Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 08:44, реферат
Документирование управленческой деятельности - основа делопроизводства и один из наиболее сложных вопросов, решаемых в процессе работы с документами. Правильно составленный и оформленный документ упрощает и ускоряет процедуры его обработки и позволяет в дальнейшем лучше понять его значение как исторического источника и точнее установить срок хранения. Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать специфику языка служебной документации, более подробно рассмотреть методические рекомендации по составлению текстов служебных документов, выработанные на основе передового опыта, сложившихся традиций и новейших достижений в области документной лингвистики. Управленческая документация включает широкий круг разнородных документов, необходимых для выполнения функций управления в организации. Функциональная принадлежность документов - это первое, что следует учитывать при подготовке служебной документации.
ВВЕДЕНИЕ
Документирование
1. Особенности
языка и стиля служебных
Понятие служебный документ
(деловая бумага) используется в административно-управленческой
сфере общественной практики. Речевое
общение в сфере управления обладает рядом
специфических особенностей, объясняемых
условиями делового общения. Особое значение
в этом плане имеет то, что участниками
делового общения, по существу, являются
юридические лица - организации, учреждения,
предприятия, должностные лица, работники.
Характер и содержание информационных
связей, в которые они могут вступать,
зависят от места организации в иерархии
органов управления, ее компетенции, функционального
содержания деятельности и других факторов.
Отношения между организациями устойчивы
и регламентируются правовыми нормами,
вследствие чего информационные потоки
организации имеют «запрограммированный»
характер, отвечающий потребностям организации
и соответствующий ее месту в системе
органов управления и организаций.
- широкое использование
трафаретных и типовых текстов
при описании повторяющихся
- создать типовые (трафаретные) формы
документов по стандартным ситуациям. К наиболее используемым относятся следующие
словосочетания: контроль возлагается...,
выговор объявляется..., должностной оклад
устанавливается..., в связи co сложным положением...,
в целях обеспечения..., в соответствии
с Вашей просьбой..., считаем необходимым...,
согласно приказу..., принимая во внимание...,
допущены просчеты..., утвердить и ввести
в действие..., сообщаем, что в период…,
направляем на рассмотрение и утверждение,
проверкой установлено, что и т. п. Деловая
речь становится фразеологически устойчивой,
наполняется готовыми языковыми формулами,
трафаретами, штампами. Примером таких
штампов являются, в частности, конструкции
с отыменными предлогами, мотивирующими
действия: в соответствии с решением (приказом,
распоряжением), в связи с началом (возможностью,
необходимостью), в целях улучшения (ограничения,
экономии) и т. п. Подобные выражения (независимо
от того, осознает это говорящий или нет)
нередко начинают выполнять функцию терминов,
отвечающих специфике той или иной управленческой
ситуации.Ту же роль играют так называемые
канцеляризмы: исходатайствовать, завизировать,
заслушать, надлежащий, непринятие (мер),
малоупотребительные в других стилях
языка. -ограниченная сочетаемость слов. Правильно Неправильно Вносить предложения -Давать предложения Предоставить
кредит-Выдать кредит Обладать правом-Владеть
правом Вступать в силу-Входить в силу Ограничение
типов языковых единиц, используемых в
деловых текстах, и общая регламентация
формы документов обусловливают другую
важнейшую особенность деловой речи высокую
частотность отдельных языковых форм
на определенных участках текстов документов.
В качестве простейшего примера можно
указать на абсолютное преобладание форм
именительного падежа в элементах оформления
документов, в текстах, построенных по
принципу анкет или таблиц. Тексты, в основе
которых лежит «естественная» связная
речь, разумеется, имеют более сложную
грамматическую организацию. Однако и
в этом случае воспроизводимость отдельных
языковых единиц оказывается значительно
более высокой, чем в других разновидностях
речи. Главная причина этого явления сознательная
установка на стандартизацию языка при
отображении типовых ситуаций делового
общения. Так, в документах, как правило,
не допускается использование неологизмов
(даже образованных по традиционным моделям),
если они не имеют терминологического
смысла и могут быть заменены общелитературными
словами. Если же они употребляются, то
нуждаются в пояснениях в тексте (обычно
в скобках).При использовании терминов
(а в деловом языке они распространены
очень широко) не допускается искажение
их формы или замена профессионализмами,
жаргонизмами и т. п.В деловой речи ограничены
возможности лексической сочетаемости
слов: служебное письмо составляется (
2.Использование
предложений с большим числом
слов, что обусловлено: 1) распространенностью предложений.
Очень часты, например, конструкции с последовательным
подчинением однотипных падежных форм
(обычно форм родительного падежа): Назначение заместителя начальника цеха
термообработки металла Т.Н. Николаева на должность главного инженера завода поддержано всем коллективом предприятия; 2) обилием предложений с однородными
членами (их число даже в линейно записанных
фразах может достигать двадцати и более);
крайним случаем сложных перечислений
являются рубрицированные построения
типа: постановляет: 1. Определить... а)... б)... в)..
3. Активное
использование страдательных
представляется возможность..., комиссией было обнаружено...
и безличных форм, хотя в целом документ составляется, как правило, от третьего лица.
4. Использование нетипичных
для других языковых стилей
способов словоизменения, например
развитие форм множественного
числа у отвлеченных
закончить строительством, принять с хорошим качеством, передать по принадлежности и т.п.
Несмотря на то, что подобные обороты встречаются в деловой речи довольно часто, по-видимому, их следует избегать, поскольку они не соответствуют нормам общелитературного словоупотребления.
Таким образом, процесс стандартизации деловой речи охватывает все уровни языка -- и лексику, и морфологию, и синтаксис. В итоге складывается устойчивый речевой стереотип, воспринимаемый говорящими как особый, функционально ориентированный тип языкового нормирования текстов, т. е. особый функциональный стиль.
Общая схема стандартизации деловой речи в целом достаточно проста: типовая ситуация -- стандартизованная речевая манера. Однако языковые средства, используемые деловой речью, достаточно многообразны: причем они отлично приспособлены для передачи весьма специфичной производственной, юридической, финансовой и административно-управленческой информации.
Деловая речь накопила огромное число проверенных многолетней практикой терминов, формул, оборотов речи. Кроме того, использование готовых, прочно вошедших в деловой обиход словесных формул и конструкций позволяет говорящему (пишущему) не тратить время на поиск определений, характеризующих стандартные ситуации. Стандартизация (точнее, терминологизация) деловой речи существенно повышает информативность документов, заметно облегчает их восприятие и оценку специалистами, что способствует большей оперативности документооборота в целом.
Совершенно не правы те, кто видит в стандартизации деловой речи «обеднение» и даже «порчу» литературного языка. Плох не «канцелярит» как таковой -- напротив, его развитие соответствует общим закономерностям эволюции современного общества, например все большей автоматизации труда, внедрению компьютерных способов обработки, передачи и хранения информации. Плохо злоупотребление «кацеляритом» там, где он неуместен, -- в публицистике, в художественной литературе, в обиходном общении.
2. Распоряжение
Распоряжение - правовой акт, издаваемый руководителем для разрешения оперативных вопросов. Распоряжения организации составляются в основном по вопросам: информационно-методического характера, повседневной административной, производственно-хозяйственной деятельности, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, правил и других документов, например:
- о распределении обязанностей между заместителями руководителя компании;
- передаче дел и
документов увольняемыми
- применении правил
работы с конфиденциальными
- сроках предоставления авансовой отчетности;
- порядке использования служебного автотранспорта;
- проведении ежегодной диспансеризации работников и т.п.
Распоряжение государственного или муниципального органа управления - правовой акт, обязательный для исполнения организациями и гражданами, которым распоряжение адресовано. Распоряжения, затрагивающие права и интересы граждан, должны быть опубликованы в течение двух недель в официальных изданиях.
Распоряжение должно иметь: наименование вида документа; дату; номер; заголовок к тексту; текст; подпись.
Текст распоряжения состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной:
- в констатирующей части указывают основания издания распоряжения;
- в распорядительной части указывают: «ПРЕДЛАГАЮ (ОБЯЗЫВАЮ)»; «кому» (исполнителю или структурному подразделению); «что сделать» (указывают конкретную работу); «до какого числа» (сроки ее окончания).
Информация о работе Анализ особенностей языка и стиля служебных документов