Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39
При составлении плана
на год, библиотекари включали
пункты программы в свой план
работы, в течение года анализировали
успешные и потерпевшие
Библиотеки Заринского района приоритетным направлением выбирают работу в рамках программы «Семья. Женщины. Дети», сотрудничая с женсоветом, комитетом по социальной защите населения.
Анкетирование «Книга в вашем доме: вчера, сегодня, завтра» показало следующие результаты:
В основном анкеты
заполняли мамы (15чел.), всего 2 бабушки
приняли участие в
Средний возраст детей у родителей, участвовавших в анкетировании 10-12 лет, так называемый «переходный» возраст, когда проблема «отцов и детей» наиболее остра. И три мамы не указали возраст своего ребенка. Это может быть вызвано либо невнимательностью родителей, либо респонденты не совсем ответственно подошли к заполнению анкеты.
Дети респондентов записаны и в сельскую (6 чел.), и в школьную (10 чел.) библиотеки. Это говорит о том, что дети нуждаются в информации и с удовольствием посещают библиотеки. Две мамы не указали, записан их ребенок в библиотеки или нет, что показывает недостаточное внимание родителей к интересам детей.
Средний возраст родителей, когда они приобщились к чтению 7 лет. Из этого следует, что они приобщились к книге в школе, после того, как научились читать. В этом заслуга их учителя.
Средний возраст детей,
когда они приобщились к
На вопрос «Какая книга пробудила у Вас интерес к чтению?» родители называли сказки (4 чел.), учебник «Родная речь», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Фантазеры» Н. Носова, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Алые паруса» А. Грина. и др.
На вопрос «Какая книга пробудила интерес к чтению у Вашего ребенка?», ответы были следующие: «Букварь» (3 чел), сказки (6 чел.), учебник «Родная речь» (4 чел.). В связи с этим можно предположить, что родители пробуждали интерес детей к чтению теми же книгами, которые с детства оставили положительные эмоции у них самих. Два респондента не смогли ответить на эти вопросы, один дал ответ «не помню».
Самыми популярными книгами в детстве родителей были «Тимур и его команда» А. Гайдара (3 чел.), «Динка» В. Осеева, «Алые паруса» А. Грина, «Белый Бим черное ухо» Г. Троепольского, «Четвертая высота» Ильина, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Книги, названные родителями посвящены теме добра, нравственности, трудолюбия. Не смогли вспомнить популярные книги своего детства два человека.
На вопрос «К чьим
советам Вы прислушивались в
детстве при выборе книг?»
Для своего ребенка
родители хотели бы заказать
книгу: познавательную; яркую, красочную
о животных; нравственной тематики;
о взаимоотношениях
14 респондентов читают
любимые книги вслух вместе
с детьми, один не читает, и
один в обязательном порядке,
то есть все родители
У всех опрошенных есть дома книги, много и детских и взрослых (у 7 чел.), в основном книги для взрослых (у 2 чел.), в основном детские (у 3 чел.), только энциклопедии (у 1 чел.), выписывает детские журналы один человек. Несмотря на финансовые трудности, родители стараются выделить средства из семейного бюджета на приобретение книг для детей.
9 человек, из числа опрошенных интересуются, что читает их ребенок, «иногда» — 1 чел., совсем не интересуется чтением ребенка — 1 чел., остальные затруднились ответить. Эти цифры говорят о желании родителей знать, какую литературу читает их ребенок, чем интересуется.
Большая часть опрошенных
считает чтение необходимой
На вопрос «Какие 5
книг Вы бы взяли на
Анализ результатов
анкетирования показал, что родители
пытаются приобщить детей к
семейному чтению, за исключением
двух, но испытывают при этом
трудности из-за недостатка
С родителями, проявляющими пассивный интерес к чтению и увлечениям детей, необходимо проводить целенаправленную работу.
Основные направления работы сельских библиотек с комитетом по защите населения в рамках программы «Библиотека в жизни села»
В последнее время массовые библиотеки все чаще воспринимаются как социальные центры. Это связано с тем, что большая часть населения ощущает свою незащищённость в социальном смысле, многие живут в условиях не только материального, но и морально- идеологического, духовного, культурного дефицита. Задача гуманизации библиотечного обслуживания становится чрезвычайно актуальной, особенно когда речь идёт о пользовании библиотекой читателями особой категории [28, с.24].
Взаимодействие библиотеки
с учреждениями социальной
В тесном сотрудничестве библиотеки Заринского района работают с комитетом по социальной защите населения администрации Заринского района. Отдел по социальной защите администрации Заринского района был создан в 1993 году, а в 2001 году отдел был преобразован в комитет по социальной защите администрации.
Комитет состоит из трех отделов:
отдел субсидий;
отдел пособий и других социальных выплат;
отдел по социальной работе с населением.
Комитет администрации Заринского района по социальной защите населения является структурным подразделением администрации района, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области защиты населения. Он обеспечивает государственную поддержку малообеспеченных слоев населения района, пожилых граждан и инвалидов, развитие системы социальных учреждений и служб, реализацию государственной политики в области социальной защиты.
Комитет осуществляет
свою деятельность во
Благодаря сотрудничеству с отделом по социальной защите населения, библиотеки уточняют списки семей социального риска своего села, организуют акции по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе акцию «Соберем детей в школу», реализует социальные проекты, организует познавательный отдых детей в период каникул.
Библиотека активно сотрудничает со школами. Важность этого направления трудно переоценить. Библиотека — это фундамент культуры. На этой основе зиждется культура как общества в целом, так и каждого человека. [21, с.13]. Многие исследователи утверждают, что книга формирует духовную, образовательную и социально ценную личность [27, с.25]. Внимание библиотек к детям, подросткам определяет будущее региона, города, района [4, с.37].
Для детей и подростков
рассматривают библиотеку как
источник получения знаний, необходимых
для получения образования и
освоения профессии, как место
общения со сверстниками, как
возможность получения от
Работа библиотеки
должна быть тесно связана
с деятельностью школы. На протяжении
нескольких лет работа
Литература в помощь
школьной программе выделена
в отдельные стеллажи и
Ведется информационная работа в помощь школьной программе. Для учителей выпускаются информационные списки литературы и обзоры новых книг «Новая литература в помощь пед. процессу».
Облегчает труд учителю написание рефератов, докладов и т.д. которые дети могут написать по книгам сельских библиотек, в том числе по книгам, поступившим по мега проекту «Пушкинская библиотека». В филиалах для детей и учителей были организованы выставки- просмотры, тематические подборки, выставки отраслевой и справочной литературы. После нового поступления книг по мега проекту книговыдача в библиотеке поселка увеличилась на 150 единиц. Поступившие новые книги все читались неоднократно.
В помощь школьной программе оформлялись книжные выставки: «По планете знаний», «Мир живой природы», «На рубеже веков», «Я познаю мир».
В работе с выставками
использовались разнообразные
Совместно с учителями начальных классов, учителями литературы библиотекарь организовывает мероприятия по творчеству писателей, в рамках программы «Писатели — детям». Это позволяет детям в игровой форме познакомиться с творчеством писателя, его произведениями, узнать много интересного и получить приз за свои знания.
С детьми начальных классов библиотекарь проводит такие мероприятия в Неделю детской и юношеской книги.
В книжкину неделю были оформлены следующие выставки «Мир И. Токмаковой»; «Сказочная страна»; «Книги- юбиляры: В. Сутеев» Кто сказал «Мяу?» и С. Михалков «Дядя Степа»; «Творчество Т. Александровой» и др.
Традиционным стало и совместное проведение методических объединений учителей русского языка и литературы, истории, где библиотека знакомит педагогов с новинками литературы в помощь работе, с методическими рекомендациями, проводит презентации собственных изданий.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально- трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.
Осознанное формирование
материальных стимулов к труду
отмечается у 16- 17 летних молодых
людей. Это связано с расширением
их материальных и духовных
потребностей, а также продолжающим
процессом социализации. В этом
же возрасте происходит
Служба занятости и
библиотека выполняют
С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»
Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи