Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:58, контрольная работа
До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.
Введение 3
1. Правовая основа и терминология 4
1.1 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 4
1.2 Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» 7
2. Организационно-методические принципы сертификации 11
2.1 Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции 11
2.2 Схемы, применяемые при обязательной сертификации 13
2.3 Основные задачи по развитию сертификации 17
Заключение 21
Литература 25
Схему добровольной сертификации определяет заявитель, который предлагает ее органу по сертификации. Рекомендуемые схемы сертификации в системе ГОСТ Р, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия в ЕС, приведены в таблице 2.1.
Далее приводится краткая характеристика схем сертификации и рекомендации по их применению.
Схемы 1-8 приняты за рубежом, полностью соответствуют рекомендациям ИСО/МЭК и принятым в международной практике сертификации правилам.
Схемы 1а, 2а, 3а и 4а – дополнительные, они являются модификацией соответственно схем 1,2,3,4 и применяются в российских правилах сертификации.
Схемы 9 – 10а основаны
на использовании декларации о соответствии
изготовителя, принятой ЕС в качестве
элемента подтверждения соответствия
продукции установленным
Схемы сертификации 1 – 6
и 9а – 10а применяются при
Схемы 1 – 4 рекомендуется применять в следующих случаях:
- схему 1 – при ограниченном, заранее оговоренном объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции – при краткосрочных контрактах; для отечественной – при ограниченном объеме выпуска);
Схема сертификации
№ схемы |
Испытания в аккредитованных |
Проверка производства (система качества) |
Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||||
1 |
Испытание типа |
- |
- | |||||||
1а |
Испытание типа |
Анализ состояния производства |
- | |||||||
2 |
Испытание типа |
- |
Испытание образцов, взятых у продавца | |||||||
2а |
Испытание типа |
Анализ состояния производства |
Испытание образцов, взятых у продавца | |||||||
3 |
Испытание типа |
- |
Испытание образцов, взятых у изготовителя | |||||||
3а |
Испытание типа |
Анализ состояния производства |
Испытание образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства | |||||||
4 |
Испытание типа |
- |
Испытание образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя. | |||||||
4а |
Испытание типа |
Анализ состояния производства |
Испытание образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства. | |||||||
5 |
Испытание типа |
Сертификация производства или сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной | |||||||
Продолжение табл. 2.1 | ||||||||||
6 |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
Сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной | |||||||
7 |
Испытание типа |
- |
- | |||||||
8 |
Испытание каждого образца |
- |
- | |||||||
9 |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
- |
- | |||||||
9а |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
Анализ состояния производства |
- | |||||||
10 |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
- |
Испытание образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя | |||||||
10а |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
Анализ состояния производства |
Испытание образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя. Анализ состояния производства. |
- схему 2 – для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля образцов продукции, отобранных из партий, завезенных в РФ;
- схему 3 – для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнений;
- схему 4 – при необходимости
всестороннего и жесткого
Схемы 5 – 6 рекомендуется
применять при сертификации продукции,
для которой выполняются следую
- реальный объем выборки
для испытаний недостаточен
- технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
- установлены повышенные
требования к стабильности
- сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
- характерна частая смена модификаций продукции;
- продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.
Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, которая включает контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.
Схему 6 возможно использовать и при сертификации импортируемой продукции поставщика (неизготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицированных характеристик и их назначение соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в РФ.
Схемы 7 – 8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация продукции носит разовый характер.
Схемы 9 – 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
Условием применения схем 9 – 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать продукцию по другим схемам сертификации с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.
Схемы 9 – 10а рекомендуется применять в следующих случаях:
- схему 9 – при сертификации
неповторяющейся партии
- схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и при нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
- схемы 10 – 10а – при положительном производстве отечественной продукции небольшими объемами.
Схемы 1а, 2а, 3а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
Необходимое условие применения схем 1а, 2а, 3а, 9а и 10а – участие в анализе состояний производства экспертов по сертификации систем качества (производства) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не производится.
Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.
Основные задачи по развитию сертификации сводятся к следующим моментам:
- организационно-методическое совершенствование;
- сертификация экспортируемых товаров;
- развитие сравнительных испытаний.
Организационно-методическое совершенствование
Введение в 1992 году в России обязательной сертификации обеспечило значительный социально-экономический эффект. Оно отразилось на снижении затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей и защиты окружающей среды; уменьшении числа случаев подделки товаров. Обеспечило практическую реализацию прав потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в торговле; предотвращение поступления на отечественный рынок значительного количества некачественной и небезопасной продукции.
Вместе с тем необходимость решения таких задач, как снижение доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; дальнейшее сближение практики сертификации продукции с требованиями ЕС; усиление активного влияния на качество производимой продукции и др., потребовала внесение изменений в Закон «О сертификации продукции и услуг».
Концептуальные положения этих изменений характеризуют новое в сфере сертификации. Это необходимость более четкой регламентации подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за организацию сертификации, а также порядка составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача утверждений перечня групп продукции в компетенцию Правительства, а определение конкретной номенклатуры – федеральным органам власти, участвующим в сертификации в рамках своей компетенции.
Актуальная проблема – сертификация товаров малых предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.
Более широкое развитие в последнее время получает аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически завершено: стандарты серии 51.000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами.
В настоящее время
уточняется статус добровольной сертификации:
она будет производиться
Предполагается исключить функцию государственного надзора за соблюдением правил сертификации, тем более что в системе сертификации действует инспекционный контроль.
С развитием сертификации ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на рынок опасной и некачественной продукции, но и формирование покупателя о высоком и надлежащем качестве товара. Этому будут способствовать и знаки соответствия.
Основные направления дальнейшего развития сертификации:
- совершенствование
- уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых;
- разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов;
- развитие сети органов
по сертификации, испытательных
лабораторий и более
- реализация федеральной
инновационной программы «
- совершенствование работы Межведомственного совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности;
- дальнейшая гармонизация
российской системы
- совершенствование подготовки кадров и др.
Сертификация экспортируемых товаров
Сертификация в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.
Согласно Российскому законодательству контроль за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране». [6]
В Росси обсуждается предложение о введении предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.
Развитие сравнительных испытаний
Основной аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.
В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.
Информация о работе Организационно-методические принципы сертификации