Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 04:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение значения и роли ДОУ в системе управления РФ.
Исходя из цели автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность документационной системы управления;
- исследовать документационное обеспечение управления в условиях современных технологий;
- осветить основные нормативно-методические материалы по делопроизводству
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ДОУ в системе управления Российской Федерации…….. ………..…5
1.1 Сущность документационной системы управления………………...…...…5
1.2 Значение документационного обеспечения управления……………...……7
1.3 Документационное обеспечение управления на
современном этапе…………………………………………...………………….11
Глава 2. Направления классификации, стандартизации и
унификации документов……………………………………... ..…………….…19
2.1 Основные нормативно-методические материалы по
делопроизводству………………………………………………………………..19
2.2 Документы, регламентирующие процесс делопроизводства на
предприятии…………………………………………………………………...…26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников……………………………………………..34
Органы Росархива имеют законное право контролировать порядок осуществления делопроизводства и соблюдения нормативных требований в этой области на любом предприятии и в любой организации РФ2. С 1 июля 2002 г. в России введен в действие Кодекс РФ об административных нарушениях, где, в частности, предусмотрены административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в виде предупреждения или наложения на должностных лиц штрафа от трех до пяти МРОТ3. Санкции за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, налагаемые на должностное лицо, могут быть в пределах от пяти до десяти МРОТ, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста МРОТ4 .
Информационно-документационное обслуживание является основной обеспечивающей функцией управления, выполнение которой требует профессиональных знаний. Уровень, качество этого обеспечения определяет оперативность, четкость и слаженность работы организации, влияет на деловую репутацию и, в конечном счете, на выживаемость фирмы. Организацию делопроизводства осуществляют специалисты, а при больших объемах работы - целые подразделения (управления делами, общие отделы, канцелярии, секретариат, экспедиция).
Как и любая другая важная
деятельность, документационное обеспечение
управления требует внимания руководителя
(менеджера) и понимания им важности
и особенностей этой работы. Любой
руководитель является, с одной стороны,
организатором производства и управления
и поэтому обязан уделять внимание
документационному обеспечению
управления, его организации, персоналу,
занимающемуся
В силу несовершенства человеческой нравственности, преобладания у человека тяги к обеспечению в первую очередь своих интересов, остается необходимость закреплять принимаемые решения в документах, имеющих юридическую силу и позволяющих обеспечить защиту, гарантию соблюдения интересов взаимодействующих сторон. Рассказы об устных сделках, совершавшихся русскими купцами в прошлом веке, не содержат, обычно, упоминания о наличии купеческих гильдий, вступление в которые было сопряжено с проверкой на честность и поручительством других членов гильдии. Исключение из гильдии за нарушение данного слова вело к потере клиентуры и разорению "разгильдяя". Устные же договоренности современных зарубежных бизнесменов подкрепляются, как правило, составлением юристами и экономистами фирм-участников сделки полноценного коммерческого соглашения.
1.3 ДОУ на современном этапе
Наше время, насыщенное информационными технологиями, предъявляет новые требования к документам и службам, ответственным за их создание, обращение и хранение. Новые требования предъявляются сегодня в равной мере и к руководителям, и к персоналу, ответственному за подготовку и прохождение документов. На наших глазах изменилась сама терминология. Традиционное понятие "делопроизводство" начинает уходить в прошлое. На смену приходит несколько громоздкое, хотя и точное по сути словосочетание - "документационное обеспечение управления" (ДОУ).
Что же такое ДОУ в современном
понимании? Прежде всего, это понятие
охватывает не только организационно-
С этим связана и вторая,
главная особенность ДОУ по сравнению
с делопроизводством - оно предполагает
использование более
В такой ситуации очень
важно различать две стороны
перехода к новым технологиям
ДОУ - техническую и организационную.
Первая из них охватывает разработку
или приобретение компьютерных программ,
закупку и установку
Что касается организационной стороны, то здесь все далеко не так просто. Переход на новые технологии требует надлежащей правовой и нормативной базы, продуманной системы архивного хранения, квалифицированных исполнителей и (это, пожалуй, главное) руководителей, способных охватить весь круг сопутствующих проблем. Самые совершенные технологии без этих условий не принесут ожидаемого результата.
Рассмотрим обе стороны проблемы более детально.
Существующие сейчас автоматизированные
системы ДОУ можно условно
разделить на три класса или уровня.
Системы первого уровня (их можно
определить как автоматизированные
системы управления бумажным документооборотом)
обращаются не с документами как
таковыми, а с сопроводительной документацией,
представляя собой электронный
аналог журналов входящей и исходящей
документации, регистрационных карточек
и т. п. На сегодняшний день этот уровень
автоматизации ДОУ в
Ключевым признаком второго
уровня является наличие в системе
полной электронной версии каждого
документа, что позволяет вести
полнотекстовый поиск по его содержанию,
передавать документ по локальной вычислительной
сети организации, а также обмениваться
документами с внешними (вышестоящими
или подведомственными) организациями
посредством корпоративной сети
или обычной электронной почты.
Такие системы имеют богатые
возможности поиска и средства разграничения
доступа к информации, часто включают
в себя подсистемы сканирования и
распознавания текста (для создания
электронных версий бумажных документов).
На этом уровне появляется возможность
интегрировать в систему
Придание электронным
документам юридической силы дает возможность
отказаться от бумажных "двойников"
и перейти к полностью
Полноценная система ДОУ третьего уровня должна предусматривать процедуру экспертизы ценности документов, определять сроки их хранения, а по истечении этих сроков обеспечивать их уничтожение или передачу в государственный архив вместе со всей сопроводительной документацией. Все эти вопросы в большинстве ведомств также пока не решены.
Единственной системой ДОУ,
которую можно с полным основанием
классифицировать как систему третьего
уровня, пока остается республиканская
сеть межбанковских расчетов. Она
обеспечивает прохождение платежных
поручений между банками в
электронной форме, с поддержкой
цифровой подписи. Для хранения электронных
документов создан Центральный архив
межбанковских расчетов - первый ведомственный
электронный архив в нашей
стране. Сейчас создается аналогичный
архив для собственных
Аналогичные системы находятся в стадии разработки и внедрения в ряде ведомств: Министерстве статистики и анализа, Министерстве по налогам и сборам, Фонде социальной защиты населения и др. Например, в налоговом ведомстве близка к завершению система, которая позволит юридическим и физическим лицам заполнять налоговые декларации в электронной форме, снабжать их личной цифровой подписью и отправлять по электронной почте. В распоряжении работников министерства окажется полная база данных по всем субъектам хозяйствования, которую в дальнейшем можно будет совместить с системой внутреннего документооборота.
В других органах государственного
управления продолжают доминировать системы
первого и второго уровня, а
кое-где бумажный документооборот
сохраняется в практически
Несмотря на богатый набор
возможностей, все подобные системы
имеют несколько существенных ограничений,
которые и позволяют объединять
их в один класс. Прежде всего, они
оперируют не с электронными документами
в полном смысле этого слова, а
с электронными копиями бумажных
документов. Параллельно в организациях
все равно существуют бумажные оригиналы,
юридическую силу которым придают
имеющиеся на них подписи и
печати. Именно эти традиционные документы
подлежат обязательному архивному
хранению, в то время как их электронные
версии используются и сохраняются
лишь из соображений практического
удобства. По этой причине и программно-
Нашей стране предстоит преодолеть еще немало преград. Очевидно, что в идеале ведомственные системы электронного документооборота и государственная система архивного хранения должны стать компонентами единой, более общей системы ДОУ, охватывающей весь аппарат управления. Но в сегодняшних условиях представляется нереальным создание такой системы по единому плану. Слишком различаются финансовые и кадровые возможности разных ведомств, да и традиции документооборота в них бывают достаточно специфичными. В тех случаях, когда руководство "созревает" для решения о создании собственной системы ДОУ, это решение обычно принимается без учета аналогичных систем, уже существующих или внедряемых в других ведомствах.
На практике это приводит к довольно любопытным результатам. Например, в Москве системы ДОУ внедрены как на уровне мэрии, так и во всех районных префектурах. Но при этом каждая из них разрабатывалась отдельно и, как правило, другим системным интегратором. Электронная версия документа, поступающая из мэрии в префектуру, не может быть автоматически переадресована в низовые звенья этой префектуры - их автоматизированные системы несовместимы. По этой же причине разные префектуры не могут обмениваться электронными версиями документов между собой. Нечто подобное намечается и в нашей стране. Притом в случае внедрения разными ведомствами разных средств ЭЦП взаимная несовместимость может быть унаследована и даже усугублена при переходе к системам третьего уровня.
Видимо, в обозримом будущем сохранится совокупность локальных и корпоративных сетей, в каждой из которых правила обращения с электронными документами (включая и конкретную реализацию средств ЭЦП) могут существенно различаться. Но параллельно с ними вскоре должна появиться межкорпоративная сеть, по которой будет осуществляться документооборот между органами государственного управления. Принципиальное решение о ее создании в нашей стране уже принято. Более того, фактически уже создана замкнутая система телекоммуникаций, охватывающая органы государственного управления и наиболее важные государственные учреждения. Но, прежде чем в этой системе начнут циркулировать полноценные электронные документы, предстоит преодолеть ряд организационных проблем.
Нужно регламентировать формат,
в котором документ будет поставляться
в сеть (включая как логическую,
так и физическую его структуру),
а также определить порядок его
передачи из одной сети в другую.
В период сосуществования полуавтономных
сетей разного уровня документ, видимо,
будет проходить несколько
Информация о работе ДОУ в системе управления Российской Федерации