Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:49, курсовая работа
Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение с другими людьми посредством определенных знаков и символов. Коммуникация является необходимым условием существования человеческих общностей, начиная от самых малых и заканчивая такими, как нации, государства.
Ученые выделяют четыре типа коммуникации: материальную, генетическую, психическую и социальную. Социальная коммуникация
Введение
Глава I
1) Возникновение письменности
2) Письмо
3) Письменность древнего Египта и ее дешифровка
Глава II
1) Расширение понятия документ
2) Документы древнего Египта
3) Документы Малой Азии
Заключение
Список использованной литературы и источников
Антропоцентристы фактически отождествляют понятия «информация» и «социальная информация».
Результатом продолжающихся научных споров является отсутствие сколько-нибудь точного и устоявшегося определения информации. Так, в Словаре основных терминов в х информатики представлено четыре наиболее распространённых толкования этого понятия:
Однако все авторы в конечном счёте сходятся на том, что социальная жизнь невозможна без информации, выступающей в качестве двигателя общественного и технического прогресса. При этом важнейшая роль отводится именно социальной информации, которая представляет собой знания , сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех её других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни».
В свою очередь, социальную информацию обычно подразделяют на:
- массовую (общественно-политическую, научно-популярную, обыденную);
- специальную
(научную, техническую,
- личную ( межличностную).
Именно социальная информация связывается с понятием документа.
Таким образом, к настоящему времени понятие «документ» вобрало в себя такие наиболее существенные характеристики, как информационное предназначение, наличие материального носителя, а также ряд функциональных аспектов.
Вместе с тем определения понятия «документ» в различных науках имеют существенные отличия. Это зависит, во-первых, от более или, напротив, менее широкого толкования понятия информации и, во-вторых, от выдвижения на первый план какой-либо одной составляющей документа, от акцентирования внимания на каком-либо отдельном его функциональном аспекте. К примеру, в информатике документ на первых порах рассматривался как «материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде». В результате под это определение попадало необъятное множество объектов, так как в природе фактически любой материальный объект содержит какую-либо информацию.
Для общественных наук, в зависимости от их предмета, целей и задач, в определении понятия документа характерно выделение каких-то отдельных его сторон. Так, в юридических науках акцентируется внимание на правовом аспекте. В результате документ фигурирует преимущественно как средство документирования и доказательства правовых отношений. В сфере управления документ исследуется главным образом как средство фиксации и передачи управленческих решений. В исторической науке документы рассматриваются прежде всего как исторические источники, т.е. носители ретроспективной информации.
В связи с этим перед документированием, изучающим в историческом развитии все типы, виды и разновидности документов, стоит важная задача- дать наиболее точное, обобщающее определение понятию «документ». Однако решить такую задачу непросто, о чем свидетельствует имеющееся многообразие дефиниций и продолжающиеся дискуссии на эту тему.
Сопоставив
и осмыслив различные дефиниции,
содержащиеся в научной и учебной
литературе, можно остановиться на
следующем определении понятия
документа, которое в наибольшей
степени отвечает целям и задачам документоведческой
науки: Документ- это
информация, закреплённая
на материальном носителе
в стабильной знаковой
форме созданным человеком
способом для её передачи
в пространстве и
времени.
Документы древнего Египта
Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.
Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хеканахта).
Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) — столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эль- амарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летоисчислениям, из них некоторые надежно определяются по астрономическим данным.
Дополнением к дипломатическим материалам эль- амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.
Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия, VII —- VI вв. до н. э.).
О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.
Сохранились
и многие другие документальные материалы:
краткие надписи на царских печатях эпохи
Древнего царства, данные переписи населения
и обмера земель Египта (XII династия), список
заключенных в фиванской тюрьме, документы,
оформляющие куплю-продажу имущества,
земли, рабов, протоколы допросов и материалы
следствия о заговорах во дворце, строительные
надписи и многие другие. Многочисленные
документальные данные —надежная основа
для восстановления египетской истории.
Документы Малой Азии
Благодаря географическому положению Малая Азия была естественным местом передачи культурных достижений в разных направлениях. Наука еще не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь уже в III тыс. до н. э. В частности, такой вывод может быть сделан на основании некоторых аккадских литературных текстов, повествующих о торговой деятельности аккадских купцов в Анатолии и военных акциях Саргона Древнего и Нарам-Суэна против правителей городов-государств Малой Азии; эти истории известны и в пересказах, записанных по-хеттски.
Письменные
документы – клинописные
Большинство текстов составлено на хеттском
языке; многие другие – на аккадском, лувийском,
палайском, хаттском и хурритском языках.
Все документы хеттских архивов записаны
специфической формой клинописи, отличающейся
от орфографии, использовавшейся в письмах
и деловых документах ашшурских торговых
центров. Предполагается, что хеттская
клинопись была заимствована из варианта
староаккадской клинописи, применявшейся
хурритами в Северной Сирии. Дешифровка
текстов на хеттском клинописном языке
впервые была осуществлена в 1915-1917 гг.
выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.
Наряду с клинописью хетты пользовались
также иероглифическим письмом. Известны
монументальные надписи, надписи на печатях,
на различных предметах обихода и письма.
Иероглифическое письмо применялось,
в частности, в I тыс. до н. э. для записей
текстов на диалекте лувийского языка.
Эта система письма употреблялась и во
II тыс. до н. э. Однако дошедшие до нас древние
иероглифические тексты пока не дешифрованы,
и точно не известно, на каком языке они
составлялись. Более того, большая часть
иероглифических текстов II тыс. до н. э.,
записывавшихся на деревянных табличках,
по всей видимости, до нас не дошла.
В хеттских клинописных текстах часто
речь идет о «писцах (иероглифами) на деревянных
табличках».
Во многих клинописных документах отмечается,
что они выполнены согласно подлиннику,
составленному (иероглифами) на деревянной
табличке. Опираясь на эти и многие другие
факты, некоторые исследователи предполагают,
что иероглифическое письмо могло быть
наиболее ранней системой письма хеттов.
В дешифровку иероглифического лувийского
языка важный вклад внесли многие зарубежные
ученые, в частности П. Мериджи, Э. Форрер,
И. Гельб, X. Боссерт, Э. Ларош и др.
Заключение
Развитие
письма прошло длительный исторический
путь: от рисунков (пиктограмм) к
сложным идеографическим
Письмо является расширением человеческого языка во времени и пространстве. Чаще всего письмо возникало в результате политической экспансии древних культур, которые нуждались в надёжных средствах передачи информации, поддержании финансовой отчетности, сохранении исторической памяти и аналогичной деятельности. В IV тысячелетии до нашей эры сложность торговых отношений и административного управления переросли возможности человеческой памяти, и письмо стало более надёжным способом учёта и представления взаимодействий на постоянной основе. Как в Месоамерике, так и в Древнем Египте письмо развивалось через календари и политическую необходимость записи общественных и природных событий.
С ростом товарно-денежных отношений в эпоху развитого рабовладельческого хозяйства, когда у многих народов начал формироваться литературный язык и увеличился круг людей, пользующихся письмом как средством общения, иероглифическая и словесно-слоговая система письма стали не пригоны. Их сменили более совершенные - слоговая и буквенно-звуковая. Ознакомившись с краткой историей некоторых наиболее распространенных систем письма, нельзя не видеть общей закономерности в их возникновении и развитии. Современное письмо, которым мы повседневно пользуемся, иногда даже не задумываясь над тем, как оно возникло, представляет собой результат творчества народов многих стран в течение десятков тысяч лет. Передача устной речи при помощи ограниченного количества знаков является огромным достижением человечества. И естественно, что без письма нельзя было бы даже говорить о документе. Его появление - это закономерный этап развития хозяйственных, деловых и межличностных отношений людей.
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения.
Документ на раннем этап развития человечества выполнял те же функции, что и сейчас. В нем отражались хозяйственные операции, велись статистические подсчеты, заключались договора, велась переписка, существовали сборники законов, в которых отражалось классовое и сословное деление общества, уклад их жизни, отношение к частной собственности и рабовладению и т.д.
Документ появился как дополнение к звуковой речи, как средство общения людей, как объект социальной коммуникации, обусловленной необходимостью запечатления и передачи информации во времени и пространстве.
Информация о работе Развитие письменности со времен древнего Египта