Перфорирование как способ фиксации информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование эволюции устройств для фиксации, хранения и передачи информации во времени и пространстве в процессе развития человечества.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
1. Исследование документа как способа хранения информации.
2. Рассмотрение современных материальных носителей документированной информации.

Содержание

Введение
Глава 1. Документ как способ хранения информации……………..…………..6
1.1. Древнейшие материалы для письма……………………………………..…6
1.2. Изобретение бумаги и совершенствование её производства……………13
Глава 2. Современные материальные носители документированной информации………………………………..……………………………………...17
2.1. Оптические (лазерные) носители информации…………………………...17
2.2. Магнитные носители информации……………………………………..….19
2.3. Перфорированные носители информации………………………………..21
2.4. Микрографические носители информации…………………………….….23
Заключение
Список использованных источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДиА Перфорирование как способ фиксации информации.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                               Содержание 
 
 
Введение 
Глава 1. Документ как способ хранения информации……………..…………..6 
1.1. Древнейшие материалы для письма……………………………………..…6 
1.2. Изобретение бумаги и совершенствование её производства……………13 
Глава 2. Современные материальные носители документированной информации………………………………..……………………………………...17 
2.1. Оптические (лазерные) носители информации…………………………...17 
2.2. Магнитные носители информации……………………………………..….19 
2.3. Перфорированные носители информации………………………………..21 
2.4. Микрографические носители информации…………………………….….23 
Заключение

Список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
    

Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации и материального носителя. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация «закрепляется» на материальном носителе или даже «привязывается» к нему и тем самым обособляется от создателя информации. 
     Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления, поскольку информация, как кровеносная система, пронизывает все органы управления, обеспечивая их энергетическим потенциалом и приводя в целенаправленное движение.

    Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают её во времени и пространстве. Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой и тем самым способствуют их исполнению. Высокую степень актуальности имеет в настоящее время именно документированная информация (документ). Документы при формировании единого информационного пространства органов федерального, регионального и местного уровней циркулируют довольно активно (в последнее время – больше в электронном формате). В природе естественным носителем информации является человеческая память. И всё же с давних лет человек пользуется посторонними подсобными средствами для хранения информации, которые вначале были самыми примитивными (камнями, ветками, перьями, бусами). Историческими вехами на пути развития средств хранения информации явились создание письменности, изобретение сначала папируса, потом – пергамента и бумаги, а затем и книгопечатания. Такие основанные на использовании этих открытий носители информации, как книги, деловые бумаги, газеты и журналы, остаются актуальными и в наши дни. Кроме них, в XIX – XX веках появились новые носители информации: фотографии, киноплёнки, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски, гибкие магнитные диски, электронные микросхемы и многое-многое другое. 
Современное состояние документальной среды обусловлено не только социально-экономическими преобразованиями, но и развитием информационных технологий. Большое значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации, надёжность её хранения, удалённый доступ, предоставление информации в нужное время, на нужном носителе и в нужной форме, с учётом психологических и эргономических требований.

    Документирование информации позволяет зафиксировать её на определённом носителе, придать ей необходимую организационную форму, удостоверить подлинность и юридическую силу, снабдить необходимыми реквизитами для её идентификации в целях поиска и использования, а также осуществить полноценную информационную поддержку управленческих процессов и накопить информационный ресурс в целях развития организации и сохранения индивидуальной памяти о ней во времени и пространстве1.  
  Объектом  курсовой работы является документ. 
  Предметом  курсовой работы является материальная составляющая документа. 
  Цель курсовой работы: исследование эволюции устройств для фиксации, хранения и передачи информации во времени и пространстве в процессе развития человечества.

 

Для достижения поставленной цели определены задачи:

  1.  
    Исследование документа как способа хранения информации.
  2.  
    Рассмотрение современных материальных носителей документированной информации. 
    Теоретической основой для выполнения курсовой работы стали научные труды по современному делопроизводству, информационным технологиям информационному праву. В исследовании применялись работы авторов: В.И.Андреевой2, В.Л.Бройдо3, Л.Н.Гайдуковой4, Ф.А.Гедрович5, Д.И.Глик6, М.В.Кирсановой7, В.А.Копылова8, М.В.Ларина9, М.В.Стенюкова10, Л.А.Сысоевой11
     
       Нормативно-правовой основой исследования стали Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»12, Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти13, ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»14
       Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установил обязательность документирования информации и определил ряд терминов: например, информация, документированная информация. 
       Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти закрепляют положения об особенностях работы с электронными документами. Термины, установленные ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» должны быть использованы во всех видах документации. 
     
     
    Глава 1. Документ как способ хранения информации.

1.1. Древнейшие  материалы для письма.

    Сама информация не выступает достаточным признаком документа. Материальная составляющая - одно из двух необходимых и обязательных слагаемых документа, без которого он существовать не может. Материальная составляющая документа - это его вещественная (физическая) сущность, форма документа, обеспечивающая его способность хранить и передавать информацию в пространстве и времени15

    Материальную составляющую документа определяет материальный носитель информации - материальные объекты, в которых сведения (данные) находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов16
  Носитель документированной информации - это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде17. Предназначенность информации для хранения и передачи в пространстве и времени обусловливает её специфическую материальную конструкцию, представленную в виде книг, газет, буклетов, микрофиш, фильмов, дисков, дискет и т.п.

   Информация, содержащаяся в документе, обязательно закреплена на каком-то специальном материале (бумага, кино-, видео-, аудио-, фотоплёнка и т. п.), имеющем определённую форму носителя (лента, лист, карточка, барабан, диск и т. п.). Кроме того, информация всегда фиксируется каким-либо способом записи, предусматривающим наличие средств (краска, тушь, чернила, красители, клей и т п.) и инструментов (ручка, печатный станок, видеокамера, принтер и т. п.). 

  Материальная основа документа - совокупность материалов, использованных для записи сообщения (текста, звука, изображения) и составляющих носитель информации18.  
   В зависимости от материальной основы документы делятся на две большие группы: естественные и искусственные. Искусственные в свою очередь подразделяются на бумажные документы и документы на небумажной основе - полимерные документы (полимерно-плёночные и полимерно-пластиночные). 
Таким образом, под материальной составляющей документа имеют в виду: 
1) материальную основу документа;

2) форму носителя информации.

  Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей. 
    Вопрос сохранения информации корнями своими уходит в глубокую древность. Информация была всегда, независимо от того воспринималась она человеком или нет. И человек, едва выделившись из животного мира, стал активно использовать её в своих собственных целях. Более того, он сам стал источником информации для других. Уже тогда информацию умели получать, обрабатывать, передавать, накапливать и что особенно важно – хранить. Поначалу, для хранения и накопления информации, человек использовал свою память – он попросту запоминал полученную информацию и помнил её какое-то время. Тогдашние потоки информации не сравнить с нынешними, поэтому человеческой памяти пока хватало. Дело ограничивалось именами соплеменников, двумя заклинаниями злых духов, да десятком мифов и легенд. Постепенно, люди пришли к выводу, что такой способ хранения информации имеет ряд недостатков: 

1) человек мог спутать  различные данные; 

2) неправильно понять  другого человека; 

3) элементарно забыть  что-то важное;

4) его могли убить на  охоте19

   Появление первых документов, т.е. зафиксированной на различных носителях информации20, относится примерно к XXX веку до н.э. Началом передачи данных было предметное документирование. Предметы, окружавшие первобытного человека, наделялись особым значением, символизировали понятия и явления. Например, стрела – символ войны. Разновидностью предметного документирования являются ракушечные и узелковые письма индейцев Северной и Южной Америки. Ракушечные письма (вампумы – нити с нанизанными на них раковинами) индейцев Северной Америки являлись средством запоминания и передачи сообщений. Их содержание выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Вампум также мог использоваться вместо денег. Узелковое письмо (кипу), употреблявшееся в государстве древних инков также являлось средством удержания в памяти последовательности и логической связи устно передаваемых сообщений: к основной толстой верёвке прикреплялись более тонкие шнуры, нити и лоскуты различного цвета, где каждый элемент имел своё значение.  
 
   Во времена неолита появилось пиктографическое или рисуночное письмо ( от лат. «пиктус»-писанный красками, нарисованный и греч. «графо»- пишу) – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания21. Оно не являлось средством фиксации какого-либо языка, т.е. письмом в собственном смысле. Это были изображения на стенах пещер или скалах, на каменных плитах, на кости в основном иллюстрирующие события из жизни племени. 
 
   В IV тысячелетии до н.э. шумеры, населявшие юг современного Ирака, начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий22. Число таких знаков было порядка тысячи, и каждый из них в шумерском языке связывался с определённым словом. Шумеры писали на сырой глине прямоугольными палочками, входящими в глину под углом и создававшими клиновидное углубление. Поэтому шумерская письменность получила название клинописи. До наших дней сохранились целые библиотеки клинописных документов на глиняных дощечках: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, религиозные и магические тексты. 
 
       С течением времени рисунки упрощались, в какой-то мере стандартизировались и заменялись знаками, обозначающими слова и слоги. Так возникла иероглифическая система (от греч. «hieros»- священный и «glyphe» - то, что вырезано) и идеографическое письмо (от греч. «idea» - образ, идея и «grapho» - пишу). Словесно-слоговое письмо Древнего Египта – одно из древнейших в мире – сформировалось примерно с конца IV тысячелетия до н.э. Древнейшие египетские письменные памятники – надписи на таблицах и булавах царей – представляют собой символические изображения, которые не имеют чёткого звукового значения и понимаются по принципу пиктограммы.  
 
    Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется около 2800 г. до н.э.23 Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие несколько согласных звуков языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Иероглифическое письмо предназначалось для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле.  
 
   Иератическое (жреческое) письмо – следующий этап развития египетской письменности – использовалось для записи литературных и религиозных текстов, деловых документов. Самым распространённым материалом для такого письма был папирус – прообраз современной бумаги. Листы изготавливали из стеблей растения папирус. Стебли разделялись на тонкие полоски, отбивались молотком, проклеивались хлебным отваром, сушились и отглаживались. Папирусные документы обычно свёртывались в свиток. Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые палочки. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов24.  
 
Различные виды письменности господствовали в странах Востока три тысячелетия, но потом их вытеснила более простая и удобная система – финикийская. Финикийцам, как торговому народу, нужна была простая и удобная письменность для составления коммерческих документов, и они создали слоговое письмо, состоящее из 22 знаков. Самые древние найденные финикийские надписи относятся к XIII веку до н.э.25  
 
В IX-X веках до н.э. греки преобразовали финикийское письмо и создали алфавит, где каждый знак обозначает не слово или слог, а определённый звук. Греческий алфавит стал исходным для всех европейских алфавитов. Свои книги и кодексы греки, а за ними и римляне стали писать на деревянных или костяных дощечках, покрытых воском. Писали по воску стилусом (от греч. «stylos» - палочка) – заострённым стержнем из металла или дерева. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. 
 
Письмо по воску было заимствовано различными народами и просуществовало около 18 веков практически без изменения, пока англосаксы не изобрели пергамент. Пергамент появился примерно в III веке до н.э. Это была особым способом обработанная кожа молодых животных (в основном телячья). Пергаментные листы были плотными и жёсткими, в основном стягивались переплётом с металлическими застёжками. Благодаря своей прочности этот материал использовался также довольно долго. С удешевлением и всё более широким распространением пергамента появилась потребность в создании и общедоступного пишущего инструмента. Им стало определённым образом заточенное гусиное перо. С его помощью можно стало изменить стиль письма – сделать его прописным и наклонным.

В Древней Руси первыми  документами стали берестяные грамоты. Новгородские русичи в X-XIII вв. н.э. продавливали текст документов на бересте – верхнем слое берёзовой коры. После неё практически до конца XIV века основным материалом для письма на Руси служил пергамент, который привозили из Греции и ганзейских городов. Самой древней формой документа на Руси была грамота – отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершка, т.е. 15-17 см. Размеры документа могли быть различными за счёт подклейки следующих листов. Документы писались сплошным тестом, без разделения на отдельные слова. После того как документ утрачивал свою ценность, текст счищали, а дорогостоящий материал использовали снова для записи информации. Таким образом, носитель мог использоваться несколько раз. И относилось это не только к пергаменту. Повторно использовались медали и печати, на которых перебивались изображения. В XV-XVI веках из западноевропейских стран начали завозить тряпичную бумагу, а со второй половины XVII века – изготавливать свою, строить бумажные мануфактуры26.  
 
Чернила делались из дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков – наростов на дубовых листьях. Инструментами письма, как и в Европе, служили гусиные перья, которые применялись вплоть до 2-й половины XIX века, хотя металлические перья появились уже в начале века. Написанный гусиным пером чернильный текст посыпался мелким песком для впитывания излишек чернил, чтобы страницы не пачкались друг о друга и не склеивались.  
 
Менялась также графика письменности: первоначально документы составлялись так называемым «уставным» письмом - буквами с прямыми очертаниями. В XIV веке стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счёт выносных букв и сокращений отдельных слов. К XIV веку стала использоваться точка в конце предложения. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой письма) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки. Документы в делопроизводстве хранились в виде свитков-столбцов - из подклеенных листов бумаги («поставов»). Размеры таких столбцов могли быть очень большими. Например, Соборное уложение 1649 г. насчитывает в длину 309 метров. Текст в столбцах писался с одной стороны, что было неэкономно при тогдашней дороговизне бумаги.  
 
В 1700 г. Петр I ввёл тетрадную форму документов из листов бумаги, сложенных вдвое (тетрадей), которые были переплетены в книги27. На листах тетрадей писали с обеих сторон. 

Тогда же для особо важных документов Петр I вводит в обращение  гербовую бумагу, чуть позже разрабатывает  «генеральные формуляры» - образцы, по которым следовало составлять текст  документов, и вводит иностранные  названия видов документов (регламент, инструкция, резолюция, рапорт, реляция  и т.д.). При Петре I и позже, при  Екатерине Великой, были выделены реквизиты документа и определены их места на формулярах. В XIX веке стали использовать бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. Форма и местоположение реквизитов приобрели устойчивый вид. 
 
 

Информация о работе Перфорирование как способ фиксации информации