Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:36, доклад
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, склады-вавшихся в далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важней-ших хранилищ человеческой памяти, по которым мы можем изучить в том числе и исто-рию делопроизводства.
История делопроизводства в России
С древнейших времен дошли
до нас различные виды документов,
с помощью которых мы узнаем историю
своей страны, особенности быта людей
и различных отношений, складывавшихся
в далекие времена. Документы возникли
вместе с письменностью, вначале как средство
закрепления имущественных отношений,
а затем, с развитием письменности, стали
средством общения, передачи информации.
Документы являются одним из важнейших
хранилищ человеческой памяти, по которым
мы можем изучить в том числе и историю
делопроизводства.
Условиями необходимости и возможности
становления делопроизводства являются
развитая письменность, овладение ею правящей
элитой общества, установление государственности.
История делопроизводства в России насчитывает
столетия. В конце XV в. появляются первые
приказы - центральные органы государственной
власти, ведающие отдельными отраслями
княжеского управления, и приказные избы
- органы государственного управления
на местах. В процессе деятельности этих
органов и зародилась работа с документами,
получившая название приказное делопроизводство.
Приказное делопроизводство - работа с
документами, проводившаяся в приказах
(Поместный приказ, Разрядный приказ и
т.д.)
В приказах постепенно формировался слой
профессиональных чиновников из незнатных
служилых людей, прекрасно знающих свое
дело и со временем начавших оказывать
влияние на решение государственных вопросов.
Производство дела в приказах начиналось
либо с момента поступления входящего
документа, либо с подготовки инициативного
документа по указанию царя или боярина.
На входящем документе указывались дата
поступления и автор. Если по делу требовалась
справка, то дьяк делал на обороте документа
пометку - "выписать", а после исполнения
- "вклеить в столб" (подклеить к делу).
Документы, относящиеся к одному делу,
подклеивались один к другому, места склеек
заверялись дьяком с обратной стороны
подписью. Чтобы ознакомиться с делом,
надо было развернуть столбец, а читая,
сворачивать его. Документы этого периода
имели форму свитка, длина свитка часто
была значительной.
Порядок составления документа в приказе
был следующий: по указанию дьяка проект
документа - "черное письмо" - составлял
подьячий "средней руки", дьяк "чернил"
его, т.е. писал начисто. Беловик сверяли
с черновиком, "старый" подьячий "справлял"
переписанный документ, удостоверяя своей
подписью соответствие его исправленному
черновику. "Справленные" документы
подписывали дьяки. Подпись растягивали
во всю ширину документа с целью охраны
от подлогов. Схема организации приказного
делопроизводства - от подьячего "средней
руки", составляющего "черное письмо",
через исправление самим дьяком к чистовому
варианту.
Указы, жалованные грамоты, акты – это
документы, издаваемые царем в период
приказного делопроизводства. Приговоры
- документы, издаваемые Боярской Думой.
Характерная особенность документов этого
периода - безмерное возвеличивание власть
имущих путем перечисления всевозможных
титулов, званий и полномочий.
В наследство от приказного делопроизводства
получили мы и слово "волокита". Подклееные
в столбцы длиной в среднем 50-80 м, документы
наматывали на палочки в свитки. Ленты
при чтении волочились, отсюда и родилось
понятие, обозначающее сегодня несвоевременное
и не по существу решение того или иного
вопроса. В аппарате приказного делопроизводства
процветали взяточничество, чинопочитание,
формализм. Еще не были развиты такие делопроизводственные
операции, как регистрация документов;
их хранение; контроль за исполнением.
И все же именно на этом этапе складывается
первая система работы с документами,
закладываются основные приемы и методы
создания, оформления и обработки их на
Руси.
Взамен устаревшей системы приказов в
1717 - 1718 гг. царем - реформатором Петром
I было создано 12 коллегий, каждая из которых
ведала определенной отраслью, или сферой
управления, и подчинялась Сенату. Генеральным
регламентом государственных коллегий
была фактически создана канцелярия и
утверждена должность секретаря; 27 февраля
1720 г. можно считать датой рождения секретарской
должности в России. Кроме секретаря, в
состав канцелярии входили: регистраторы,
актуариусы (составители актов), архивариусы
(работники архивов), копеисты (изготовители
копий документов), писцы, фискалы (надзиратели
за деятельностью госучреждений). В Генеральном
регламенте четко определены права, обязанности,
пределы компетенции и режим работы конторских
служителей.
Коллежское делопроизводство - организация
работы с документами в коллегиях (с 1717
г.). Этот способ организации работы с документами
был более прогрессивным и европеизированным
по сравнению с предыдущим. Появились
упорядоченные системы регистрации, которая
велась в специальных журналах. В период
коллежского делопроизводства были заложены
основы организации учета и хранения документов,
тогда же впервые появилось название "архив".
В Генеральном регламенте предписано
было иметь два архива - общий для всех
коллегий в специальном ведении Коллегии
иностранных дел и финансовый. Развивая
отдельные делопроизводственные операции
по работе с документами, коллежское делопроизводство
оставило без изменений его бюрократическую
сущность.
На рубеже XVIII - XIX вв. делопроизводство
в России пережило новые значительные
изменения. В 1802 г. был издан указ о замене
петровских коллегий министерствами,
что опять же было в русле общеевропейских
преобразований. Указом об учреждении
министерств, изданным в 1811 г., были строго
распределены пределы компетенции руководящих
чиновников. В зависимости от занимаемой
ими должности они имели право получать
и подписывать лишь определенные виды
документов. От Императора получали манифесты,
рескрипты, Высочайшие указы, Высочайшие
повеления; от Сената и других органов
высшей власти - указы и предписания; местные
губернские власти имели право рассылать
указы от имени "Его Императорского
Величества"; министры и руководящие
чины министерств направляли нижестоящим
органам предложения, циркуляры, запросы.
В вышестоящие учреждения направлялись
рапорты, доношения, представления. К высочайшей
власти обращались со всеподданнейшими
докладами, прошениями, жалобами.
Равные по положению учреждения обменивались
"отношениями", "сообщениями"
и "официальными письмами". Для служебной
переписки применялись бланки с угловыми
штампами, содержащими сведения об организации,
которые изготовлялись типографским или
рукописным способом. Под штампом кратко
излагалось содержание письма, на которое
отвечали.
Указом "Общее учреждение министерств"
предусматривалось единообразие изложения
по приведенным образцам. Документы сложного
содержания состояли из трех частей: введение,
с изложением дела; обоснование со ссылками
на законодательство и "соображение
и заключение" с выводами - распоряжениями
или предложениями, ходатайствами или
просьбами.
Дела и документы поступали в соответствии
с их значимостью или в канцелярию министра,
или в департаменты. Канцелярия принимала
для министра корреспонденцию только
от верховной власти и от руководителей
учреждений, по положению равных министерству.
Дела нижестоящих учреждений попадали
к министру, когда требовалась его санкция.
Департаменты получали предложения и
предписания от министра и корреспонденцию
от учреждений, равных по значению и подчиненных.
Порядок прохождения документов по инстанциям
был строго регламентирован законом, который
требовал: "...чтобы бумаги сколь можно
менее уклонялись от установленного им
пути в департаментах." В каждой инстанции
входящие и исходящие документы должны
были регистрироваться в журналах.
Дела, решаемые в департаментах, делились
на три категории: неотложные, не терпящие
времени, решение которых было связано
с принятием каких-либо чрезвычайных мер,
обычные и текущие.
Большое внимание на труд секретарей в
России было обращено в начале XX столетия,
особенно в области его механизации. В
секретариатах использовались 23 модели
пишущих машин. Широкое развитие получила
стенография. Итак, исполнительное делопроизводство
есть организация работы с документами
в министерствах в период с 1811 по 1918 гг.
включительно.
В результате Октябрьской революции 1917
г. в России прекратил существование старый
государственный аппарат, шло конструирование
нового. Уже в 1917 г. был разработан проект
декрета об улучшении "письмоводства"
и сокращении переписки, а в 1918 г. - постановление
Совета Рабочей и Крестьянской Обороны
"О точном и быстром исполнении распоряжений
центральной власти и устранении канцелярской
волокиты". Проекты декретов по вопросам
упрощения делопроизводства в советских
учреждениях были подготовлены в конце
1918 - начале 1919 гг. В 1921 г. состоялась 1-я
Всероссийская конференция по научной
организации труда и производства, на
которой наряду с вопросами НОТ в производстве
были поставлены вопросы научной организации
управленческого труда и работы с документами,
а также о создании в стране органов, координирующих
и направляющих эту работу.
В 1923 г. при ВСНХ СССР было создано бюро
"Стандартизация", которое занималось
вопросами документационного обеспечения
управления. В 1926 г. при НК РКИ был создан
Государственный институт техники управления,
который стал заниматься совершенствованием
государственного аппарата.
Однако скоро все эти начинания были завершены.
В 1925 г. секретарей включили в канцелярско-техническую
группу специалистов и уравняли их с машинистками,
рассыльными, конторщиками и архивариусами.
В 1926 г. коллегия Народного комиссариата
рабоче-крестьянской инспекции пыталась
навести порядок в секретарских должностях,
предложив считать секретарей помощниками
руководителей. Однако эти предложения
остались на бумаге, а в жизнь вошло принятое
в 1932 г. волевое решение, разделившее всех
секретарей на две неравноценные (в должностных
обязанностях и окладах) группы. Первые
стали называться помощниками и референтами,
а вторые - машинистками - секретарями
1-ой и 2-ой категорий. На вторых были возложены
чисто механические функции: печатание,
простые канцелярские работы, оформление
и хранение документов.
Начавшаяся Великая Отечественная война
потребовала подчинения всех ресурсов
нуждам военного времени. Многие работники
аппарата ушли на фронт, разработки по
рационализации работы с документами,
их стандартизация были приостановлены.
Послевоенный период потребовал значительных
усилий по восстановлению и перестройке
работы аппарата. Несмотря на объективные
трудности, вызванные последствиями войны,
продолжалось совершенствование работы
аппарата. Был принят ряд постановлений,
регламентирующих такие направления работы
аппарата, как механизация документационных
процессов, внедрение достижений НОТ,
улучшение работы в области стандартизации
и унификации.
В начале 1960-х годов секретари получили
новые должности - секретарь - машинистка
и секретарь - стенографистка, и им были
переданы все административные и технические
функции, которые раньше выполняли помощники
и референты.
25 июля 1963 г. было принято постановление
Совета Министров СССР № 829 "О мерах
по улучшению архивного дела в СССР",
оно ввело в действие "Основные правила
постановки документальной части делопроизводства
и работы архивов", подготовленные Главархивом
СССР. Была поставлена задача разработки
Единой государственной системы делопроизводства
для предприятий, организаций и учреждений.
В 1964 г. в Московском государственном историко
- архивном институте был открыт факультет
государственного делопроизводства.
В 1966 г. в системе Главного архивного управления
СССР был образован Всесоюзный научно
- исследовательский институт документоведения
и архивного дела (ВНИИДАД), одной из основных
задач которого было создание Единой государственной
системы делопроизводства (ЕГСД).
Если до 1969 г. советские секретари имели
только производственную подготовку и
частично курсовую, то позднее они стали
получать среднее специальное образование
на базе профессионально - технических
училищ.
В 1969 -1970 гг. была разработана и утверждена
серия государственных стандартов на
управленческую документацию, однако
после их пересмотра и доработки были
утверждены только два: ГОСТ 6.38-72 "Требования
к оформлению документов" и ГОСТ 6.39-72
"Формуляр - образец".
С 1972 г. в СССР стали действовать единые
правила подготовки и оформления организационно
- распорядительных документов и единые
правила организации работы с документами.
Началась активная разработка отраслевых
стандартов и стандартов предприятий,
содержащих требования к документам. Постановлением
от 04.09.73 № 435 Госкомитет СССР по науке
и технике ввел в действие основные положения
ЕГСД. В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 "Унифицированные
системы документации. Система организационно
- распорядительной документации. Основные
положения", определяющий основные
требования к унифицированным фондам
организационно - распорядительных документов.
Общее научно - методическое руководство
работами по унификации и стандартизации
документов, разработке соответствующих
унифицированных систем документации
и унифицированных форм документов осуществляет
Госстандарт. К началу 1984 г. было разработано
и утверждено 16 УСД общесоюзного значения,
27 государственных стандартов на УСД и
26 общесоюзных классификаторов технико
- экономической информации. Всего унифицировано
более 4,5 тыс. форм документов.
В начале 1970 г. в Ленинграде началось комплексное
повышение квалификации секретарей - практиков.
В 1984 - 1986 гг. ВНИИДАД разработал стройную
систему документационного обеспечения
управления, получившую название "Единая
государственная система документационного
обеспечения управления" (ЕГСДОУ).
В условиях кардинальной перестройки
экономики России резко возросли роль
и значение документационного обеспечения
управления, которое постепенно переходит
на машинную основу.