Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:17, контрольная работа
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
1. Основные понятия этики.
2. Общие этические принципы делового общения.
3. Практическое задание.
Содержание:
1. Основные понятия этики.
2. Общие этические принципы делового общения.
3. Практическое задание.
1. Основные понятия этики.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
Мораль – это система
этических ценностей, которые признаются
человеком. Мораль – важнейший способ
нормативной регуляции
Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
Специфика делового общения
обусловлена тем, что оно возникает
на основе и по поводу определенного
вида деятельности, связанной с производством
какого-либо продукта или делового
эффекта. При этом стороны делового
общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяются
необходимые нормы и стандарты
(в том числе и этические) поведения
людей. Как и всякий вид общения,
деловое общение имеет
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений
2. Общие этические принципы делового общения.
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип
человеческого общения
Таким образом, в основе этики
делового общения должна быть координация,
а по возможности и гармонизация,
интересов. Естественно если оно
осуществляется этическими средствами
и во имя морально оправданных
целей. Поэтому деловое общение
должно постоянно проверяться
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат.
В деловом общении «снизу-вверх»,
т.е. в отношении подчиненного к
своему начальнику, общее этическое
правило поведения можно
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем - то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.
Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.
Крайним случаем неэтического
поведения бизнесменов, руководителей
предприятий является нарушение
закона. Но неэтическим поведением
следует также считать
Этика делового общения
охватывает широкий круг
Вторая позиция по отношению
к противоречию между этикой и
бизнесом состоит в том, что соблюдение
этических норм в деловом общении
признается важным не только с точки
зрения ответственности бизнесменов
перед обществом и самими собой,
но и необходимым для
Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
3. Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным;
1) сомнение;
2) стыд;
3) гордость;
4) ирония;
5) удивление;
6) чувство долга;
7) презрение;
8) наслаждение;
9) любознательность.
“Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…” – отмечал Ф. Энгельс.
Чувство – особая форма
отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием
или несоответствием
Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным (нравственным) чувством
называется эмоциональное отношение
личности к поведению людей и
своему собственному. В сфере высших
чувств нравственным чувствам принадлежит
особое место. Моральные чувства
возникают и развиваются в
процессе совместной деятельности людей
и испытывают влияние нравственных
норм, фактически господствующих в
данном обществе. Они возникают под
влиянием поведения и поступков
других людей и своих собственных.
Эти переживания – своеобразный
результат оценки поступков, их соответствия
или несоответствия нормам морали,
которые человек считает
К моральным чувствам относятся
чувства симпатии и антипатии, привязанности
и отчужденности, уважения и презрения,
признательности и