Принципы исполнительного делопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Исполнительное делопроизводство возникло в результате административных реформ Александра I. В начале XIX в. система государственных учреждений России была подвергнута серьезной корректировке. Высшими государственными учреждениями стали: Правительствующий Сенат, Комитет Министров, Государственный совет, позже во второй половине XIX в. создан Совет Министров. Коллегии были заменены новыми центральными учреждениями — министерствами. Местные учреждения осуществляли свою деятельность в соответствии с законом 1775 г. и почти не претерпели изменений.

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнительное делопроизводство.docx

— 23.35 Кб (Скачать файл)

Исполнительное делопроизводство возникло в результате административных реформ Александра I. В начале XIX в. система государственных учреждений России была подвергнута серьезной корректировке. Высшими государственными учреждениями стали: Правительствующий Сенат, Комитет Министров, Государственный совет, позже во второй половине XIX в. создан Совет Министров. Коллегии были заменены новыми центральными учреждениями — министерствами. Местные учреждения осуществляли свою деятельность в соответствии с законом 1775 г. и почти не претерпели изменений.

Высшие государственные  учреждения: Сенат, Комитет Министров, Государственный совет, основывали свою деятельность на принципе коллегиальности. Делопроизводство в них велось в соответствии с законами, названными «учреждения»: «Учреждение Правительствующего Сената», «Учреждение Комитета Министров», «Учреждение Государственного совета».

Принципы исполнительного  делопроизводства

Создание министерств положило начало новому этапу развития системы  управления и делопроизводства в  России. Основой организации деятельности новых центральных органов управления стал принцип единоначалия. В основу было положено точное исполнение указаний руководства. Коллегиальное обсуждение и принятие решений, характерное для коллегий XVIII в., стало тормозить управленческий процесс, которому требовалась гибкость и оперативность.

В 1811 г. издано «Общее учреждение министерств», которое законодательно закрепило единообразие в организационном устройстве министерств. Принцип единоначалия, положенный в основу министерской системы, означал, что управленческие решения принимаются единолично конкретным должностным лицом в рамках его компетенции.

Второй важный принцип, положенный в систему министерской реформы, — принцип иерархии означал строгое распределение функций управления между структурными подразделениями и обязанностей чиновников по их реализации. Принцип иерархии означал последовательность подготовки решения и обязательное участие в этом процессе всех структурных подразделений и должностных лиц — от нижестоящих к вышестоящим.

Внедрение этих принципов  в организацию управления оказало  влияние на структуру и делопроизводство министерств.

Структура министерств

Возглавлял министерство министр. Он назначался императором и нес ответственность только перед ним. У министра могли быть заместители (один или несколько) — товарищи министра и обязательно создавалась канцелярия министра. Министерство делилось на департаменты» которые» в свою очередь, состояли из отделений, отделения — из столов. Во главе их соответственно стояли: директор департамента, начальник отделения, столоначальник.

При необходимости разрешалось  образовывать «особенные установления»: канцелярию при директоре департамента, счетные столы, ученые комитеты, чертежные, лаборатории.

«Общее учреждение» узаконило  введение в аппарат министерств двух коллегиальных органов: при министре — Совет министра, при департаментах — Общее присутствие департамента, носивших совещательный характер. Наряду с чиновниками министерства в их состав включались представители крупного капитала и представители науки и искусства. Их знания и практический опыт способствовали всестороннему и профессиональному обсуждению конкретных вопросов и принятию наиболее верных решений. Сочетание принципа единоначалия с коллегиальным обсуждением сложных управленческих проблем должно было способствовать оптимизации управления в целом.

Виды документов исполнительного делопроизводства

Единство структуры, штатного состава чиновников и их должностных  обязанностей позволило установить единый порядок в организации  делопроизводства.

Компетенция должностных  лиц в вопросах управления определила состав управленческих документов министерств. «Общее учреждение министерств» 1811 г. прямо указывало, что «различная степень власти» — главная  причина разделения прав и обязанностей чиновников в процессе создания документов. Поэтому достаточно четко были определены виды документов, которыми сообщались между собой органы власти и управления.

Министр получал:

  • от императора указы и повеления, направлял ему доклады (или записки) и представления;
  • от Государственного совета — высочайше утвержденные мнения, направлял — представления;
  • от Сената — сенатские указы, а в Сенат направлял — представления, рапорты, доношения;
  • от Комитета министров — выписки из журналов заседаний, направлял — записки и представления.

Для получения денег из Государственного казначейства министр посылал отношение.

Между собой министерства обменивались отношениями, сообщениями, официальными письмами. Подчиненным, как  служащим в стенах министерства, так  и вне их, направлялись предписания. Подчиненные посылали в вышестоящие  инстанции рапорты, доношения, представления.

Директор департамента обладал  правом направлять министру записки (докладные  записки), представления; в департаменты других министерств — отношения, подчиненным — предписания.

Начальник отделения обращался  в другие отделения своего министерства в форме записки, в отделения  других министерств — в форме  отношения.

Начальники отделений  имели право подписывать запрос в архив о необходимости получения  из него сведений. Ход заседания  совещательных органов (Совета министра, Общего присутствия департамента) фиксировался в журналах.

В параграфе 262 «Общего учреждения министерств» впервые регламентирована зависимость юридической силы документа  от правил его оформления: «Предписания Министров только тогда признаются действительными, когда они имеют  установленную форму».

К «Общему учреждению» приложены четыре формы переписки, служившие эталоном для составления и оформления официальных документов. Они составлены на бланках с угловым расположением реквизитов. Бланк включал: наименование учреждения-автора, наименования структурных подразделений, дату подписания документа, исходящий регистрационный индекс, краткий заголовок к тексту. Позже появляется ссылка на номер инициативного документа. В правом углу документа указывался адресат.

При анализе переписки  следует иметь в виду, что на одних документах наименование вида обозначалось, а в других «беззаглавных», оно отсутствовало. Его можно определить, зная соподчиненность автора и адресата.

Высшие учреждения и должностные  лица, обращаясь к нижестоящим, адресовали документ в дательном падеже: «Калужскому губернскому правлению». Равные друг с другом и нижестоящие учреждения, обращаясь в вышестоящие, использовали предлог «в»: «В Калужское губернское правление».

Если документ адресовался  конкретному лицу и нижестоящее  должностное лицо обращалось к вышестоящему, в адресат включалось обращение, соответствующее титулу: «Его превосходительству», «Его благородию». При общении равных должностных лиц и вышестоящих с нижестоящими титул опускался.

Документы в XIX в. обязательно  имеют подпись и скрепу, в которых  указывают наименование должностей. Первоначально бланки писали от руки, но с 20-х годов XIX в. их стали изготовлять  типографским способом.

Организация работы с документами, названная в «Общем учреждении»  «образ производства дел», включала пять составных частей:

  • порядок вступления дел;
  • движение их, или собственно так называемое производство;
  • отправление дел;
  • ревизию;
  • отчеты.

Первые три части устанавливали  путь прохождения документов от момента  их получения или создания до завершения исполнения и отправки, причем в  каждом структурном подразделении, начиная от канцелярии министра и  заканчивая столом и «особенными  установлениями». Структура документопотоков, как входящих, так и исходящих  документов, ставилась в зависимость  от заключенной в них информации. Например, вся переписка министерства делилась на два потока:

  • переписка министра;
  • переписка департамента.

«Общее учреждение министерств» определило компетенцию министра и  директоров департаментов в рассмотрении управленческих ситуаций, поэтому распределение  всех входящих и исходящих документов между ними не вызывало особенных  затруднений.

В XIX в. документы регистрировались в журналах. Ежемесячно в структурных  подразделениях проводилась «ревизия дел», т.е. был внедрен систематический контроль за исполнением документов. По его результатам составлялись «ведомости» о количестве исполненных и неисполненных документов. В конце года составлялась общая ведомость по министерству.

Ежегодная деятельность министерств  заканчивалась отчетом. Отчетов было три: отчет в суммах» отчет в делах, отчет в видах и предположениях к усовершенствованию каждой части. Для каждого отчета существовал особый порядок составления и представления.

Со всех исходящих документов снимались копии ("отпуски»), которые сдавались в архив министерства, где на них составлялись описи.

«Общим учреждением министерств» установлены единые принципы организации  деятельности министерств и делопроизводства. Специфика каждого из них нашла  отражение в положении о каждом министерстве («частные учреждения»).

На всем протяжении XIX в. активно  развивались другие системы документации. Для XIX в. характерно то, что некоторые  из них приобретали законченную  форму в виде Уставов, в которых  подробно регламентирован состав документов системы, правила их составления  и оформления, а также приложены  образцы форм документов. Например, вопросы бухгалтерского учета закреплены в 1848 г. в «Общем счетном уставе», документирование прохождения государственной  службы в «Уставе о службе гражданской» 1832 г.

С середины XIX в. неоднократно предпринимались попытки сокращения числа документов. Данные меры по сокращению делопроизводства закреплены в специальных  законодательных актах, изданных в 1831,1852,1860 гг.

Изобретение в последней  трети XIX в. пишущих машин, гектографов, вывело на новый уровень культуру документирования, ускорило изготовление документов, что позволило экономить  время и средства. Появление телеграфа, телефона привело к появлению  новых видов документов: телеграмм, телефонограмм. Общегосударственные  нормы в делопроизводственной сфере, заложенные в «Общем учреждении министерств», требовали изменений и развития. Отдельные ведомства пытались самостоятельно упростить делопроизводственный процесс. Например, к канцелярии попечителя Московского учебного округа внедряются элементы механизированной обработки  документов: пометки на них (о получении, регистрации, направлении на исполнение, об исполнении и др.) наносились с  помощью механических нумераторов  или штампов.

Наиболее четко направления  и способы совершенствования  делопроизводства отражены в «Положении и письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», изданном в 1911 г.

На всем протяжении XIX в. издавались сборники образцов документов, называемых «письмовники», с целью помочь чиновникам и частным лицам составить  документ в соответствии с существующими  правилами.

В XIX в. начинается процесс  формирования теории делопроизводства. Он связан с именами М. М. Сперанского, Ф. Русанова, Н. В. Варадинова, К. Зосимского, В. Вельбрехта .

В начале XX в. Россия стояла на пороге новых преобразований в области делопроизводства. Однако смена государственного строя в результате Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьской социалистической революции привела к коренным изменениям в государственном устройстве России и организации делопроизводства.


Информация о работе Принципы исполнительного делопроизводства