5.Индивидуальность
регистрации(или иначе — поименность),т.е.
сбор сведений о каждом человеке в отдельности,а
не в виде суммарных итогов по семье,хозяйству,жилищу
и т. п.При дальнейшей обработке собранных
данных индивидуальные сведения суммируются
в соответствии с программой обработки
итогов переписи и превращаются в обезличенные
статистические таблицы. Но на этапе непосредственного
сбора сведений они собираются о каждом
человеке по отдельности.Такой принцип
обеспечивает возможность при дальнейшей
разработке итогов получать самые разнообразные
комбинационные группировки из собранных
данных.
6.Непосредственное
получение сведений у населения.Многие сведения о населении
содержатся в различного рода документах(в
паспортах и удостоверениях личности,
в учетных документах отделов кадров,в
домовых книгах,в паспортных отделах милиции,в
военкоматах,в регистратурах органов
здравоохранения и социального обеспечения
и т.д.). Казалось бы, зачем проводить дорогостоящие
и трудоемкие переписи населения?Не лучше
ли собрать и суммировать сведения, имеющиеся
в документах.Но, во-первых,документы создаются
для определенных,ограниченных задач,
и они различаются для определенных категорий
населения.Поэтому круг сведений,содержащихся
в документах,неодинаков,различается
в зависимости от тех целей,в соответствии
с которыми эти документы создаются, и,как
правило,не охватывает всех необходимых
сведений, в которых заинтересовано государство
и наука. Во-вторых,поскольку документы
создаются с определенными целями и затрагивают
интересы людей и государства,в них могут
содержаться ошибки и подделки.Кроме того,сведения
в документах(при всей своей законности)могут
не соответствовать действительному гражданскому
состоянию человека. Например,человек
прописан в одном месте,а фактически проживает
в другом. Или человек, согласно свидетельству
о браке, числится состоящим в одном брачном
союзе, а в действительности давно уже
состоит в другом союзе или не состоит
ни в каком. Или у человека в паспорте записана
одна национальность,но в своем самосознании
он ощущает внутреннюю,духовную связь
с другой национальностью,с ее культурой,обычаями,
правилами поведения и т.п. Это нередкий
случай в многонациональных странах, особенно
в тех, где какая-нибудь одна национальность—
«первая среди равных», другие— не «первые
среди равных»,а третьи — и вовсе не равные«первым».
Тогда на выбор национальности по одному
из родителей при получении паспорта могут
влиять конъюнктурные соображения,которые,
если таких случаев окажется много,могут
исказить данные о реальномэтническом
составе населения.Так что же нам нужно:
размещение населения по территории страны
или размещение документов о прописке?Количество
свидетельств о браке или данные о реальном
числе брачных союзов? Данные о формальной
паспортной национальности или о реальном
национальном составе и его изменениях?Думаю,
ответы однозначны.Нужны, конечно же, данные
о реальном, а не о бумажном составе населения.
Поэтому уже более ста
лет назад статистики пришли к
выводу,что надежнее получать сведения
путем непосредственного обращения
с вопросами к самому населению.
7. Анонимность
сведений, получаемых от населения при
переписи,т.е. гарантия тайны любой информации,получаемой
во время опроса людей при переписи.На
каждом переписном листе имеется специальное
уведомление(к сожалению,набранное очень
мелким шрифтом):«Записи в переписном
листе подлежат использованию только
для получения сводных данных о численности,составе
и жилищных условиях населения по установленной
программе.Работникам переписи запрещается
сообщать кому бы то ни было содержание
ответов».
8. Принцип самоопределения,т.е.запись в переписные листы
ответов опрашиваемых(респондентов)с
их слов без предъявления каких-либо документов,подтверждающих
достоверность сообщаемых сведений (за
исключением сведений о возрасте людей100
лет и старше.Только в этом случае требуется
документальное подтверждение).Соблюдение
этого принципа обусловлено,во-первых,трудностями
или невозможностью во многих случаях
отнести человека к той или иной категории
населения по«объективным»(документированным)признакам(например,зафиксировать
таким способом постоянное место жительства,возраст,
состояние в браке, национальность,разговорный
язык и т. д.). Во-вторых,применение этого
принципа обусловлено стремлением статистиков
повысить доверие населения к переписи.
9.Одномоментность
переписи, т.е.приурочение всех собираемых
при переписи сведений о каждом человеке
к одному точному моменту времени(называемому
критическим моментом переписи населения,
или моментом счета населения).
Население изменяется непрерывно.Только за один час в
России рождается156 человек, умирает252,
заключается123 брака, расторгается76 (по
данным за1995 год), происходит множество
других изменений в структуре населения.Таким
образом,к вечеру одного дня население
уже совсем не такое, как было утром. Но
перепись обычно не проводится за один
день,для этого потребовалось бы очень
много переписчиков.Поэтому перепись
проводится в течение 7—10дней, но все сведения
о жителях собираются по их состоянию
на один точный момент времени(обычно
0 часов первого дня переписи). Этот момент
называетсямоментом счета населениялибокритическим моментом
переписи населения.Установление критического
момента переписи позволяет получить
как бы моментальный снимок состава населения,свести
все данные о различных структурах населения
к одной общей его численности.
10.Централизованное
руководство проведением переписи. Перепись населения —сложная,
трудоемкая и дорогостоящая операция,
которая проводится в сжатые сроки и которую
в силу ее чрезвычайной важности нельзя
провалить.Поэтому проведение переписи
населения требует большой четкости и
слаженности многочисленного переписного
персонала (в частности, в проведении последней
Всесоюзной переписи населения1989 г. принимало
участие более одного миллиона человек).
Для проведения переписей населения в
каждой стране обычно создается специальное
подразделение в органах государственной
статистики.В его функции входит методологическая
и техническая подготовка переписи населения,организация
ее непосредственного проведения,обработка
итогов и их публикация.Объем работы так
велик, что этому подразделению приходится
работать постоянно.В нашей стране таким
подразделением является Управление переписей
и обследований Государственного Комитета
Российской Федерации по статистике.
Демографическая
политика России
Демографическая политика в
отношении улучшения здоровья населения
и сокращения смертности во всех демографических
группах может быть сведена к
трем группам мер.
Во-первых,это меры по регулированию
потребления алкоголя.
Конкретный опыт осуществления«антиалкогольной
политики» в европейских странах
включает два основных аспекта: регулирование
предложения алкоголя с помощью
административных и экономических
рычагов, и меры,направленные на ограничение
спроса и оказание соответствующей
медико-санитарной помощи лицам с
алкогольными проблемами.
Регулирование предложения
алкоголя охватывает различные аспекты:
покупка и потребление алкоголя;
цены на алкоголь;сбыт алкоголя;розничная
продажа алкоголя;оптовая продажа
алкоголя; импорт и экспорт алкоголя;производство
алкоголя;производство сырьевых материалов
для алкоголя.
Средства осуществления
такого регулирования также варьируют
от страны к стране. Они включают:
особые меры ответственности производителей,поставщиков
и продавцов алкоголя за предотвращение
вызванного им ущерба; возрастные ограничения
на покупку или потребление алкоголя;
ограничения времени, места и
способов продажи или потребления
алкоголя; налоги на алкоголь;субсидирование
или скидка в налогах на производство
сырьевых материалов,индустрию,торговлю;лицензирование
производства и/или торговли алкоголем;полный
или частичный запрет.
Во-вторых,это меры по сокращению
бедности.
Основным путем сокращения
потерь здоровья,связанных с бедностью,являются
действия правительств государств по
улучшению жизни населения,повышению
доходов, борьбой с безработицей,созданию
социальных программ для социально
уязвимых групп населения и т.д.
На национальном уровне, например,правительственные
задачи могут конкретизироваться и
уточняться в плане изменений
и модификаций налоговых систем
и систем привилегий и льгот в
целях обеспечения их более прогрессивного
характера и повышения доходов
инвалидов и бедных семей.На городском
уровне муниципальные советы могут
разработать задачи по улучшению
жилищных условий,питания, условий
труда и борьбе с загрязнением
окружающей среды в неблагополучных
районах. При этом подходе есть еще
одно дополнительное преимущество,что
проводимые мероприятия помогают людям
осязаемо и конкретно представлять
какое практическое действие может
быть предпринято для сокращения
проявлений неравенства.
В-третьих,совершенствование
системы здравоохранения.
Основные механизмы,применяемые
в обеспечении справедливости в
поддержании здоровья населения
в развитых странах сводятся:
а) к обеспечению солидарной
ответственности по принципу"богатые
платят за бедных" (модель социального
страхования здоровья) или сохранению
модели государственного(бюджетного)финансирования
здравоохранения;
б) к действенному контролю
за ценами на основные лекарственные
препараты;
в) проведению общенациональных
профилактических программ и оплаты
за мероприятия на уровне первичной
помощи, что существует в ряде стран
Западной Европы и США;
г)приоритетное развитие первичной
медицинской помощи, борьба с географическими
барьерами в ее получении;
д)использование дополнительного
государственного субсидирования оплаты
медицинской помощи пожилых и
беднейших слоев населения,оплачиваемой
из налогов.
На современном этапе
особое значение в России имеет взаимодействие
государственного и частного секторов
здравоохранения в контексте
развития справедливого доступа
к службам здравоохранения.В соответствии
с рекомендациями ВОЗ каждая страна
должна провести оценку характера и
масштабов различий в доступе
к услугам здравоохранения различных
социальных групп населения в
связи с экономическими и культурными
аспектами.Такого рода оценка является
тем более необходимой,что многими
странами в настоящее время осуществляется
пересмотр и реформирование своих
систем здравоохранения.
Заключение
Перепись населения —один
изважнейших источников информации
о населении.Она позволяет получить
информацию не только о численности
населения и его демографических
характеристиках(возрастно-половой
структуре,числе и составе семей),
но и о социально-экономических
параметрах— составе населения
по образованию,занятости,источникам
средств существования.В программу
переписи могут быть включены вопросы,
представляющие на данный момент интерес
для государстве иного управления,например
вопросы о занятости и безработице,о
характере жилищных условий населения,
об инвалидности населения и пр.
Показатели,характеризующие
демографическую ситуацию в стране,
позволяют прогнозировать ее дальнейшие
развитие.
Демография,как наука
о народонаселении,в XXI веке служит
важнейшим источником информации при
принятии политических и экономических
решений. Именно демографические исследования
вооружают нас данными о рождаемости,смертности
и здоровье населения,миграционных
процессах,численности и составе
трудовых ресурсов на годы и десятилетия
вперед.
Человеческий фактор играет
все более важную роль и в решении
проблем планетарного масштаба, например
проблем перенаселения и неравномерного
размещения населения на континентах,продовольственного
обеспечения,депопуляции и некоторых
странах, а также занятости,формирования
эффективных систем образования,подготовки
кадров и ряда других. В решении
этих проблем большое значение имеют
и обоснованные прогнозы численности,половозрастных
и социальных структур населения
и обусловливающих закономерности
их изменений показателей рождаемости,смертности,миграций
и интенсивности социальных перемещений.
Список литературы
Борисов В.А. Демография. М.,
1999.
Волков А.Г. Методы и проблемы
демографии // Вопросы статистики. –
1999 – № 8.
Громыко Л.Г. Общая теория
статистики. – М., 1999.
Демографическое развитие России:
история и теория // Вопросы статистики,
1999, № 3.
Исупов А.А. Всероссийская
перепись населения // Вопросы статистики.
– 1999 – № 12. – С. 77–78.
Перепись населения –
важнейший этап Всероссийской переписи
населения 2002 года // Вопросы статистики.
– 2001 – № 6.
1 Руткевич М.Н. Мобильность
социальная // Энциклопедический социологический
словарь. М., 1995. С. 412.
2 Принципы и рекомендации
в отношении проведения переписей
населения и жилого фонда. –
Нью-Йорк, ООН, 1981. С. 8.
3 Первая Всеобщая Перепись
населения Российской Империи.
– Ставрополь, 1895. С. 16.