Порядок документального оформления перевозок грузов автомобильным транспортом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 05:34, контрольная работа
Краткое описание
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Вложенные файлы: 1 файл
Содержание
1 Порядок документального
оформления перевозок грузов
автомобильным транспортом
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона
Республики Беларусь от 18 октября 1994 г.
№ 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»
факт совершения хозяйственной операции
подтверждается первичным учетным документом,
имеющим юридическую силу, который составляется
ответственным исполнителем совместно
с другими участниками операции. При этом
первичные учетные документы принимаются
к учету, если они составлены по типовым
формам, утвержденным Министерством финансов
Республики Беларусь (для Национального
банка Республики Беларусь, банков — Национальным
банком Республики Беларусь), по формам,
утвержденным республиканскими органами
государственного управления, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
осуществляющими методологическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью организаций
соответствующих отраслей экономики.
При отсутствии утвержденных
типовых форм (форм) или недостатке содержащейся
в них информации организация принимает
к учету самостоятельно разработанные
и утвержденные первичные учетные документы,
которые должны содержать следующие обязательные
реквизиты:
наименование, номер документа,
дату и место его составления;
содержание и основание совершения
хозяйственной операции, ее измерение
и оценку в натуральных, количественных
и денежных показателях;
должности лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления, их фамилии,
инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера
хозяйственных операций и системы обработки
данных в первичные учетные документы
могут включаться дополнительные реквизиты.
Оформление документов
по автомобильной перевозке грузов внутри
страны
Порядок оформления документов
на перевозку грузов автомобильным транспортом
внутри страны осуществляется в соответствии
с гл. 7 Правил автомобильных перевозок
грузов, утвержденных постановлением
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 20
(с изменениями и дополнениями; далее —
Правила).
Согласно п. 84 названных Правил
автомобильная перевозка грузов должна
оформляться товарно-транспортной накладной.
Перевозчик не имеет права принимать
грузы, не оформленные товарно-транспортной
накладной (ТТН), ответственность за правильность
заполнения которой возлагается на грузоотправителя.
Порядок заполнения реквизитов
ТТН определен гл. 2 Инструкции по заполнению
товарно-транспортной накладной формы
ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства
финансов Республики Беларусь от 14 мая
2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями;
далее — Инструкция по заполнению товарно-транспортной
накладной формы ТТН-1).
Согласно п. 1 данной Инструкции
товарно-транспортная накладная является
документом строгой отчетности и предназначена
для учета движения товарно-материальных
ценностей, если их перемещение осуществляется
с участием автомобильного транспорта,
а также для расчетов за их перевозку и
учета выполненной транспортной работы.
Она служит основанием для списания товарно-материальных
ценностей у грузоотправителя и оприходования
их у грузополучателя, а также для складского,
оперативного и бухгалтерского учета.
Товарно-материальные ценности, поступающие
из-за пределов Республики Беларусь, приходуются
на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Товарно-транспортная накладная
на перевозку грузов автомобильным транспортом
заполняется не менее чем в четырех экземплярах
на имя каждого грузополучателя и распределяется
между субъектами правоотношений следующим
образом:
первый экземпляр остается
у грузоотправителя, является основанием
для списания материальных ценностей;
второй — передается грузополучателю
и является основанием для оприходования материальных ценностей;
третий — перевозчику, как основание
для расчетов перевозчика с грузоотправителем;
четвертый — перевозчику, как
основание для учета автотранспортной
работы (п. 87 Правил).
Водитель (или лицо, сопровождающее
груз) должен расписаться во всех экземплярах
ТТН.
В случае отказа грузоотправителя
(грузополучателя) от заполнения (или неправильного
заполнения) реквизитов, предусмотренных
Инструкцией по заполнению товарно-транспортной
накладной формы ТТН-1, водитель может,
удостоверяя своей подписью факт приема
(выдачи) груза, сделать соответствующую
отметку об этом в разделе «Отметки о составленных
актах» или на свободном месте в нижней
части оборотной стороны всех имеющихся
у него экземпляров товарно-транспортной
накладной (п. 89 Правил).
Следует отметить, что товарно-транспортная
накладная (ТТН-1) и товарная накладная
(ТН-2) являются документами строгой отчетности
и на них распространяется порядок использования
бланков строгой отчетности. При заполнении
таких документов следует руководствоваться
Положением о порядке использования бланков
строгой отчетности, утвержденным постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь
от 21 февраля 2002 г. № 21 (с изменениями и
дополнениями).
Пунктом 4 данного Положения
установлено, что все экземпляры бланков
строгой отчетности заполняются грузоотправителем
с одновременным подсчетом итоговых показателей
(записью их цифрами и прописью). Реквизиты
в документах должны быть написаны разборчиво
и ясно. Подчистки, помарки не допускаются.
Исправление ошибочных записей осуществляется
методами, позволяющими установить дату,
основание поправки и лицо, ее осуществившее.
Исправления не должны препятствовать
прочтению изначальной записи.
Таким образом, исправления
в накладной имеет право производить только
сторона, отпускающая товар, принимающая
сторона вносить исправления в накладную
не имеет права.
Оформление документов
по автомобильной перевозке грузов за
пределами страны
В соответствии с Конвенцией
ООН о договоре международной дорожной
перевозки грузов (далее — КДПГ) при осуществлении
международных перевозок грузов автомобильным
транспортом оформляется международная
товарно-транспортная накладная (CMR).
В соответствии с п. 361 Правил
при международной автомобильной перевозке
грузов оформляется товарно-транспортная
накладная международного образца (далее
— CMR-накладная), которая составляется
не менее чем в трех экземплярах и подписывается
грузоотправителем и перевозчиком.
Пункт 1 Инструкции по заполнению
международной товарно-транспортной накладной
«CMR», утвержденной постановлением Министерства
транспорта и коммуникаций Республики
Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23 (далее — Инструкция
по заполнению международной товарно-транспортной
накладной «CMR»), предусматривает, что
CMR-накладная является бланком строгой
отчетности и применяется всеми юридическими
лицами независимо от формы собственности
и индивидуальными предпринимателями
Республики Беларусь при осуществлении
международной автомобильной перевозки
грузов, начинающейся с территории Республики
Беларусь.
Согласно п. 3 Инструкции по
заполнению международной товарно-транспортной
накладной «CMR» CMR-накладная выписывается
отправителем не менее чем на четырех
страницах.
Первые четыре страницы CMR-накладной
имеют собственное наименование, которое
присваивается типографским способом.
Первая страница CMR-накладной
«1 Экземпляр для отправителя» остается
у отправителя и предназначается для подтверждения
факта отправки груза и расчетов.
Вторая страница CMR-накладной
«2 Экземпляр для получателя» сопровождает
груз и сдается водителем (экспедитором)
получателю, предназначается для подтверждения
факта получения (доставки) груза.
Третья страница CMR-накладной
«3 Экземпляр для перевозчика», заверенная
подписями и печатями (штампами) отправителя
и получателя груза, сдается перевозчику,
прилагается к путевому листу и служит
основанием для учета оказанных транспортных
услуг и начисления заработной платы водителю.
Четвертая страница CMR-накладной
«4 Для расчетов», заверенная подписями
и печатями (штампами) отправителя и получателя
груза, сдается перевозчику. Данная страница
прилагается перевозчиком к счету за перевозку
и высылается заказчику-плательщику перевозки
(отправителю, получателю, экспедитору)
и служит основанием для расчетов.
Все последующие страницы не
имеют специального наименования.
Вторая, третья и четвертая
страницы в обязательном порядке должны
быть заверены подписями и печатями (штампами)
отправителя, подписями представителя
перевозчика (водителя, экспедитора).
Все последующие дополнительные
страницы CMR-накладной, заверенные подписями
и печатями (штампами) отправителя и подписями
перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются
для таможенных (при осуществлении таможенного
оформления не менее трех страниц) и других
органов, а количество дополнительных
страниц CMR-накладной определяется условиями
перевозки.
При перевозке грузов в адрес
нескольких получателей CMR-накладная заполняется
на каждого получателя груза.
На основании вышесказанного
можно сделать вывод, что выписка внутриреспубликанской
накладной (ТТН-1) при осуществлении международных
перевозок наряду с CMR-накладной законодательством
Республики Беларусь не предусмотрена
и не является обязательной.
Список использованных
источников
- Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2010. – 462 с.
- Закон Республики Беларусь
от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском
учете и отчетности»
- Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной
деятельности в торговле: учебник / Л. И.
Кравченко. – Минск: Новое знание, 2009. –
511 с.
- Иванов, Г. Г. Экономика торгового
предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. – Москва:
Академия, 2010. – 317 с.
- Фридман, А. М. Экономика предприятий
торговли и питания потребительского
общества: учебник / А. М. Фридман. – Москва:
Дашков и К, 2008. – 625 с.
- Экономика предприятий торговли
и общественного питания: учебное пособие
/ [Т. И. Николаева и др.]. – Москва: КноРус, 2008. – 399 с.
- Экономика предприятий торговли:
учебное пособие / [Н. В. Максименко и др.].
– Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 541 c.
- Экономика торговли: учебное
пособие / Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов,
Г. И. Терехова. – Москва: Форум, 2011. – 229,
[2] с.
- Экономика торгового предприятия:
учебное пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Сныткова, А. В. Гавриков. – Минск: Новое знание, 2007. – 239 с.
- Экономика организаций торговли:
учебное пособие / [Р. П. Валевич и др.]. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
- Экономика торгового предприятия:
торговое дело: учебник для высших учебных
заведений по экономическим специальностям
/ [Л. А. Брагин и др.]. – Москва: Инфра-М, 2010. – 313 с.
- Экономика и планирование на
предприятиях торговли и питания: учебник
/ Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К°, 2009. – 272 с.
- Экономика отрасли: торговля
и общественное питание: учебное пособие
/ [Е. А. Карпенко и др.]. – Москва: Альфа–М: Инфра-М, 2010. – 221 с.
Информация о работе Порядок документального оформления перевозок грузов автомобильным транспортом