Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Правоведению".
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
***
Право – это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
Структура права определяется как характеристика внутреннего строения права.
1. правовые нормы;
2. правовые институты;
3. отрасли права.
***
Норма права, отрасль права, институт права
Норма права – общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой.
Норма права имеет трехзвенную структуру – гипотеза, диспозиция, санкция.
По методу правового регулирования различают нормы права:
По форме выражения нормы права бывают:
Классификация норм права:
по субъекту правотворчества:
по сфере действия:
Нормы права группируются в отдельные части – отрасли, институты.
Отрасли права – это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.
(семейное, трудовое, уголовное, гражданское право)
Институты права - представляют собой совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права – институт правопреемника, институт признания, институт ответственности и др.
(например, авторское право,
***
Основные правовые системы современности
Не следует смешивать понятия «
В 1-м случае речь идет о внутреннем строении права (норма права, отрасль права, институт права).
Во 2-м случае – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институты, учреждений, существующих и функционирующих в государстве.
Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.
Классификация «правовых семей современного мира»:
1. Романо-германская семья – Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.
Признаки романо-германской правовой семьи:
1) единая иерархически построенная система источников права;
2) главную роль в формировании права играет законодатель;
3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;
5) деление системы права на отрасли.
2. Англосаксонская семья – Великобритания, США, Канада, Австралия.
Признаки англосаксонской
1) основным
источником права выступает
2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;
3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
4) отсутствие кодифицированных отраслей права;
5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.
3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;
3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;
4) отсутствует деление права на частное и публичное;
5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;
3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.
Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
***
Источники российского права
Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Источники права:
1.
Нормативно-правовой акт – это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Нормативные правовые акты РФ классифицируются:
а) законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации);
б) подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;
3) выражает волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой;
5) регулирует наиболее важные общественные отношения.
Виды законов:
1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции;
3) федеральные законы (ФЗ) как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества;
4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.
Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
а) нормативные правовые акты органов государственной власти РФ;
б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
в) органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.
а) кодифицированные акты (кодекс, устав и др.);
б) акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы).
а) постоянные;
б) временные;
в) исключительные.
а) общие;
б) специальные.
а) на всей территории РФ;
б) на территории какого-либо субъекта, муниципального образования.
а) акты внутреннего действия;
б) акты внешнего действия.
Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», либо в «Российской газете»)
2.
Нормативный договор - представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.
Нормативные договоры:
а) Федеративный договор (31 марта 1992 г.);
б) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами гос. власти субъектов РФ;
в) договоры между органами гос. власти субъектов РФ.
3.
Правовые обычаи – разновидность общегражданских обычаев. Их содержание – это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях
Правовые обычаи чаще
всего прямо не зафиксированы
в нормах действующего
В современной правовой системе РФ правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве.
4.
Прецедент – состоявшееся ранее решение или постановление суда (или иного органа) принимаемое за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов.
Необходимо различать понятия «