Организация документов Архивного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Организация документов — совокупность административно-правовых и научно-методических решений и технических операций, применяемых к этим документам с учетом их принадлежности к различным формам собственности, разным историческим периодам, видам носителей информации и других особенностей, в целях их упорядочения и рационального архивного хранения по обособленным совокупностям архивных фондов. В основе организации документов находится архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Организация документов Архивного фонда Российской федерации

1.Критерии организации документов в РФ

Организация документов Архивного фонда РФ включает их классификацию и систематизацию.

Классификация — выработка научных основ организации документов, установление логических и исторических связей между ними.

Систематизация — физическая организация и упорядочение документов на основе схемы их классификации.

Организация документов осуществляется:

  • в пределах Архивного фонда РФ;
  • в пределах конкретного архива;
  • в пределах конкретного архивного фонда.

Организация документов — совокупность административно-правовых и научно-методических решений и технических операций, применяемых к этим документам с учетом их принадлежности к различным формам собственности, разным историческим периодам, видам носителей информации и других особенностей, в целях их упорядочения и рационального архивного хранения по обособленным совокупностям архивных фондов. В основе организации документов находится архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

До недавнего времени основными критериями организации хранения документов были:

  • принадлежность документов к историческим эпохам;
  • принадлежность документов к комплексам общесоюзного, республиканского, местного значения;
  • принадлежность документов к административно-территориальным единицам;
  • принадлежность документов к определенным отраслям государственной и общественной деятельности;
  • принадлежность документов к составу документации данного фондообразователя.

В настоящее время критериями организации хранения документов являются:

  • формы собственности — государственная часть Архивного фонда РФ, федеральная собственность в ведении РФ, муниципальная собственность, негосударственная часть Архивного фонда РФ;
  • виды носителей, способы и техника закрепления информации — письменные и графические документы на бумажных носителях, кинофотофонодокументы, видеограммы, электронные документы;
  • сроки хранения — постоянное хранение в госархиве, музее, библиотеке, архиве негосударственного учреждения; временное хранение до передачи документов в госархив в ведомственном архиве; временное и депозитарное хранение в ведомственных архивах и отраслевых фондах; временное и депозитарное хранение документов негосударственной части Архивного фонда РФ в госархивах.

Все критерии применяются в совокупности. Согласно им происходит организация документов в пределах Архивного фонда РФ.

2. Фондообразование

В пределах конкретных архивов документы организуются по исторически или логически связанным совокупностям — архивным фондам или архивным коллекциям. Нефондовая организация документов допустима для кинофотофонодокументов, видеограмм, электронных документов.

Вся совокупность документов, образующихся в деятельности юридического или физического лица — фондообразователя, составляет его документальный фонд.

Признаками фондообразователя являются:

  • наличие правового акта о его образовании, регистрации, компетенции, порядке деятельности;
  • самостоятельный баланс;
  • расчетный счет в банке;
  • штатное расписание, печать, собственные бланки;
  • для физического лица — наличие создаваемых или собираемых в процессе его жизнедеятельности документов.

Из документального фонда фондообразователя выделяется его архивный фонд — часть документального фонда, имеющая историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение и подлежащая постоянному архивному хранению.

Архивный фонд может иметь следующие разновидности:

  • архивный фонд организации, состоящий из документов, образовавшихся в ходе ее деятельности;
  • архивный фонд личного происхождения, образовавшийся в ходе жизнедеятельности фондообразователя, его семьи, рода;
  • объединенный архивный фонд, сформированный из документов двух и более фондообразователей, имеющих между собой исторически или логически обусловленные связи, а для физических лиц — родственные, профессиональные, творческие, деловые связи;
  • архивная коллекция — совокупность документов, образовавшихся в деятельности различных фондообразователей, объединенных по тематическому, авторскому, хронологическому и другим общим признакам.

В основе первых двух комплексов находится признак происхождения, третьего и четвертого комплексов — Признак логической связи.

Основными принципами фондообразования являются:

  • недробимость фонда;
  • единое название фонда;
  • единый номер фонда;
  • единое хранение фонда.

Организация документов внутри архивного фонда производится на основе единицы хранения документов как фондовой учетно-классификационной единицы.

Единица хранения — учетная и классификационная единица, представляющая собой физически обособленный документ или совокупность документов, имеющая самостоятельное значение.

Единицы хранения должны быть описаны, систематизированы, внесены в описи и оформлены в порядке, обеспечивающем их учет, поиск, использование.

Единицы хранения систематизируются в фонде по следующим признакам:

  • структурному - в соответствии с принадлежностью единиц хранения к структурным подразделениям;
  • хронологическому - по периодам или датам, к которым относятся документы;
  • функциональному, отраслевому, тематическому, предметно-вопросному - в соответствии с функциями, отраслями, направлениями деятельности фондообразователя, темами и вопросами, которых касается содержание документа;
  • номинальному - по делопроизводственной форме, видам и разновидностям документов;
  • корреспондентскому - по организациям и лицам, в результате переписки с которыми образовались единицы хранения;
  • географическому - в соответствии с определенными территориями, населенными пунктами и другими географическими наименованиями, с которыми связано содержание документов, их авторы, корреспонденты;
  • авторскому - по названиям организаций или фамилиям лиц, являющихся авторами документов.

Единицы хранения внутри фонда группируются последовательно по признакам, применение которых является наиболее целесообразным. Как правило, применяются сочетания признаков, наиболее полно отражающие делопроизводственную и смысловую связь между единицами хранения и создающие условия для наиболее удобного их использования.

 

Комплектование архива

1.Понятие и содержание комплектования архива

Комплектование архива - систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.

Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.

Целью комплектования является наиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов. До передачи документов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных или частных архивах.

Работа по комплектованию архива документами складывается:

  • из установления профиля архива;
  • определения источников комплектования;
  • определения состава документов, подлежащих хранению в архиве;
  • организации комплектования.

Источник комплектования — юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому понятие "фондообразователь" шире понятия "источник комплектования".

Критериями источников комплектования являются:

  • функционально-целевое назначение учреждения;
  • масштаб его деятельности;
  • вид организации;
  • полнота отражения в ее документах ценной информации.

Для документов личного происхождения учитываются:

  • значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя;
  • степень сохранности его фонда;
  • взаимосвязь его фонда с другими фондами.

Для ведомственных архивов источниками комплектования являются:

  • структурные подразделения организации;
  • подведомственные организации;
  • физические лица.

Ведомственные архивы комплектуются документами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, документами личного состава.

Дела временного (до 10 лет) хранения в архив не передаются, оставаясь на хранение в структурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения они уничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведения экспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.

В архив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.

В ведомственном архиве хранятся также документы организаций-предшественников и документы ликвидированных подчиненных организаций.

В основе комплектования ведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственных документов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатуры дел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составления архивных описей и используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения.

2.Источник комплектования

Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.

Комплектование госархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физических лиц - источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериев источников комплектования и утверждаемыми Росархивом.

Выделяются следующие группы источников комплектования:

  • учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;
  • учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов вышестоящих учреждений и организаций, либо не являются особо ценными;
  • учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;
  • учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.

В реальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.

В первый список входят учреждения и организации, в деятельности которых создаются документы, имеющие государственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а также учреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, а потому поступают в госархив выборочно, как типовые для них; кроме того, учреждения и организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимые виды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения и организации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируются госархивом.

Информация о работе Организация документов Архивного фонда Российской Федерации