Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 21:44, шпаргалка
(1)Понятие и значение курса «Судоустройство». Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Судоустройство - совокупность правовых норм, определяющих задачи, полномочия и организацию суда, иных правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по отправлению правосудия и выполнению самостоятельно правоохранительной функции, связанной с охраной прав и законных интересов граждан, юрид. лиц и иных организаций, а также государственных интересов на территории РБ.
- вносит на утверждение Пленума ВС РБ представления по составу судебных коллегий ВС РБ;
- формирует судебные составы для рассмотрения дел;
- осуществляет иные полномочия
в соответствии с
(16)
Система хозяйственных судов
РБ. Хозяйственные суды областей
(г. Минска), специализированные
Систему хозяйственных судов составляют:
- хозяйственные суды областей (г. Минска);
- ВХС РБ;
В системе хозяйственных
судов могут создаваться
Состав:
Хозяйственный суд области (г. Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.
Компетенция:
Хозяйственный суд области (г. Минска):
- рассматривает в пределах
своей компетенции дела в
- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;
- готовит предложения
по совершенствованию
Специализированный хозяйственный суд:
- рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;
- изучает и обобщает судебную практику, ведёт и анализирует судебную статистику;
- готовит предложения
по совершенствованию
(17) Система хозяйственных судов РБ. Высший Хозяйственный Суд РБ: состав, компетенция.
Систему хозяйственных судов составляют:
- хозяйственные суды областей (г. Минска);
- ВХС РБ;
В системе хозяйственных
судов могут создаваться
ВХС РБ возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Состав:
ВХС РБ состоит из судей ВХС РБ, в том числе Председателя ВХС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВХС РБ.
Компетенция:
ВХС РБ:
- рассматривает в пределах
своей компетенции дела по
первой инстанции, в
- изучает и обобщает
практику применения
- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами РБ постановлений Пленума ВС РБ;
- оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;
(18) Понятие и содержание статуса судьи.
Судья всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими.
Судьи военных судов и Военной коллегии ВС РБ, являются военнослужащими.
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Судья не может быть переведён на другую должность или в другой суд без личного согласия.
Судьи являются неприкосновенными
в течение срока своих
Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.
На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.
Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания РБ, депутатами Палаты представителей Национального собрания РБ и местных Советов депутатов, а так же членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
(19) Требования к кандидату на должность судьи.
Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками. Имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее 3 лет, порядок исчисления которого определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом. Не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
Требования к кандидату на должность председателя, заместителя председателя общего и хозяйственного судов.
Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3 лет.
Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.
(20) Квалификационный экзамен на должность судьи общего и хозяйственного судов. Зачисление кандидатом в судьи.
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально - психологических качеств.
К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями.
Зачисление кандидатом в судьи:
Заявление о зачислении кандидатом
в судьи с приложением
Квалификационная коллегия судей даёт оценку деловым и морально – психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.
(21) Порядок назначения судьи на должность. Государственная защита судей.
Назначение судей: судьи районных (городских), военных, областных (Минского городского) судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВС РБ.
Судьи хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВХС РБ.
Судьи ВС РБ и ВХС РБ назначаются Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ по представлению соответственно Председателя ВС РБ и Председателя ВХС РБ.
Судьи назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. До начала работы каждый судья обязан принести присягу.
Государственная защита судей: судьи в процессе осуществления своей деятельности подлежат обязательному государственному страхованию за счёт средств республиканского бюджета.
(22)
Дисциплинарная
Основания для
привлечения судьи к
Судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
за нарушение Кодекса чести судьи РБ;
за несоблюдение судьями
правил внутреннего трудового
Виды дисциплинарных взысканий:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
понижение в квалификационном классе судьи на срок до 6 месяцев;
освобождение от должности;
(23)
Приостановление и прекращение
полномочий судей общих и
Полномочия судьи
Прекращение полномочий судьи:
в случае: отставки;
подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;
истечения срока его полномочий;
прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты;
назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;
вступления в законную силу обвинительного приговора;
признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтверждённой мед. заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее 1 года) исполнять обязанности судьи;
достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;
(24)
Структура Министерства
(25) Основные функции Министерства юстиции РБ
- разрабатывает по поручению
Президента РБ, Национального собрания
РБ, Совета Министров РБ и по
собственной инициативе
- осуществляет подготовку предложений о кодификации законодательства РБ, участвует в подготовке к выпуску кодексов и сборников законодательства РБ;
- проводит обязательную
юридическую экспертизу и даёт
заключения по проектам
-отменяет либо приостанавливает действие несоответствующих законодательству РБ правовых актов руководителей организаций системы Минюста;
- формирует банк данных нормативных правовых актов РБ на бумажном носителе;
- распространяет правовую
информацию в судах и
(26)
Прокуратура РБ: понятие, задачи,
принципы организации и
Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
(27)
Основные направления
Надзор за:
а) исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
б) исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
в) соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
г) соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.