Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:37, курсовая работа
Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Следует отметить, что в этом определении упор делается на словах "движение документов", то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
По дисциплине: «Организация и технология ДОУ»
Тема: «Документооборот и пути его оптимизации»
Выполнила: Чепкасова Елена Сергеевна
Студент 2 курса
4 семестр
г. Нефтеюганск, 2012
Содержание
Ведение
Введение
В данной работе рассматривается тема "Документооборот и пути его оптимизации".
Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение.
Цель работы - рассмотреть в организации организацию документооборота и проанализировать пути его оптимизации.
Объект исследования - система документооборота организации, совершенствование документооборота.
Предмет исследования - организация рационального движения документов внутри организации, пути совершенствования службы делопроизводства, проблемы оптимизации документооборота и пути их решения.
В целях оптимизации документопотоков целесообразно установить единый порядок передачи документов для обработки, например, через лицо, ответственное за документационное обеспечение в структурном подразделении.
Документооборот
Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
Следует отметить, что в этом определении упор делается на словах "движение документов", то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Например, если руководитель организации требует, чтобы все полученные документы сначала докладывались ему, и только он будет назначать исполнителя, путь движения документа будет многоступенчатым сверху вниз. Если же в организации четко проведено разделение функций между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотрудников зависит движение документа при согласовании и подписании. Таким образом, документооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в тоже время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть.
Несмотря на вторичность порядка движения документов по отношению к целям и задачам организации, документооборот рекомендуется нормировать и регулировать. Так, например, Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ) предлагается закреплять порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах, разработкой которых занимаются службы документационного обеспечения управления (ДОУ). В таких схемах должны найти отражение все этапы и пункты прохождения документной информации, сроки обработки и исполнения документов.
Говоря о порядке движения документов, можно выделить несколько этапов документооборота:
Действующие нормативные акты и методические пособия, в том числе и ГСДОУ, рассматривают в качестве объекта регулирования документооборот организации в целом и, соответственно, потоки входящих, внутренних и исходящих документов.
Документооборот можно разделить на следующие этапы:
Обработка
корреспонденции достаточно традиционна,
как правило, не вызывает трудностей
при соблюдении определенных правил.
Предпочтение справедливо отдается централизованной
экспедиции, в которой обрабатывается
вся корреспонденция. Это позволяет поднять
производительность труда, более точно
определить необходимые штаты, лучше поставить
учет документов.
При такой организации дела корреспонденция, доставляемая курьерами, поступающая по почте, факсом, телеграфом или иным путем, должна приниматься и обрабатываться специально выделенным должностным лицом: секретарем организации, работником службы документационного обеспечения управления (канцелярии, общего отдела и др.). Для обеспечения учета и полноценной информационно-поисковой системы ему же должны передаваться и документы, полученные сотрудниками организации за ее пределами (в командировках, на совещаниях и т.п.).
Цель первого этапа - зафиксировать сам факт поступления документов (при необходимости и время).
Следующий
этап прохождения поступающих в
организацию документов в большей
степени зависит от всей постановки,
документационного обеспечения. Основное
его значение - оперативное получение документов
исполнителями и формирование полноценного
научно-справочного аппарата.
Значительным резервом сокращения сроков
и инстанций прохождения документов является
установленное ГСДОУ предварительное
рассмотрение документов в службе ДОУ
и распределение уже на этой стадии документов
на потоки:
При рассмотрении поступившего документа учитывается:
Итак,
за понятием "документооборот" скрываются
сложные процессы, от которых во
многом зависит эффективность
Значительную часть документооборота организации составляют различного рода проекты документов, требующие согласования, подписания или утверждения. Хотя все эти этапы оформления документов могут быть закреплены в Табеле форм документов, осуществляются они, как правило, сотрудниками подразделения, готовящего документ, а служба ДОУ только контролирует сроки и правильность (полноту) их оформления при регистрации.
Для оптимизации и сокращения документопотоков целесообразна разработка технологических инструкций (схем), в которых в наглядной графической форме определена последовательность подготовки проектов наиболее распространенных документов, их согласования, подписания и утверждения. На схемах могут указываться альтернативные решения, местонахождение конкретных должностных лиц и даже часы приема по данному вопросу.
Обработку
исполненных и отправляемых документов
предпочтительнее централизовать в
единой экспедиции организации.
Экспедиционная обработка отправляемых
документов включает в себя сортировку,
упаковку, оформление почтового отправления
и сдачу в отделение связи. Она осуществляется
в соответствие с действующими Правилами
оказания услуг почтовой связи и должна
проводиться в тот же день или не позднее
следующего рабочего дня.
Пять шагов к успешному документообороту
Экономичность документооборота не всегда связана с его сокращением. Повышение экономичности документооборота и удобства для менеджеров следует рассматривать во взаимосвязи с повышением качественного содержания информации.
Цель оптимизации (проектирования) документооборота — приведение его в соответствие с потребностями управления с одновременным снижением затрат на его ведение.
Оптимизация документооборота включает два крупных направления:
Повышение экономичности документооборота и удобства для менеджеров следует рассматривать во взаимосвязи с первым направлением, то есть экономичность документооборота не всегда связана с его сокращением. Потеря части информации может привести к отрицательному эффекту в целом для организации.
Рассмотрим вариант сокращения документооборота при условии сохранения его информационной емкости.
Итак, цель оптимизации (проектирования) документооборота — приведение его в соответствие с потребностями управления с одновременным снижением затрат на его ведение.
Процедура оптимизации (проектирования) документооборота включает следующие шаги:
Предпроектное обследование.
Задачами первого шага — описание организации — являются пределение потребностей менеджмента и выявление влияния факторов. Потребности менеджмента выявляются на основе изучения функций, заложенных в должностных инструкциях, и описания групп управленческих решений, принимаемых на разных уровнях управления. Для критического анализа можно использовать существующую внутрипроизводственную отчетность. Работы рекомендуется проводить параллельно с анализом качественного содержания информации.
При построении документооборота, как и при создании организационных структур управленческого учета, работы начинаются с изучения влияния таких факторов, как: особенности технологии, состав продукции, организация производства и управления предприятием и его структурными подразделениями, бизнес-процессы, материальные потоки. Организация документооборота во многом зависит от наличия в организационных структурах управления центров ответственности; развития механизма внутрифирменного предпринимательства; наличия управления по отклонениям; компетентности менеджмента и использовании им прогрессивных методов принятия решений; наличия персональных компьютеров, информационных сетей и др.
В ходе предпроектных работ, в частности, нужна большая детализация в части описания центров создания (преобразования, использования) информации и их персонифицированных взаимосвязей (учетных точек); описанию документов и существующих документопотоков.
Разработка
систем документооборота под цели управления
и психологию менеджмента, безусловно,
с учетом технологических и
Исходя из практики проектирования систем документооборота, можно предложить следующую последовательность работ: