Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 14:30, контрольная работа
Целью исследования является изучение процесса формирования состава документов, истории описания и характеристика хранения документов в приказной системе делопроизводства.
Для достижения намеченной цели было решено поставить следующие задачи:
проанализировать историю развития делопроизводства в России в XVI – XVII вв.
Дать характеристику приказному делопроизводству.
Охарактеризовать систему хранения документов.
Содержание
Введение
Делопроизводство государственн
Приказное делопроизводство описано
(с большей или меньшей степень
Отдельные виды, разновидности и
комплексы документов, типичные для
приказного делопроизводства, приемы
их изучения и использования охарактеризова
Отдельные аспекты этой темы нашли отражение в исследованиях И.Ф. Демидовой, М.П. Илюшенко, А.К. Леонтьева, Н.В. Устюгова и др.
Целью исследования является изучение процесса формирования состава документов, истории описания и характеристика хранения документов в приказной системе делопроизводства.
Для достижения намеченной цели было решено поставить следующие задачи:
1 Изменения в организации государственного аппарата во второй половине XV – во второй половине XVI вв. в связи с укреплением абсолютной монархии
В процессе становления и укрепления Российского централизованного государства складывается постепенно и единая система центральных и местных правительственных учреждений, выполняющих административные, военные, судебные, финансовые и другие функции. В 1547 г. московский великий князь – «государь всея Руси» венчается царским венцом. В середине же XVI в. оформляются основные органы центрального и местного управления, просуществовавшие, - конечно, с изменениями – вплоть до рубежа XVII -XVIII вв.
Проблема оформления централизованного государства в России смыкается с проблемой абсолютизма (особенно его возникновения). Более того, хронологическая грань, разделяющая эти процессы, не представляется достаточно четкой. В то же время проблема абсолютизма отнюдь не может сводиться только к сфере государственно-политической истории. Характеризуя "эпоху абсолютизма", советские ученые особое внимание обращают на социально-экономический аспект проблемы. Централизация управления в России была проведена успешно и совершенно в феодальном духе. По сути дела это была концентрация власти силами приказной (и боярской) и военной бюрократии на всей территории единого государства. Экономического единства страны тогда еще не было.
С середины XVI в. известна практика созыва земских соборов - эпизодических совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Земские соборы собирались нерегулярно; наиболее интенсивное время их деятельности 1610 – 1650-е гг. Документация земских соборов рассматривалась тогда, как часть документации Боярской думы. К концу XV – началу XVI в. относится зарождение приказной системы управления. В середине XVI в. особые центральные учреждения «дьячьи избы» получили наименование «приказов» (от слова «приказывать» - поручать). В них постепенно сосредоточивалось управление определенными отраслями правительственной деятельности или отдельными территориями. Непосредственно ведали деятельностью приказов царь и Боярская дума.
В России XVI – XVII вв. высшим государственным органом признавали регулярно заседавшую Боярскую думу. Она не имела самостоятельной, раздельной от государя компетенции и была высшим законодательным органом и высшим органом управления страной. Боярская дума наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты государственных преобразований и новых законов, опросы внешних сношений) рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о деятельности различных «чиноначалышков», о преступлениях по должности и об уголовных преступлениях (в том числе мелкие «дела» частного характера, особенно по Москве) и др. На рассмотрение Боярской думы могли вноситься («всходить на Верх перед бояры») все дела, которые руководители центральных и местных учреждений не имели права или не решались рассматривать самостоятельно. Таким образом, сферой деятельности Боярской думы были вопросы внутренней и внешней политики государства во всем их многообразии.
Исполнительную власть осуществляли центральные органы управления приказы. Важнейшими приказами признавались Разрядный, Посольский и Поместный. Разрядный приказ ведал обороной государства, учетом служилых людей, назначениями на военные и гражданские должности, позднее и управлением пограничными городами с уездами. Посольский - сношениями с иностранными государствами. Поместный приказ - вопросами феодального землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель. Управление Москвы и Московского уезда находилось в ведении Земского приказа; управление территорий, присоединенных в результате завоевания Казанского и Астраханского ханств, - в ведении Приказа Казанского дворца, в 1637 г. из него выделился Сибирский приказ, ведавший управлением Сибири; дворцовое хозяйство - в ведении Большого дворца; сбор налогов - в ведении Большого прихода, Большой казны, Четвертей и других приказов; судебные дела служилых людей - в ведении судных приказов Владимирского, Московского и др. и т.п. В Печатном приказе хранили государственные печати, удостоверяли ими документы, взимали печатные пошлины, фиксировали эти сведения в особых книгах. Были и вовсе карликовые приказы - такие как Строения богаделен или Панихидный ("Приказу вечного поминка"), ведавший поминанием лиц царской фамилии.
Число приказов постепенно увеличивалось, а функции их на протяжении десятилетий, или даже столетий, могли изменяться. В приказах (прежде всего в крупных) постепенно выделяются структурные части - столы и повытья по функциональному или территориальному признакам. Для сравнительно небольших приказов характерны два стола: денежный и судный. Термин "приказ" применялся затем не только по отношению к центральным, но и к некоторым местным учреждениям.
Создание большинства государственных учреждений не было оформлено законодательными актами. Однако их деятельность санкционировалась определенными нормами, закреплявшимися документами. Так, в период образования Русского государства издаются документы, проводящие централизацию власти и управления. Указные грамоты XIV – XV вв. характеризуют великокняжеское правительство как главную судебную инстанцию, Уставными грамотами вводятся строгая регламентация, а затем и сокращение привилегий кормленщиков. В первой половине XVI в. в Москве учреждается специальный институт «кормленных дьяков», т.е. чиновников, контролировавших деятельность кормленщиков. В кодексе русского права - Судебнике 1497 г, - сформулированы принципы управления, характерные для развивающегося централизованного государства. Установлены различия между судебной деятельностью великого князя и бояр, определены порядок деятельности боярскою суда, обязанности наместников в области местного управления и судопроизводства. Согласно Судебнику 1550 г. процесс управления должен основываться на законодательных установлениях. Должностные лица в управлении государством руководствовались единым законом, включавшим в себя нормы уголовного, гражданского и административного права: «Вперед всякие дела судити по сему судебнику» (ст. 97).
В первой половине XVII в. создание приказов оформляется законодательным актом, который определил его функции, штат и бюджет. Во второй половине XVII в. устанавливается "указное число" подьячих для каждого приказа. Однако ни в организации, ни в компетенции приказов не было единообразия.
Судебник 1550 г. возлагает на высших должностных лиц центральной администрации (боярина, казначея, дворецкого) обязанность рассматривать все дела "жалобщиков своего приказу", докладывая о наиболее важных челобитных царю.
Служилыми чинами, выполнявшими управленческие и делопроизводственные функции, были дьяки и подьячие. Уже в штате князя появился специальный чин - дьяк, который оформлял духовные грамоты.
С XV в дьяк включается в состав судей: бояре и окольничий осуществляли суд в присутствии государственного чиновника - дьяка. С XVI в. появляется деление дьяков на думных и приказных. Думные дьяки участвовали в заседаниях Боярской думы и исполняли обязанности судей в главных приказах государства - Разрядном, Посольском, Поместном и Казанского дворца.
Приказные дьяки были помощниками ("товарищами") судей в приказах и воевод (на местах), возглавляли небольшие приказы, руководили деятельностью структурных подразделений приказов - столов. Младшим чином приказной администрации были подьячие, которые делились на три разряда: "старые" (старшие), заведовавшие в некоторых приказах повытьями - структурными подразделениями столов, "средние" и "молодые" (младшие). Среди "старых" была особая должность подьячего "с приписью".
Установившимся обычаем, а затем и законом были определены функции служилых людей. Присяги (крестоприводные записи), которые давались должностными лицами при вступлении в должность, наказные памяти воеводам и особые грамоты являлись своего рода прототипом должностных инструкций, в которых перечислялись обязанности служилого человека, в том числе в области делопроизводства. И хотя они были разными в различных учреждениях, по ним можно установить круг обязанностей служилых людей, которые вследствие нечеткого разделения функций управления были многообразны. Служилый человек решал судебные, административные и финансовые вопросы.
Высшую группу служилых людей составляли «старые» подьячие. Основная часть их называлась подьячими «с приписью», которые наделялись значительной административной самостоятельностью - правом подписи исходящих документов. «Старые» подьячие распределяли работу между подьячими своего структурного подразделения, проверяли ее исполнение, составляли черновики в соответствии с пометой дьяка, делали выписки из дел для докладов судейским коллегиям или Боярской думе, вели приходно-расходные книги, были ответственными за архив.
«Средние» подьячие (подьячие «со справой») «справляли», т.е. заверяли своею подписью, правильность написания документа, вели книги приказов (запасные и др.). В местных учреждениях функции подьячих «с приписью» и «со справой» определялись более широко. Они должны были составлять финансовые отчеты (сметные списки), вести следственные и судебные дела.
Итак, эволюция государственного аппарата от учреждений, обслуживавших великокняжеское хозяйство, привела к иерархии учреждений централизованного государства: Боярская дума, приказы, воеводские избы. Сформировался особый слой служилых людей - чиновников, подчиненных верховной власти и зависимых от нее. Дьяки и подьячие, являясь фактическими исполнителями правительственных решений, нередко располагали большой властью в разрешении конкретных вопросов, что приводило к служебным злоупотреблениям, порождало взяточничество и волокиту, о чем неоднократно упоминает законодательство.
2 Разновидности и формуляры документов в приказном
делопроизводстве
Система документирования, называемая приказным делопроизводством, создавалась постепенно. Сама техника документирования претерпевает изменения в сторону ее удешевления (бумага окончательно приходит на смену дорогому пергамену) и ускорения (распространение и утверждение скорописи).
Основополагающими документами для работы аппарата управления были общегосударственные правовые акты (судебники, уложения), указы царя и приговоры Боярской думы, решения земских соборов, царские жалованные и указные грамоты. Органы местного управления руководствовались уставными наместническими и губными грамотами и наказами, земскими уставными грамотами, крестоприводными записями.
Документы учреждений по характеру работы с ними условно классифицировались на внутренние, входящие ("присыльные") и исходящие ("посыльные").
К внутренним документам относились решения (приговоры), выписки, списки (боярские, членов государева двора), росписи. Функция хозяйственного учета оформлялась книгами по учету (хлебных запасов, денег, пошлин и т.д.), сметными списками. Книгами статистического учета, составляемыми для описания податных сил, были писцовые (описание города с относящимся к нему уездом), дозорные (записи результатов проверки жалоб населения после войны, эпидемии), переписные (подворные переписи населения), приправочные (списки с писцовых и дозорных книг, составленные для справок) и др.
Виды входящих и исходящих документов определялись сложившейся иерархией учреждений. Приказы и приказные избы получали указы царя и приговоры Бояркой думы, наказные памяти. В центр приказные избы посылали отписки. Землевладельцы-вотчинники и помещики получали из правительственных учреждений ввозные и послушные грамоты, устанавливавшие их право на владение крестьянами и взимание с них повинностей. Отслужилых посадских людей и крестьян поступали челобитные. Переписка разных учреждений оформлялась памятями.