Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 03:02, реферат
Построение правового государства неразрывно связано с укреплением и развитием субъективных прав и свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших мест занимают предложения, заявления и жалобы граждан. Одновременно они выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию.
Построение правового
При этом исследования юридической науки, направленные на совершенствование механизма рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, могут в значительной мере способствовать укреплению законности, правового статуса гражданина, усилению охраны его прав и законных интересов, восстановлению их в случае нарушения.
К числу важнейших источников информации,
необходимых для решения
Обращения могут касаться самых
разных сторон жизни общества, начиная
с общегосударственных
1) обращения отражают состояние
дел в соответствующих сферах
жизни общества и
2) обязательным получателем
3) такого рода информация
4) сведения, отраженные в обращениях граждан, исходят от них по их личному волеизъявлению.
Общей целью внесения обращений является желание побудить соответствующие органы и других лиц рассмотреть их и разрешить по существу. Кроме того, обращениям граждан свойственен и такой общий признак, как наличие стадий производства по ним.
Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах – документах (постановлениях, решениях).
Обращения граждан – это урегулированный порядок совершения процессуальных действий уполномоченными субъектами по рассмотрению и разрешению предложений, заявлений и жалоб.
В соответствии со ст.1 Закона «Об обращениях граждан», обращение – индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме [6].
Можно выделить следующие виды обращения граждан:
- предложение – рекомендации
по улучшению деятельности
- заявление – ходатайство
о реализации прав, свобод и
(или) законных интересов
- жалоба – требование
о восстановлении прав, свобод
и (или) законных интересов
гражданина (граждан), нарушенных действиями
(бездействием) должностных лиц
- индивидуальное обращение
– обращение одного гражданина
в государственный орган, иную
организацию (к должностному
- коллективное обращение
– обращение двух и более
граждан в государственный
- письменное обращение
– обращение гражданина (граждан)
в государственный орган, иную
организацию (к должностному
- устное обращение –
обращение гражданина (граждан), высказанное
им (ими) на личном приеме
- повторное обращение
– обращение гражданина (граждан)
по одному и тому же вопросу
в один и тот же
- анонимное обращение
– обращение гражданина (граждан)
в государственный орган, иную
организацию (к должностному
Основными целями производства по обращениям граждан являются:
- воспитание
активной гражданской позиции,
формирование уважительного
- наказание правонарушителей;
- создание
упорядоченного состояния
- превенция
правонарушений, обеспечение правомерного
поведения граждан, снижение
- восстановление общественных отношений.
Действие Закона распространяется на предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением обращений:
- рассматриваемых в порядке
конституционного, уголовного, гражданского,
хозяйственного
Право на обращение реализуется гражданами добровольно.
Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.
Ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения при обращении в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.
Должностные лица и иные
работники государственных
Не являются разглашением
сведений, указанных в части четвертой
настоящей статьи, направление письменных
обращений, поступивших в государственные
органы, иные организации (к должностным
лицам), к компетенции которых
не относится решение вопросов, изложенных
в этих обращениях, соответствующим
государственным органам, иным организациям
(должностным лицам) в соответствии
с частью второй статьи 9 Закона, а
также запрос и предоставление информации,
необходимой для решения
Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам).
Ответственность за организацию
работы с обращениями несут
Письменное обращение должно содержать:
- наименование и (или)
адрес государственного органа,
иной организации (должность,
фамилию, имя, отчество
- фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);
- изложение сути обращения
(предложения, заявления,
- личную подпись гражданина.
К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан в случаях, предусмотренных частью второй статьи 4 Закона (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).
К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.
Письменные обращения, не
соответствующие требованиям
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.
Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.
Должностные лица государственных
органов, иных организаций вправе отказать
в рассмотрении жалобы в случае пропуска
срока, установленного Законом. Отказ
в рассмотрении жалобы должен быть
письменно мотивирован и
В случае, если срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом.
Письменные обращения, поступившие
в государственные органы, иные организации
(должностным лицам), к компетенции
которых не относится решение
вопросов, изложенных в обращениях,
в пятидневный срок направляются
в соответствующие
Запрещается передавать жалобы
граждан в государственные
Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в частях первой и второй статьи 10 Закона.
В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с абзацем третьим статьи 14 Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.
Срок рассмотрения обращений при необходимости направления запросов в иностранные государства и международные организации может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.
В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.
При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 Закона.
Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном Законом.