Общие положения правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:37, контрольная работа

Краткое описание

Государственная тайна – защищаемые государственные сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности РФ.
Общие положения правил отнесения сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»

Вложенные файлы: 1 файл

делопризводство.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

 

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт ФСИН России»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Делопроизводство  и режим секретности»

 

на тему: «Общие положения правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Правовое регулирование отнесения указанных сведений»

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель  1-А  курса дневной группы

Старший лейтенант  внутренней службы

Сидоров Роман  Александрович

 

 

город Владимир

2013 год

  

      Государственная тайна – защищаемые государственные сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности РФ.

      Общие положения правил отнесения сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»

Правила отнесения  сведений, составляющих государственную  тайну, к различным степеням секретности

       1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и являются обязательными для исполнения органами государственной власти и органами УИС, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию (далее именуется - перечень), а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются.

       2. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

      Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

       Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти и органами УИС, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия).

       Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати.

       3. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

       К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

        К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

       К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

     4. Руководители органов государственной власти и органами УИС, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

       Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.

     В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации "О государственной тайне", проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.

       Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними.

        В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти или Федеральной системы исполнения наказаний, утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти или Федеральной системы исполнения наказаний, разрабатывающими перечень, и собственником сведений.

      Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти или Федеральной системы исполнения наказаний, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня.

Утвержденные перечни  в целях координации работ  по защите государственной тайны  направляются в Межведомственную комиссию.

     5. После утверждения перечни доводятся до:

органов государственной  власти, органов местного самоуправления по запросу (в части, их касающейся); предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти и органов УИС, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень; предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.

     Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций доводят перечни (выписки из перечней) до работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в части, их касающейся.

     6. Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.

      Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

     Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти и Федеральной системы исполнения наказаний, утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

      Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти и Федеральной системы исполнения наказаний направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию для проведения экспертной оценки и принятия решения.

Правовое  регулирование отнесения указанных  сведений.

      В Законе Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июня 1993 г. № 5485-I закреплено правовое регулирование в отношении государственной тайны.

РАЗДЕЛ VI ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТАЙНЫ

      В Статье 20 Закона «О государственной тайне» определены основные органы защиты государственной тайны:

- межведомственная комиссия по защите государственной тайны; 
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

      Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

      Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

     Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

      Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

      Статьей 21 Закона «О государственной тайне» определен порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.

      Допуск  должностных лиц и граждан  Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

      Допуск  лиц, имеющих двойное гражданство,  лиц без гражданства, а также  лиц из числа иностранных граждан,  эмигрантов и реэмигрантов к  государственной тайне осуществляется  в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

     Допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению  доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные  ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

- письменное согласие  на проведение в отношении  их полномочными органами - проверочных  мероприятий;

- определение видов, размеров  и порядка предоставления социальных  гарантий, предусмотренных настоящим  Законом;

- ознакомление с нормами  законодательства Российской Федерации  о государственной тайне, предусматривающими  ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем  органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации  о допуске оформляемого лица  к сведениям, составляющим государственную тайну.

     В отношении  лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.

     Объем проверочных  мероприятий зависит от степени  секретности сведений, к которым  будет допускаться оформляемое  лицо. Проверочные мероприятия осуществляются  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.     

     Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

     Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

     Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне в условиях объявленного  чрезвычайного положения может  быть изменен Президентом Российской  Федерации.

КОНТРОЛЬ  И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТАЙНЫ

       В статьях 30 и 31 Закона «О  государственной тайне» определен порядок контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

       Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный  и ведомственный контроль.

       Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

      Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

       Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

      Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

       Статья 32 Закона «О государственной тайне» определяет порядок надзора и соблюдения законодательства при обеспечении защиты государственной тайны.

       Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

        Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

         В Уголовном Кодексе РФ ст. 283 определены виды наказаний, предусмотренные за разглашение государственной тайны, а также за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну:

      1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается  лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

      3. Получение сведений, составляющих  государственную тайну, путем  похищения, обмана, шантажа, принуждения,  угрозы применения насилия либо  иным незаконным способом (при  отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

      4. То же деяние, если оно:

а) совершено  группой лиц;

б) совершено  с применением насилия;

в) повлекло наступление  тяжких последствий;

г) совершено  с использованием специальных и  иных технических средств, предназначенных  для негласного получения информации;

д) сопряжено  с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы  Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 
 

 
 


Список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июня 1993 г. № 5485-I
  3. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Указ президента РФ от 14.01.1992 года №20 «О защите государственных секретов в РФ»
  6. Указ президента РФ от 17.12.1997 года «Об утверждении концепции национальной безопасности»
  7. Указ президента РФ от 11.02.2006 года №90 «О перечне сведений отнесенных к государственной тайне»

 


Информация о работе Общие положения правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности