Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:45, реферат
В первое время после войны большое место в деятельности архивных учреждений заняли восстановительные работы. Однако, почти сразу же, ставятся на повестку дня наболевшие, «запущенные» проблемы буржуазного архивного дела, требующие какого-то разрешения. Последующие годы и знаменуются попытками разных государств подойти к разрешению этих проблем, поскольку это возможно в рамках буржуазного государства. Попытки эти не привели к каким-либо принципиальным изменениям в организации архивного дела капиталистических стран, но, несомненно, имели положительные результаты и представляли собой определенные сдвиги в постановке многих важных вопросов
Областные гос. архивы хранят материалы местных органов власти старых режимов и принимают законченные материалы современных местных учреждений в установленные сроки. В областных архивах находятся также материалы церковных, частновладельческих и городских архивов. Из числа наиболее богатых областных архивов выделяется, прежде всего, гос. архив в Яссах, который по богатству древних материалов превосходит даже Центральный архив в Бухаресте. Примером другого богатого архива служит областной архив в г. Крайовы, где также имеются как старинные (с ХV в.) документы и фонды, так и новейшие, в том числе много материалов по экономической истории. Уездные архивы хранят фонды учреждений городского и районного масштаба, один архив обслуживает несколько районов.
Всего на 1957 г. в РСР насчитывалось уже 70 гос. архивов различного масштаба (к 1951 г. - т.е.к началу развернутого архивного строительства их было всего 10).
Помимо сети гос.
архивов ценными
Народная Республика Болгария
Общая реорганизация архивного дела в стране была осуществлена на основе указа Президиума Народного Собрания НРБ от 10 октября 1951 г. о Государственном архивном фонде. Указ содержит определение Государственного архивного фонда, в который входят "все документальные материалы, имеющие политическое, научное и практическое значение, независимо от времени отложения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения" и дает конкретную развернутую характеристику его состава. Указом устанавливается основное деление документальных материалов Государственного архивного фонда: 1) по эпохам - до 9 сентября 1944 г., т. е. документы старой эпохи, и документы после этой даты - т.е. документы нового общественного строя, и 2) по значению на документы общенационального и местного значения. Это деление определяет построение сети центральных и местных государственных архивов НРБ. Основной классификационной единицей считается архивный фонд, понятие которого отсутствовало в архивном деле старой Болгарии. Указ 1951 г. охватил также вопросы управления архивным делом, организации документальных материалов в делопроизводстве и архивах учреждений, организации экспертизы ценности и установления сроков хранения документальных материалов в учреждениях, а также форм и способов их использования. Указ отразил новое отношение к архивам, поставив вопрос об их широком использовании для научных исследований и для помощи народнохозяйственному строительству.
Руководство Государственным архивным фондом осуществляет Архивное управление Министерства внутренних дел. Его задачи и полномочия формулируются примерно так же, как и в других социалистических государствах.
Большим собранием документальных материалов обладает архив Болгарской Академии наук (т. наз. Архивный институт). После 1944 г. он был реорганизован, часть собранных там ранее материалов была передана в Государственный архив, а в архиве Академии остались лишь материалы по истории науки и литературы - фонды членов Академии, ученых и писателей, Литературного общества и т.п.
Из ведомственных исторических архивов заслуживает внимания архив при Военно-историческом отделе Министерства Народной обороны, где собраны материалы по истории Освободительной войны 1877-1878 гг
Для разрешения многих трудностей, стоящих перед болгарскими архивистами, необходима организация их профессиональной подготовки, изучение опыта Советского Союза и других стран. С 1952 г. при философско-историческом факультете Софийского университета была организована для студентов-историков специализация историков-архивистов, которые в течение пятилетнего курса, наряду с общими дисциплинами, изучают архивоведческие дисциплины, историю учреждений и др. и проходят практику в архивах. Организуются также курсы по повышению квалификации архивистов-практиков, семинары при архивах и т.п. В архивах НРБ работают и архивисты, окончившие Московский историко-архивный институт.
Архивы Югославии
Первые меры по окончании войны, нанесшей архивам страны большой урон, были направлены на охрану, спасение и выявление архивных материалов. Так 20 февраля 1945 г. Национальный комитет освобождения принял постановление об охране памятников старины, в том числе и архивов, которые тем самым были взяты под защиту государства, запрещался, в частности, их вывоз за границу. Вслед за тем, 26 марта 1948 г. было издано распоряжение о временном обеспечении сохранности архивных материалов. На государственные архивы республик возлагались обязанности по выявлению, сбору и приведению в порядок документальных материалов и контроль за сохранностью материалов, находящихся в архивных учреждениях и в других местах (к этому времени возобновили свою деятельность существовавшие до войны государственные архивы).
О сети гос. архивов Югославии приходится говорить лишь условно, поскольку она не составляет единой системы с централизованным управлением. Однако в их организации, номенклатуре и размещении существует определенное единообразие. Материалы учреждений общефедерального значения хранит «Архив Югославии» в Белграде, основанный в 1950 г., как государственный архив ФНРЮ и несколько реформированный новым законом 1963 г. По статье 2 закона «в состав архивных материалов, представляющих общегосударственный интерес, входят: архивные материалы центральных государственных органов, центральных учреждений и центральных органов общественно-политических и других организаций довоенной Югославии, архивные материалы органов федерации, организаций, выполняющих общесоюзные функции, союзных органов общественно-политических и других организаций, а также архивные материалы физических и юридических лиц, чья деятельность имеет общегосударственное значение». Архив Югославии ведет учет материалов, находящихся в общефедеральных учреждениях и имеет право периодически производить проверку условий их хранения. Архив Югославии подчинен Союзному секретариату по вопросам просвещения и культуры. Управление архивом осуществляют совет архива, правление и директор. Члены Совета выбираются рабочим коллективом архива, а правление является его исполнительным органом. Подобное совмещение в управлении архивом совета архива и директора, назначаемого свыше, характерно для гос. архивов Югославии всех ступеней. Архив Югославии хранит материалы с 1918 г., т.е. со времени образования королевства Югославии; сейчас в архиве уже довольно много и материалов послевоенного периода.
Каждая
республика Югославии имеет свои
государственные и местные
Очень богаты архивы Хорватии, хранящие памятники богатой истории входящих в нее городов и земель. Государственный архив республики находится в ее столице Загребе, он основан на базе старого архива сейма, который ведет свою историю с 1643 г., старейший документ архива датируется 969 годом. Кроме гос. архивов, много исторических документов хранится в специальных архивах. Сюда относится ряд военных архивов, основным является архив Военно-исторического института военного ведомства в Белграде, хранящий материалы вооруженных сил Сербии и Югославии с 1817 г. В Любляне находится «Архив войны за национальное освобождение», образованный в 1948 г., его гордость - документы партизанских формирований и организаций периода войны против немецко-фашистских захватчиков. Для истории культуры имеют большое значение архивы Югославской академии наук и искусств Загребе, архив Сербской академии наук в Белграде с филиалом в г. Сремски Карловец, архив общества "Сербская Матица" в г. Новы Сад. Особую систему составляют архивы Союза Коммунистов Югославии.
Таким образом, архивы Югославии очень богаты и интересны. Югославские архивисты ведут большую работу по приведению в порядок, организации использования, созданию справочного аппарата. Однако на этой работе отрицательно сказывается отсутствие единого руководящего научно-методического центра, единых методических пособий и инструкций, единого плана научно-публикаторской работы. Каждый архив решает эти вопросы по своему. Отсюда большая пестрота в принципах организации документальных материалов и составления справочного аппарата, что затрудняет работу исследователей. Целям объединения усилий и обмена опытом служит Союз обществ архивистов ФСРЮ и общества архивистов республик. Это научно-профессиональное объединение организует совещания архивистов, разрабатывает предложения по улучшению архивного дела, издает с 1951 г. журнал "Архивист". Архивы ФСРЮ и связанные с ними научные учреждения, прежде всего Академия наук, ведут значительную публикаторскую работу. Опубликовано много сборников документов, по большей части они посвящены событиям национально-освободительной борьбы периода II мировой войны. Ведется работа над, большими сериями, которые должны дать систематическую публикацию источников по истории народов Югославии с древнейших времен.
Архивы Китайской Народной Республике до 1960 г.
В 1946 г. был создан Комитет по охране памятников культуры, искусства и письменности, в 1948 г. реорганизованный в Управление, которому были временно подчинены исторические рукописные собрания, он провёл значительную работу по собиранию документов, особенно древних.
В 1949 г. было организовано выявление документов нового времени, особенно имеющих экономическое значение для использования в налаживании народного хозяйства, этой работой руководило Министерство финансов. Собрано было много документов и чертежей касающихся горной промышленности, ископаемых и т.п. Тогда же производились работы специальной комиссией по разбору и приведению в порядок оставленных архивов гоминдановского правительства, эти архивы были сосредоточены в гор .Нанкине. Ряд мер принимался для упорядочения делопроизводства и хранения документов в партийных и государственных учреждениях. Все эти меры предшествовали проведению общей архивной реформы в Китае, подготовка к которой велась с начала 50-х годов. Был изучен опыт архивного строительства в Советском Союзе, в чем большую помощь оказали приглаженные правительством КНР советские эксперты-консультанты. На китайский язык были переведены важнейшие работы советских архивистов. При Народном Университете .Китая в 1952 г были образованы постоянные курсы на 100 человек, в 1954 г. преобразованные в Историко-архивное отделение университета. Для распространения знаний в вопросах делопроизводства и архивного дела служил выходивший с 1951 г. журнал «Известия о работе над документальными материалами», позднее получивший название «Архивное дело».
Постановлением правительства КНР от 8 ноября 1954 г. для руководства архивным делом в стране создавалось Главное архивное управление, подчиненное Государственному административному совету. Стала оформляться сеть местных архивных органов и государственных архивов. В апреле 1956 г. правительством КНР было принято решение «Об укреплении архивного дела в стране». В нем были сформулированы основные принципы централизации архивного дела в социалистическом государстве. В основу всей архивной организации было положено понятие государственного архивного фонда, в состав которого входят все категории документальных материалов, принадлежащих государству. Для хранения документальных материалов центральных учреждений КНР был создан Центральный государственный архив КНР. Центральным архивом для хранения древнейших документов по истории Китая являлся Первый исторический архив в Пекине, созданный на базе хранилища Гуаньшу. В Нанкине создается исторический архив, где собраны материалы с конца правления династии Цин и за период гоминдановского господства. В этом архиве хранятся важные материалы по истории революции 1911-13 гг., много экономических фондов, имеющих практическое значение в хозяйственном строительстве. В материалах гоминдановских властей нашла яркое отражение история хозяйничанья в Китае иностранных интервентов, закабалявших экономику Китая. В центрах провинции с 1954 г. действовали Комиссии по организации гос. архивов, проделавшие значительную работу по концентрации документальных материалов прежних крупных административных районов, ликвидированных по реформе 1948 г. Уже к 1958 г. были созданы большие хранилища в Шанхае, Ухани, Чанцине, Сиани и других местах. Перед работниками гос. архивов стояли сложные задачи по разбору, изучению и приведению в порядок собранных материалов. Среди партийных архивов Китая руководящее место занимал созданный в 1954 г. архив при ЦК КПК в Пекине. На основании постановления 1956 г, была произведена концентрация в партийные архивы документальных материалов по история Китайской революции. 7 января 1959 г. вышло постановление ЦК КПК и правительства «Об объединении архивного дела государственных и партийных систем». По этому постановлению архивный отдел канцелярии Секретариата ЦК Компартии сливался с Главным архивным управлением, создавалась сеть единых архивов сверху донизу, материалы самостоятельных партийных организаций образуют отдельные Фонды, но в масштабах одного учреждения все документы, в том числе и его парторганизации - составляют один фонд. В результате этого постановления были внесены изменения в организацию и структуру центральных и местных гос. архивов. В Пекине был организован Центральный государственный архив путем объединения Центрального партийного архива, Исторического архива и образованного в 1957 г. Центрального архива КНР. Соответственно он подразделяется на 3 отдела, в состав первого отдела вошел партийный архив, в который входят фонды ЦК Компартии Китая, фонды партийных комитетов административных районов 1949-1954 гг., коллекция документов по истории китайской революции и другие материалы историко-революционного значения; второй отдел комплектует и хранит документальные материалы центральных учреждений КНР. Третий отдел включил в себя материалы бывшего исторического архива, т.е. документальное наследие императорского Китая эпохи династий Мин и Цин, оно охватывает период 1410-1911 гг, однако из-за плохой постановки при старом режиме архивного дела в учреждениях их документы сохранились плохо, фонды очень неполны, а за более ранние века представлены лишь отдельными документами. Лучше всего сохранившиеся фонды этого отдела - фонд «военного кабинета» (выполнявшего помимо военных также функции дипломатического ведомства), фонд «внутреннего кабинета», где концентрировались донесения на имя императора от центральных учреждений и от губернаторов и фонд «министерства наказаний», ведавшего делами юстиции. Для центрального архива КНР было построено специальное здание. Исторический архив в Нанкине являлся как бы продолжением и филиалом Центрального архива. Вторая ступень в сети гос. архивов с постоянным составом - гос. архивы провинций, автономных областей и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Местные архивы получили типовую структуру и должны были состоять из трех отделов: 1)отдел историко-революционных и партийных документов, 2)отдел документов местных учреждений КНР и 3) отдел документов учреждений старых режимов, последние представляли особенно больше трудности при их упорядочении и сохранились неполно, старейшие документы на местах относятся к 17 веку. Низовая архивная сеть создавалась в виде уездных и городских архивов.
Архивное дело во Франции
Последствия второй мировой войны поставили перед архивным делом Франции очень серьезные задача. Во время военных действий и воздушных бомбардировок были разрушены здания многих архивов, в том числе ряда архивов департаментов, например, полностью были разрушены здания департаментских архивов в гг. Орлеане, Мезьере, Сен-Ло, Лаоне, другие получили значительные повреждения. Погибла и часть материалов. В то же время отмечалось имевшее место после войны переполнение архивов. Чтобы архивные органы могли справиться со своими задачами, необходимо было укрепить архивные учреждения.
В 1945 г. был издан новый декрет об архивном управлении (Генеральной дирекции архивов). Он весьма широко определял задачи этого учреждения в словах: «Архивное управление Франции занимается всеми вопросами, относящимися к деятельности публичных и частных архивов. В его задачи входит главным образом решение вопросов обеспечения сохранности, классификации, инвентаризации, информации и использования документальных материалов для административных и исторических целей». Однако, определяя, таким образом, задачи Архивного управления, декрет не обеспечивал ему достаточных полномочий. Не говоря уже о том, что в условиях господства частной собственности деятельность Архивного управления в области частных архивов не могла быть обеспечена какими-либо правами, но и в отношении «публичных» архивов декрет не давал достаточных гарантий. Архивному управлению снова, как и в прежнем законодательстве, не были определены обязательные сроки передачи материалов из учреждений в гос. архивы, не было дано Архивному управлению официальное право контроля над архивными учреждениями, не были установлены твердые правила экспертизы документальных материалов.
Гордостью французских архивистов по-прежнему остается Национальный архив в Париже, один из крупнейших и наилучше организованных государственных архивов мира. Состав документальных материалов Национального архива после войны значительно вырос. Он пополнился большим количеством материалов центральных учреждений XIX-XX вв. На хранение в него поступили фонды министерства иностранных дел и морского министерства, периода до начала XIX в. включительно, а также упраздненного министерства колоний (последний фонд, входя формально в состав Национального архива, фактически находится в г. Эксе в ведении кафедры колониальной истории местного университета).
Большие работы были проведены после войны в департаментских архивах Франции. Были восстановлены и реконструированы здания в 46 департаментах и во всех отремонтированы. Новые здания были построены в гг. Тулузе, Орлеане, Леоне, Шомоне, Альби, Сен-Ло, Малене