Алфавитный каталог, его значение в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику алфавитному каталогу, его значению в библиотеке.
В современной библиотеке каталоги основа любой библиотечной деятельности и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций. В условиях ЦБС появляется необходимость совершенствования системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется структура библиотеки, возрастает число читателей, развиваются традиционные и появляются новые формы библиотечного и библиографического обслуживания. Система каталогов и картотек расширяется.

Содержание

Введение 3
1. История создания алфавитного каталога. 4
2. Роль алфавитного каталога в воспитании и самообразовании. 6
3. Алфавитный каталог как обязательная система каталогов библиотеки. 8
4. Алфавитный каталог: функции, расстановка карточек. Как работать с алфавитным каталогом библиотеки. 11
а) Алфавитный каталог нотных изданий 19
б) Алфавитный каталог материалов звукозаписи. 20
в)Алфавитный каталог диаматериалов 21
5. Оформление алфавитного каталога 22
6. Редактирование каталога. 26
Заключение. 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Алфавитный каталог.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

- с помощью листовок, памяток,  других изданий.

Заметно, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной  бессистемной информации. Поэтому информация должна быть размещена там, где у  читателя возникает соответствующая  потребность в ней.

Обычно рядом с каталогом  размещают плакат с алгоритмом поиска и памятку для читателей, содержащую все необходимые сведения о данном каталоге:

- перечень основных делений  каталога

- что такое разделитель, какие  сведения на нем размещены

- как разделы связаны между  собой ссылками и отсылками

- группировка карточек за разделителями

- увеличенный макет каталожной  карточки: с помощью стрелок на  внешних полях показать все  элементы библиографической записи  и шифры издания. 

Для того чтобы привлечь внимание к каталогам и картотекам, надо их хорошо  иллюстрировать, таким  образом, приучают пользоваться каталогами.

Алгоритм поиска и плакаты не заменяют знаний по информационной культуре, библиотечных уроков, а лишь дают возможность  закрепить

полученные знания и приобрести навыки самостоятельного поиска информации.

Список  использованной   литературы

 

1.  Сукиасян Э.Р.  Библиотечные каталоги : метод. материалы /Э.Р.

    Сукиасян. - М. : НПО Профиздат,  2001. - 192 с. - (Соврем. б-ка ;

    вып. 19).

2.  Каталоги и картотеки ЦБС. - М. : Книга,1985. - 128с.

3.  Сукиасян Э.Р. Систематический каталог : практ. пособие / Э.Р.

    Сукиасян. - М. : Книга, 1990. -186 с.

4.  Краткий справочник школьного  библиотекаря / под ред. Г.И.

    Поздняковой. - СПб. : Профессия. - 2001. - 352с. – (Б-ка),

5.  Библиографическое описание электронных  ресурсов : методич.

    Рекомендации / Рос, Гос. б-ка ; Межрегион, ком. по каталогизации. –

    М.: Б.и. - 1998. - 30 с.

6.  Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама /

    С. Г. Матлина ; гл. ред. СИ. Самсонов. - М. : Либерия, 1997. - 96с : ил.

7.  Справочник библиотекаря. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина ; сост.

    С.Г.Антонова, Г.А.Семенова. - М.: Книга, 1985. - 303 с.

8.  Работа со справочно-библиографическим  аппаратом библиотеки :

    метод, рекомендации. - Ставрополь, 1987. - 27с. - (Издание СПИ).

9.  Швецова-Водка   Т.Н.   Классификация   компьютерных

    библиографических ресурсов.  /Г.Н.  Швецова-Водка // Мир

    библиографии. -2001.-№2.- С. 14-21.

    10.  Воронько К.Л. Организация  библиотечных фондов и каталогов. /

         К.Л. Воронько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга. - 1981. - 332 с.

    11.  Морозова Т. Чем меньше книг, тем больше каталог. ББК:

         подробности,  изменения, дополнения. / Т. Морозова. // Библиотека в

         школе. - 2000. - № 1. - С. 11-13.

    12.  Система каталогов  и картотек библиотеки// Библиографическая 

         работа  в библиотеке организация и  методика. - М., 1990. - С. 87-92.

    13.  Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А.

         Минкиной. - СПб. : Профессия, 2004. - 432с.

    14.  Сукиасян Э.Р. Выручит только АПУ: о методике составления

         алфавитно-предметного  указателя к каталогу / Э.Р. Сукиасян // 

         Библиотека. -1 993. - № 7. - С. 37 - 38.

    15.  Сукиасян Э.Р. Еще раз о расстановке карточек / Э.Р. Сукиасян //

         Библиотека. - 2002. - № 6. - С. 29-31.

    16.  Хартюнова Л.В. Библиотечные каталоги. Назначение, виды, 

         Историография  : учеб. пособ. для студентов библ. фак / Л.В.

         Хартюнова. - М. : Б.изд., 1992. - 70с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотечный урок  «Алфавитный  каталог»

Цель урока:  первоначальное знакомство со структурой  алфавитного каталога,  выработка навыков и умений  работы с каталогами при поиске литературы.

Оборудование:  увеличенная каталожная карточка;  книга для каждого ученика и каталожная карточка  с описанием этой книги.

Ход урока.

Библиотекарь:

Что означает слово «каталог»? Какие  каталоги вы знаете?

(Ответы учеников).

Библиотекарь. Вот это большое сооружение, предмет мебели, похожий на дом,  называется каталог.  В нем располагаются каталожные ящики. Каталоги  состоят из карточек. Посмотрите, ребята, у каждого из вас есть каталожная карточка.

  Итак,  из карточки мы узнали  об авторе  книги:  как она называется. В каком городе её создали;  в каком издательстве она родилась;  сколько в книге страниц;  есть ли в ней иллюстрации и т.д.

     На карточках  могут  быть аннотации, Вспомним, что  это такое? 

Ответы учеников.

 

Библиотекарь:

  Итак,  все самые важные  данные помещаются на карточку. А откуда  же эти данные берутся?  Рассмотрите книги, которые вам  выдали вместе с карточкой.  Сравните титульный лист и  записи на карточках.

Каталог -  это перечень всех произведений печати, имеющихся в библиотеке.

    Каталог составлен по  определенному плану  и предназначен  для того, чтобы  помочь читателю  при выборе книг. Ни одна библиотека  не может обойтись без каталога.  Есть даже особая библиотечная  профессия -  каталогизатор, т.е.  человек, занимающийся  составлением  каталогов.

    Алфавитный каталог -  самый простой.  Достаточно знать  фамилию писателя, книга которого  вам нужна (или заголовок  книги,  если нет автора), и  в алфавитном каталоге  она сейчас  же найдется.  Главное – помнить, что  во внимание  принимаются все буквы в слове (фамилия писателя или  заголовка).

Практическое задание

  1. Определите, в какой   последовательности  стоят в каталоге  карточки на книги авторов (рассуждаем вслух);

Горький, Гончаров, Гумилев, Гоголь, Гайдар.

  1. В русской литературе известны три  замечательных писателя- однофамильца. Как располагаются карточки  в алфавитном  каталоге:

Толстой Лев Николаевич (3),  Толстой  Алексей Николаевич (2), Толстой Алексей Константинович (1)?

  1. Какие книги   Н. Носова есть в библиотеке?
  2. В каких издательствах изданы  произведения  М.Ю. Лермонтова, имеющиеся в библиотеке?
  3. Назовите  художника иллюстратора  книг В. Бианки  «Мышонок Пик»

Библиотекарь: Надеюсь,  ребята,  вы поняли, как нужно искать книгу в алфавитном каталоге и какие сведения вы можете получить из алфавитного каталога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Алфавитный каталог, его значение в библиотеке