Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 07:56, дипломная работа
Делопроизводство - это специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обра¬боткой и хранением. От того, насколько правильно будет составлен и оформлен документ, организована работа с ним во многом зависит сво¬евременность и правильность принятия управленческого решения.
1. Введение.
2. Организация работы делопроизводителя.
3. Понятие документооборота.
4. Обработка входящей документации.
5. Последовательность работы с входящими документами.
6. Распределение поступивших документов.
7. Регистрация документов.
8. Контроль за исполнением.
9. Литература.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Организация работы делопроизводителя.
3. Понятие документооборота.
4. Обработка входящей документации.
5. Последовательность работы с входящими документами.
6. Распределение поступивших документов.
7. Регистрация документов.
8. Контроль за исполнением.
9. Литература.
Введение
Делопроизводство - это специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением. От того, насколько правильно будет составлен и оформлен документ, организована работа с ним во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения.
Слово "делопроизводство" появилось несколько веков назад и означало "дело производить" (делать дело) т.е. решать вопрос. В процессе решения любого вопроса возникают документы, закрепляющие достигнутую договорённость, принятое решение.
Документооборот. Организация работы с входящими документами.
1. Организация работы делопроизводителя.
2. Понятие документооборота.
3. Типовые технологии обработки поступающих документов.
Документооборот – это движение документов с момента их получения ли создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение.
Организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.
Документооборот является важным звеном делопроизводства, так как определяет не только инстанции движения документов, но и скорость этого движения. В делопроизводстве документооборот рассматривается, как функция коммуникации, реализация которой должна соотноситься с общими целями делопроизводства: информационным обеспечением деятельности аппарата управления, документированием его деятельности, хранением и использованием ранее созданной информации.
С нечеткой организацией движения документов связаны многие недостатки в организации документационного обеспечения деятельности аппарата управления. Процесс документирования принимаемого управленческого решения содержит три составляющие:
1) информационную поддержку решения;
2) документирование решения (создание распорядительного документа);
3) контроль за его выполнением.
Этот процесс состоит из сбора информации, подготовки проекта документа, его редактирования, согласования, изготовления, удостоверения. Каждая операция сопровождается перемещением документа в управленческом аппарате из одного структурного подразделения, передачей от технических исполнителей к специалистам, а затем – к руководителям. Скорость перемещения документов и качество выполнения каждой операцией оказывают влияние на процесс управления в целом.
Специалистами разработаны принципы организации движения документооборота:
оперативность движения;
единообразный порядок прохождения однотипных категорий документов;
однократность операций одинакового целевого назначения;
исключение лишних инстанций.
Главное правило документооборота – оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда.
Документооборот организации можно разделить на отдельно взятые этапы:
экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию – это получение, проверка целостности конвертов, направление либо адресатам, либо на рассмотрение руководителя. Вся корреспонденция вскрывается, кроме корреспонденции с отметкой «лично»;
предварительное рассмотрение документов службой документационного обеспечения. При оценке поступившего документа учитывается:
важность его содержания;
сложность и новизна поставленных вопросов;
общественное положение лица, автора документа, место учреждения-отправителя в структуре управления;
реальная срочность исполнения документа;
вид документа (закон распоряжение, письмо и т.д.).
После предварительного рассмотрения документы отправляются руководителю для принятия решений по каждому документу (этапы данного вида работ подробно изложены в типовой инструкции по делопроизводству);
рациональное движение документов – оптимизация и сокращение документопотоков, разработка технологических инструкций с определением схем последовательности этапов подготовки документов;
обработка исполненных и отправляемых документов. Этот этап целесообразно централизовать в единой экспедиции организации. Документ должен быть подготовлен к отправке в полном объеме и с соответствующим качеством исполнения.
При налаживании системы документооборота организации важнейшей частью является документооборот на рабочих местах сотрудников, т.е. ответственных исполнителей. Исполнитель получает документ в день регистрации в соответствии с указанием руководителя. Затем определяет срочность исполнения документа, намечает этапы исполнения, даты промежуточного контроля. Если исполнение документируется, исполнитель готовит проект ответного документа. Затем оформляет его и отправляет на подпись руководителю.
К качественным характеристикам документооборота относятся:
характеристики документопотоков (состав документов, их содержание);
маршруты движения документов;
периодичность (стадии документооборота);
направленность движения.
Под документопотоком понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенном направлении, при условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.
Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту:
горизонтальные – связывающие организации одного уровня управления;
вертикальные (восходящие и нисходящие) – связывающие организации различных уровней.
восходящие потоки – это входные документы, получаемые вышестоящей организацией от подчиненных организаций;
нисходящие потоки – это документы, направляемые вышестоящими органами власти и управления починенным организациям.
По отношению к управленческому объекту выделяют входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Каждый документопоток имеет достаточно стабильный маршрут движения, зависящий от состава и содержания документов, степени регламентации функций руководителей и структурных подразделений, распределения обязанностей между руководителями и от принятой в организации технологии работы с документами. Стереотипные маршруты движения свойственны входящим документам, что определяется их адресованием.
Исходящий документопоток пронизывает всю управленческую структуру. Документы, информационные и инициативные, готовят специалисты в структурных подразделениях. Маршрут движения этих документов зависит от количества инстанций согласования, визирования, и подписания документов, от принятой технологии подготовки текста, регистрации и отправки документов.
Документооборот, как движение, следует отличать от объема документооборота, который выражается общим количеством документов, поступивших в организацию созданных в ней за определенный период.
Важным современным средством совершенствования документооборота является компьютеризация операций составления и обработки документов. Но при этом необходимо разрабатывать технологию обработки документов, исключая параллельное участие в документообороте традиционной и машинной документации, содержащей дублированную информацию.
Обработка входящей документации
К входящим документам относятся:
1. Документы органов власти и документы вышестоящих организаций.
2. Документы из подчиненных организаций.
3. Документы различных организаций (договоры, письмо и т.д.)
4. Обращение граждан.
Последовательность работы с входящими документами:
1. Прием входящих документов.
2. Предварительное рассмотрение. (Необходимо, проверить правильность доставки и целостность вложений, так же проверяется адрес документа, количество листов и приложений. Если нет приложения или не хватает листов, необходимо поставить в известность отправителя, сделать пометку на документе и в журнале регистрации в графе «Примечания»).
3. Регистрация.
4. Доклад руководителю о получении документов.
5. Принятие решения руководителем.
6. Направление документов на исполнение.
7. Контроль исполнения документов.
8. Исполнение документов.
9. Формирование документов в дела.
10. Использование документов в справочно-информационной работе.
11. Передача в архив или уничтожение.
Операция в основном техническая. Проводится централизованно: в крупных учреждениях экспедициями или специально выделенным работником (экспедитором), в небольших - секретарем-референтом.
Документы могут быть получены по почте, доставлены курьером или посетителем, приняты по телетайпу, факсу, электронной почте.
При получении документов, прежде всего, проверяется правильность их доставки. Ошибочно полученная корреспонденция возвращается отправителю или пересылается адресату. Заказная корреспонденция принимается под расписку. При получении документов с пометой "Срочно" проставляется время получения. Документы, полученные работниками при командировках, в других организациях и от посетителей, должны также передаваться в группу первичной обработки.
После вскрытия конвертов проверяется правильность вложения и его целостность, т.е. наличие всех страниц документа и всех приложений. Для факса так же проверяется как общее количество полученных страниц, соответствие их количества указанному на первом листе факса, так и их читаемость. В случае неполного получения факсимильного сообщения или плохого качества отдельных страниц об этом сообщается отправителю.
Если документы поступили по почте, вскрываются все конверты, за исключением имеющих надпись "лично". Конверты после вскрытия уничтожаются, за исключением писем частных граждан, так как обратный адрес может быть указан только на конверте. Сохраняются конверты и от документов, поступивших уже с просроченным сроком исполнения. В этом случае штемпель на конверте может служить доказательством дня получения документа. Кроме того, при получении по почте просроченного финансового документа надо составить акт о дне получения документа, подписанный двумя сотрудниками организации (фирмы) и работником почты.
На всех входящих документах должна быть проставлена отметка о поступлении документа в организацию. Она состоит из даты получения и учётного порядкового номера. Кроме того в ней может быть указано сокращенное название учреждения-получателя. Учётный порядковый номер последнего документа, полученного в текущем году, показывает общее количество поступивших документов.
Типичной ошибкой, допускаемой при обработке входящих документов, является проставление отметки о поступлении только на документах, подлежащих дальнейшей регистрации. Остальные документы (рекламные и информационные письма, приглашения и многие другие) остаются неучтенными, хотя при их получении было затрачено время на вскрытие конверта, ознакомление с содержанием, определение, кому из работников может потребоваться полученная информация, передачу документа данному работнику. Входящий документопоток в таком случае указывается значительно уменьшенным, а время на обработку неучтенной корреспонденции невозможно просчитать. Отсюда нередко возникающие недоразумения между работниками, получающими и обрабатывающими поступающую корреспонденцию и руководством, которое не может увидеть выполненную работу во всём объёме.
Отметка о поступлении обычно проставляется в виде штампа от руки или электрическим штемпелевателем.
Документ, полученный по факсу, уже имеет дату получения. Учитывая, что факс как правило, выводится на светочувствительную бумагу, текст на которой быстро выцветает, с важных документов снимают ксерокопию.
В последнее время получили распространение факсимильные аппараты, позволяющие получать документы на обычной бумаге и, следовательно, не нуждающиеся в копировании. Аналогично проблема решается при получении факсимильных сообщений на компьютер, снабженный факс-модемом и последующей, при необходимости, распечаткой факсов на обычном принтере.
Заканчивается первичная обработка документов сортировкой их на регистрируемые и нерегистрируемые. Нерегистрируемые документы сразу сортируются по исполнителям или отделам для доставки. В организации должен быть список документов, не подлежащих регистрации. Обычно он помещается в виде приложения к инструкции по делопроизводству.
Информация о работе Документооборот. Организация работы с входящими документами