Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:57, доклад
На рост объема документооборота влияют объективные факторы: создание новых учреждений, организаций, предприятий, расширение производственных и торговых связей, увеличение выпуска продукции, активное использование документированной информации и др. Чем больше общество развивается и нуждается в информации, тем больше оно ее производит и использует. Кроме того, объем документооборота в каждой конкретной организации определяется ее функциями и задачами в процессе управления.
Помощь: Пути совершенствования документооборота
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА
Под документооборотом понимают движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение.
На рост объема документооборота
влияют объективные факторы: создание
новых учреждений, организаций, предприятий,
расширение производственных и торговых
связей, увеличение выпуска продукции,
активное использование
Основными направлениями
совершенствования
- сокращение объема документооборота,
- совершенствование технологии документооборота.
В качестве основных методов улучшения технологии документооборота выделяют:
- разработку моделей
документооборота в
- составление маршрутных
карт технологического
- разработку рациональных схем документооборота: оперограмм и документограмм, схем движения документов и др.
Основные методы
совершенствования
1. Унификация и
стандартизация документов. Унификация
документов - это установление единообразия
состава и форм управленческих
документов, создаваемых в процессе
осуществления однотипных
При осуществлении
работ по унификации в организации
проводится унификация состава документов,
создаваемых при решении
В целях оптимизации
состава применяемых в
При унификации и
стандартизации документов рекомендуется
использовать Унифицированнуюсистему организ
2. Повышение качества
документируемых решений.
Если в решении,
отраженном в документе, нечетко
определены задания (поручения), не указаны
ответственные исполнители, возникает
безответственность: затрудняется контроль
исполнения, идут запросы на уточнение
заданий, начинается рассылка поручений,
многочисленные согласования, возникает
поток новых документов. Если в
решении какое-либо задание (поручение)
не подкрепляется организационным
и ресурсным обеспечением, вновь
порождается переписка с
Текст документа, отражающий управленческое действие, поручение, решение, должен содержать только необходимую информацию, четко излагать суть рассматриваемого вопроса, определять реальные и обоснованные сроки исполнения. С этой целью при подготовке документов необходимо максимально широко использовать унифицированные формы, текст которых содержит оптимальную структуру и конкретные формулировки.
3. Повышение качества
подготовки и оформления
Указанные вопросы
регламентируются государственным
стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные
системы документации. Система организационно-
С целью экономии
времени на подготовку документов и
организацию работы с ними рекомендуется
сокращать текст за счет уменьшения
традиционных различного рода вводных
частей и преамбул, исключения из служебной
переписки немотивированных персональных
обращений и выражений
4. Бездокументное решение вопросов. Сокращению объема документооборота способствует замена бумажного документооборота на использование телефонной связи, личной договоренности. Бездокументное решение вопросов предполагает исключение бумажного документа на двух уровнях:
- при запросе информации (запрос и ответ передаются устно);
- при ответе на
инициативный письменный
5. Уменьшение количества
дублетных экземпляров
Перечень организаций
(структурных подразделений), в которые
рассылаются копии документа, а
также количество копий необходимо
фиксировать в списке на рассылку,
оформляемый в соответствии с
Методическими указаниями по практическому применению
государственного стандарта Республики
Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы
документации Республики Беларусь. Система
организационно-
Резервы сокращения
объемов документооборота имеются
и при размножении и
6. Использование
современных информационных
Использование электронных
технологий обеспечивает замену бумажного
документа машинным носителем информации,
что позволяет формировать
7. Совершенствование
технологии документооборота. Основным
методом совершенствования
В маршрутной карте
технологического процесса документооборота
(далее - технологическая карта
Технологическая карта документооборота составляется по следующей форме:
Наименование операции, производимой с документом |
Инстанция |
Исполнитель |
Приме-няемое обору-дование |
Приме-няемые материалы |
Продолжи-тельность операции |
Трудовые затраты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
На основании
технологической карты
В целях установления рациональных маршрутов движения документов и исключения лишних инстанций прохождения документов, определения видов работ по документированию управленческих действий проводится анализ сведений о видовом и количественном составе документопотоков. Эти сведения получают на основе составления оперограмм и схем направления движения потоков документов.
Экспедиция |
|||||||||||||
Ћ |
Ћ |
Ћ |
Ћ |
||||||||||
Регистрируемые |
Нерегистри-руемые документы |
С пометкой «лично» |
Обращения граждан |
||||||||||
Ћ |
Ћ |
Ћ |
Ћ |
Ћ |
|||||||||
На имя руководства и без указания |
Адресованные структурным подразде-лениям |
Исполнители |
Конкретный адресат |
Бюро по работе с обращениями граждан |
|||||||||
конкретного адреса |
|||||||||||||
Ћ |
Ћ |
||||||||||||
Канцелярия |
|||||||||||||
Ћ |
Ћ |
||||||||||||
Руководство учреждения |
Руководство структурного подразделения |
С помощью оперограмм фиксируются операции, выполняемые с определенным комплексом документов. Оперограммы показывают, из каких стадий и элементов складывается данный процесс работы, какова связь каждой операции с определенным рабочим местом, характеризуют функции соответствующих исполнителей. Кроме того, посредством оперограмм можно систематизировать содержание, рационализировать маршруты движения документов, определить виды работ по документированию управленческих процессов.
Приведем пример схемы направления движения потоков входящих документов.
Построение схемы направления движения потоков входящих документов позволяет выявить на стадии их предварительного рассмотрения два документопотока: регистрируемые и нерегистрируемые документы. Нерегистрируемые документы определяются на основании Перечня документов, не подлежащих регистрации, составляемого в каждой организации.
Регистрируемые документы в свою очередь делятся на подлежащие регистрации в службе документационного обеспечения управления (в схеме - канцелярия) и подлежащие регистрации непосредственно в структурных подразделениях. Документы, подлежащие регистрации в структурных подразделениях, передаются им, минуя руководство организации. На такие документы составляется специальный Перечень документов, не подлежащих регистрации в службе документационного обеспечения управления.