Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа
Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена.
Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Введение в специальность
1 Роль и место системы управления персоналом в структуре организации
Персонал является одним
из наиболее сложных объектов управления
в организации, поскольку в отличие от
материальных факторов производства персонал
обладает возможностью принимать решения
и критически оценивать предъявляемые
к ним требования. Персонал также имеет
субъективные интересы и чрезвычайно
чувствителен к управленческим воздействиям,
реакция на которые не определена.
Система управления персоналом
— это совокупность приемов, методов,
технологий организации работы с персоналом.
Существуют различные модели построения
системы управления персоналом в организации.
Применение той или иной модели для конкретной
организации зависит от ее организационной
структуры. Организационная структура
определяет взаимоотношение (взаимоподчинение)
между функциями, выполняемыми сотрудниками
организации, а также проявляется в таких
формах, как разделение труда, создание
специализированных подразделений, иерархия
должностей и т.д.
Организационная структура системы
управления персоналом — это совокупность
взаимосвязанных подразделений этой системы
и должностных лиц.
Подразделения выполняют различные
функции, их совокупность составляет службу
управления персоналом (кадровую службу).
Роль и место службы управления персоналом
в структуре всей организации определяется
ролью и местом каждого специализированного
подразделения данной службы, а также
организационным статусом ее непосредственного
руководителя.
В большинстве компаний на определенном этапе развития появляется необходимость в специалисте по кадровому менеджменту. Он определяет, какие мероприятия в области подбора, обучения, оценки персонала необходимо проводить для достижения целей данной организации. Это наиболее распространенная причина создания службы персонала, но существуют и другие мотивы, подталкивающие руководство к формированию HR-отдела компании.
Служба персонала как дань моде.
Если создание HR-службы является следованием моде, то с большой вероятностью она будет выполнять только представительскую функцию: вряд ли директору по кадрам будет поручено решать серьезные задачи, связанные с развитием компании в целом.
Служба персонала как "первая помощь" при решении проблем.
В ряде случаев служба персонала создается в качестве "помощника" существующему отделу кадров, который уже не способен справляться с возрастающим объемом задач, поставленных перед ним другими подразделениями компании. В такой ситуации топ-менеджмент формирует HR-службу по приоритетности решаемых задач: сначала появляется рекрутер или менеджер по подбору, потом специалист по обучению или тренинг-менеджер и т. д.
Служба персонала как
Наиболее желательна ситуация, когда
служба персонала формируется вместе
с компанией, и уже на начальной
стадии развития организации ее директор
участвует в построении будущей
организационной структуры
Поддерживающая роль службы персонала.
На начальной стадии развития компании владелец или генеральный директор чаше всего испытывает потребность в услугах кадровика, основная задача которого — ведение кадрового документооборота компании в соответствии с национальным законодательством.
Через выполнение данной роли поддержки
бизнеса проходят те службы персонала,
которые не создаются с нуля, а
преобразуются из существующего
в компании отдела кадров. В этом
случае функции по управлению персоналом
распределены между линейными
Иногда отдел кадров и служба
персонала являются двумя самостоятельными
подразделениями организации. Но в
большинстве ведущих
Сервисная роль службы персонала.
Ситуация, в которой функции управления персоналом распределены между подразделениями, значительно снижает эффективность бизнеса в целом, особенно при росте численности сотрудников и количества задач в области подбора и обучения кадров. В данной ситуации у службы персонала появляется больше полномочий, например, HR-директор выясняет потребности менеджмента, обеспечивает выполнение задач, сформулированных внутренним заказчиком, то есть, топ-менеджерами и линейными руководителями.
Служба персонала как бизнес-
Со временем директору по персоналу становится очевидно, что мало просто осуществлять разработку и внедрение кадровых программ и мероприятий - службе персонала необходимо стать функцией бизнеса, то есть работать ради достижения целей всей организации. Чтобы убедить коллег и руководство в том, что его служба — не просто сервисное подразделение, но и бизнес-партнер компании, директору необходимо посмотреть на все HR-мероприятия с позиции их стоимости и начать разговаривать с руководством компании на языке цифр (или коммерческой выгоды).
На данном этапе становится понятным, что каждая кадровая программа должна в итоге приносить прибыль компании — будь то подбор персонала, создание учебного центра или проведение корпоративного мероприятия.
Главная задача службы персонала в этот период - повышение рыночной стоимости компании с помощью инструментов управления персоналом, а также разработка стратегии компании в области управления персоналом, развитие ее организационной структуры, создание систем оценки деятельности подразделений.
Практика показывает, что в отечественных компаниях довольно редко HR-службы становятся стратегическими партнерами. Это обусловлено относительной молодостью бизнеса в нашей стране и молодостью самой профессии специалиста по кадровому менеджменту, которая только вступает во второе десятилетие своего существования. По мнению экспертов, наиболее оптимальным является позиционирование HR-отдела как сервисной службы, в то время как она, тем не менее, играет неафишируемую роль бизнес-партнера». [см 5. с. 2-5]
Задачи, стоящие перед HR-службой, также определяются стадией развития организации. А именно, стадии формирования, роста, стабилизации и спад прямым образом влияют на перечень задач, решаемых службой персонала.
«Формирование. Молодая компания характеризуется неформальной атмосферой и небольшим количеством сотрудников, которые в курсе планов и проблем организации и могут заменить друг друга на рабочем месте. Менеджера по персоналу в штате нет - все решает руководитель (часто он же собственник). Тесные отношения коллег нечетко определенные обязанности часто приводят к конфликтам.
Рост. Количество сотрудников возрастает,
формируется внутренняя структура
компании, разрабатываются полномочия
и ответственность отделов и
персонала. На первое место выходят
интенсивный поиск и отбор
кадров, разработка правил и положений,
возникает потребность в
Стабилизация. Компания стремится удержать достигнутые позиции. Появляются поддерживающие бизнес - отделы, меняется структурный состав работников. Управлением персонала решаются новые задачи, внедряются новые технологии адаптации, оценки, формирования социального пакета и др. Происходит формализация и регламентация процедур и политик.
Спад. Сокращение деятельности компании, уменьшение потока инвестиций и финансирования приводит к сокращению персонала, ликвидации социальных программ, проблемам мотивации сотрудников
Таким образом, наглядно прослеживается зависимость функций и задач службы управления персоналом от стадии жизненного цикла организации.
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Информация о работе Роль и место системы управления персоналом в структуре организации