и предварительное следствие:
(закон
«О прокуратуре» и УПК: ст.ст.
-прокурор
вправе возбуждать уголовное
дело и поручать его
- давать
согласие дознавателю,
- давать
согласие дознавателю,
- вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания передавать его следователю;
- продлевать
срок предварительного срок
- поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;
- рассматривать жалобы на действия (без действия) и решения должностного лица органа дознания (ст. 124 УПК);
- выносить
постановления и давать
Осуществляя
указанные полномочия, прокуроры
используют предусмотренные законом
и выработанные практикой формы
прокурорского реагирования на установленные
нарушения закона.
Такими средствами являются:
Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствуют Конституции и иным законам.
Содержание
протеста заключается в требовании
прокурора полностью или
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2: по надзору за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не в праве). В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании несоответствующих закону актов недействительными
Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в 10- дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме незамедлительно.
При
рассмотрении протеста коллегиальным
органом о дне заседания
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
В том случае если
протест не рассмотрен в установленный
законом срок, либо, по мнению прокурора,
необоснованно отклонен, он вправе обратиться
в суд общей юрисдикции или арбитражный
суд с заявлением о признании правового
акта недействительным.
Разновидностью
постановления прокурора
Решение о возбуждении уголовного дела оформляется мотивированным постановлением, материалами уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства расследования в органы дознания или предварительного следствия с соблюдением признака подследственности, либо принимается к производству прокурором.
Решение
о возбуждении дела об административном
правонарушении приносится прокурором
при наличии данных, указывающих
на признаки административного проступка
и оформляется мотивированным постановлением,
которое направляется для исполнения
органу, компетентному принимать меры
административной ответственности.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении
представления коллегиальным
В случае несоответствия
постановлений Правительства
Информация о работе Формы прокурорского реагирования на нарушения закона