Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумнозаметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а неразмышляли о своей природе''. И он был прав, поскольку естественнымспособом существования человека является его связь с другими людьми, а самчеловек становится человеком только в общении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….СТР.2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ…………………СТР.3
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………...СТР.3
1.2 ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ…………..………………………………………….СТР.9
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ …………….СТР.14
2.1 Структура и функции общения…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...СТР.22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..СТР.23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….стр.2

Глава 1. Понятие и общие характеристики общения…………………стр.3

1.1 Понятие и виды общения……………………………………………...стр.3

1.2 Функции общения…………..………………………………………….стр.9

Глава 2. вербальные и невербальные средства общения …………….стр.14

2.1 Структура и функции общения…………………………………………стр.14

Заключение………………………………………………………………...стр.22

Список литературы………………………………………………………..стр.23

 

                                                   Введение

Как только ни именовали  человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans — человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумнозаметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а неразмышляли о своей природе''. И он был прав, поскольку естественнымспособом существования человека является его связь с другими людьми, а самчеловек становится человеком только в общении.            Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие. В качестве субъектов общения может выступать не только индивидуум, но и группа. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. Ниже мы постараемся раскрыть основные ее аспекты .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и общие характеристики общения

  1.1 Понятие и виды общения

Общение относится к базовым категориям психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Несмотря на то, что эта категория выделилась в качестве самостоятельного объекта изучения сравнительно недавно (чуть более десятилетий назад), она быстро овладела вниманием многих научных психологических школ. Поток научной и учебно - методической литературы по тематике общения продолжается до настоящего времени. Толкование общения как понятие определяется теми теоретическими позициями, которые занимают представители тех или иных школ.

Самое общее понимание  общения состоит в восприятии его как формы жизнедеятельности. В этом смысле общение является средством  передачи форм культуры и общественного  опыта от поколения к поколению, от человека к человеку. Представляя  собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности, общение является неотъемлемой частью их социального бытия и средством  формирования и функционирования их сознания, индивидуального и общественного. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе современной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых  навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. Через общение  субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение помогает людям  познать личностные и деловые  характеристики друг друга, организовать взаимодействие в процессе совместной деятельности, установить межличностные  отношения и многое другое.

Более узкое понимание  общения порождает множество  определений. В отечественной психологической  науке, опирающейся на деятельный подход, имеется несколько определений  общения.

Общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

Общение - взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (словами, жестами, т.п.), вызванное потребностями  совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно - смысловых  образованиях собеседника.

Общение - специфическая  форма взаимодействия и взаимовлияния  субъектов, вызванная потребностями  совместной деятельности.

Впервые вопрос о роли общения  в психическом развитии человека был рассмотрен В.М. Бехтеревым. Вплоть до конца 60-х годов прошлого столетия понятие "общение" использовалось различными психологами в теоретических  исследованиях психики человека в качестве объяснительного социального  фактора, обусловливающего ее развитие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев). Лишь начиная с 70-х годов это понятие становится объектом самостоятельного исследования, перерастает в относительно автономную научную проблему. Ныне общение представляет собой широко развернутую область психологии, изучаемую на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях.

Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно  должны присутствовать два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого  обмена информации заключается в  особой роли для каждого участника  общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, а стремятся  при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что  информация не только принята, но и  понятна, осмыслена. По этой причине  каждый коммуникативный процесс  представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния  партнеров друг на друга по средствам  системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение  партнера и изменение состояния  участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии  единой или схожей системы кодификации  и декодификации у коммуникатора (человека направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных  барьеров. В этом случае четко выступает  связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный "фильтр доверия - не доверия". Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства способствующие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примеров фасцинации может быть музыкальная, пространственная или световое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - аудитория - обратная связь.

Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником  излагаемой точки зрения, оценивает  различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точки зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее). В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а так же обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта.

Должное внимание следует  уделять так же таким коммуникативным  навыкам, как не рефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или  внимательное молчание - применяется  на этапах постановки проблемы, когда  она только формируется говорящим, а так же тогда, когда цель общения со стороны говорящего - "излить душу", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействия людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничество, сотрудничество, комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация - способ понимания  собеседника через попытку поставить  себя на его место ("Я бы на его  месте сделал так…").

Рефлексия - явление осознание  человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его  аудиторией. В процессе двустороннего  общения рефлексия порождает  шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные  особенности каждого из собеседников:

образ "Я", каким он видит  себя;

образ "Я", каков он есть на самом деле;

образ "Я", каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении  как бы участвуют одновременно шесть  собеседников. Если подобные представления  касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно - рефлексивных отношениях. Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению ("наверно, он…"). Естественно, что такие выводы оказывают влияние на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола - влияние  общего первого впечатления о  человеке, сформулированного в условиях дефицита информации о нем, на его  дальнейшие поступки, поведение и  деятельность. Это оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный недооценку положительных качеств  личности.

Стереотипизация (от греч. Stereos - твердый и typos - отпечаток) - устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат общения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные  выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание  получения ошибочных результатов.

Структура общения. Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Информация о работе Понятие общения