Секретность делопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 08:46, доклад

Краткое описание

Одной из ведущих тенденций построения системы государственного управления России в период гражданской войны было постепенное перенесение центра тяжести в принятии государственно-значимых решений в партийные органы, которые выступали в роли арбитра в деятельности запутанной системы распорядительных органов власти. Постепенно сложилась система, в которой высшие партийные органы – Политбюро, Оргбюро, Центральный Комитет РКП (б) - определяли политику партии, а проводниками этой политики были, как все высшие (Совнарком, Совет Обороны, ВСНХ), так и центральные (народные комиссариаты) и местные органы государственной власти (губернские и иные советы).

Вложенные файлы: 1 файл

2-1-5.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

 

СЕКРЕТНОСТЬ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Одной из ведущих тенденций  построения системы государственного управления России в период гражданской  войны было постепенное перенесение центра тяжести в принятии государственно-значимых решений в партийные органы, которые выступали в роли арбитра в деятельности запутанной системы распорядительных органов власти. Постепенно сложилась система, в которой высшие партийные органы – Политбюро, Оргбюро, Центральный Комитет РКП (б) - определяли политику партии, а проводниками этой политики были, как все высшие (Совнарком, Совет Обороны, ВСНХ), так и центральные (народные комиссариаты) и местные органы государственной власти (губернские и иные советы).

В эти же годы идет еще один важный процесс в органах власти и  управления – превращение их в однопартийные, как за счет увеличения численности партии, так и за счет ухода с политической арены иных партий. Постепенно в самой партии складывается номенклатурная кадровая политика в замещении сперва партийных, а затем государственных должностей сверху донизу, что свидетельствовало о процессе постепенного отчуждения власти от широких слоев населения Этому также способствовало установление режима секретности принимаемых решений высшими партийными органами, практика строго адресной рассылки решений Политбюро,, утверждение специальных, не подлежащих рассылке протоколов заседаний Политбюро, появление Особой папки, содержащей материалы высшей степени секретности. 

К сожалению, несмотря на определенную демократизацию системы государственного управления и укрепление правовых начал ее деятельности в период НЭПа , данная тенденция не была изжита, а наоборот она была распространена на деятельность всего государственного аппарата, о чем свидетельствует введение правил секретной переписки, определявшихся циркуляром ВЦИК от 3 ноября 1923 г.

И хотя система секретного делопроизводства в деятельность органов государственной  власти внедрялась с большими трудностями, по отзывам с мест, тем не менее, она постоянно корректировалась и дополнялась центральными органами, руководившими работой наркоматов, губернских и областных исполкомов советов на протяжении всех 20-х годов прошлого века. В частности, способствовали усилению таинственности в деятельности власти Декрет СНК РСФСР от 13.10.1921 г. об утверждении Перечня сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению, создание в феврале 1922 г. спецотдела ГПУ, наблюдающего за всеми государственными и негосударственными органами по сохранению государственной тайны, издание приказа Реввоенсовета Республики №2011 в  
1922 г, определившего порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией, введение уголовной ответственности постановлением Правительства СССР в 1924 г за разглашение сведений, являющихся специально охраняемой тайной, а также утверждение Правительством СССР 24.04.1926 г. открытого Перечня сведений, составляющих государственную тайну и принятие спецотделом ОГПУ СССР в июне 1926г. секретного перечня сведений составляющих государственную тайну. Указанный спецотдел ОГПУ СССР на протяжении всей второй половины 20-х годов направляет на места целый ряд циркуляров, содержащих инструкции по организации секретного делопроизводства, которые позволили в последующем осуществить ее унификацию в конце 20-х г.г.

Даже поверхностный  анализ перечисленных документов и  мероприятий позволяет сделать вывод о том, что принципы деятельности, на которых строилась работа органов государственной власти и управления Советского государства в 20-е годы содержали в себе те начала, которые в последующем в 30-е и 40-е годы были использованы для укрепления тоталитарного режима с его истерией шпиономании, подрывной деятельности врагов народа и государства, сакральности и таинства власти. Это тем более важно, потому что именно в системе делопроизводства осуществляются отношения руководства-подчинения, происходит реализация технологии власти и осуществляется регламентация всех звеньев власти и механизма управления.

ВРК - Военно-Революционные  Комитеты, органы внесудебной расправы с потенциальными противниками. Комитеты децентрализованы и совершают насилия, превентивные аресты, захват заложников и казни по собственной инициативе или по согласованию с ЦК РКП(б).

Параллельно создается  структура, имеющая видимость законного  органа власти –НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел РСФСР, который был образован одновременно с остальными Комиссариатами 26 октября (8 ноября) 1917 года и действовал в таком качестве вплоть до 15 декабря 1930 года (но в те годы НКВД не выполнял задач главного карательного органа, которые вновь обрел после восстановления в 1934 году. Но об этом чуть ниже). Кратковременным (8-17 ноября 1817 года) руководителем НКВД былРыков. Затем первый НКВД возглавлял  Г.И.Петровкий (ноябрь 1917 - март 1919 гг.).

Несколько позже, а именно 20 декабря 1917 года, создается более  эффективное орудие по уничтожению носителей оппозиционных воззрений, поставленное под централизованный контроль (чего не было у ВРК) и не связанное иллюзиями законности (как первый НКВД), -

ВЧК - Всероссийская  Чрезвычайная Комиссия по борьбе с  контрреволюцией (позднее - и со спекуляцией). Председателем ВЧК на весь период ее существования был Ф.Э.Дзержинский, который тогда же одновременно был и наркомом внутренних дел (март 1919 - 1923 гг.).

Раздвоение руководимого одними и теми же людьми (и по сути своей работы единого) органа было преодолено 6 февраля (также 1 марта) 1922 года. ВЧК была преобразована в

ГПУ - Государственное Политическое Управление НКВД РСФСР. Председателем ГПУ остался, естественно,  Ф.Э.Дзержинский (1922 - 1923 годы) и аппарат остался прежний.

Стоявшие перед руководством партии задачи предусматривали в ближайшем будущем значительное "усиление классовой борьбы", к которому следовало хорошенько подготовиться. 23 ноября 1923 года (отчасти начиная уже с июля) статус главного карательного органа был повышен: из подчинения наркомата его перевели в прямое подчинение правительству, были скорректированы структура и название –

ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР. Руководитель оставался прежним с 1923 и по июль 1926 года (Ф.Э.Дзержинский скоропостижно сокнчался), а затем ОГПУ возглавилВ.Р.Менжинский (с июля 1926 по июль 1934 гг.).


Информация о работе Секретность делопроизводства