Сельская библиотека: современные функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Наташи.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

 При составлении плана  на год, библиотекари включали  пункты программы в свой план  работы, в течение года анализировали  успешные и потерпевшие неудачу  мероприятия, трудности и достижения  в работе с партнерами, вносили  коррективы.

Библиотеки Заринского района приоритетным направлением выбирают работу в рамках программы «Семья. Женщины. Дети», сотрудничая с женсоветом, комитетом по социальной защите населения.

Анкетирование «Книга в вашем доме: вчера, сегодня, завтра» показало следующие результаты:

 В основном анкеты  заполняли мамы (15чел.), всего 2 бабушки  приняли участие в анкетировании  и не одного папы. Следовательно, женщины чаще посещают библиотеку, также деятельность библиотекарей  по привлечению отцов в библиотеку  не развита.

 Средний возраст детей  у родителей, участвовавших в  анкетировании 10-12 лет, так называемый  «переходный» возраст, когда проблема  «отцов и детей» наиболее остра. И три мамы не указали возраст своего ребенка. Это может быть вызвано либо невнимательностью родителей, либо респонденты не совсем ответственно подошли к заполнению анкеты.

 Дети респондентов  записаны и в  сельскую (6 чел.), и в школьную (10 чел.) библиотеки. Это говорит о том, что дети нуждаются в информации и с удовольствием посещают библиотеки. Две мамы не указали, записан их ребенок в библиотеки или нет, что показывает недостаточное внимание родителей к интересам детей.

 Средний возраст родителей, когда они приобщились к чтению 7 лет. Из этого следует, что они  приобщились к книге в школе, после того, как научились читать. В этом заслуга их учителя.

 Средний возраст детей, когда они приобщились к чтению, равен 6 годам. Причем у девочек 5-6 лет, а у мальчиков 6-7 лет. Из этого  можно сделать вывод, что девочки  в более раннем возрасте стремятся к познанию окружающего мира и что родители занимались с детьми еще с дошкольного возраста и готовили их к школе. Только два респондента не знают, в каком возрасте они и их дети приобщились к чтению, что так же указывает на недостаток внимания родителей к развитию ребенка.

 На вопрос «Какая  книга пробудила у Вас интерес  к чтению?» родители называли  сказки (4 чел.), учебник «Родная речь», «Сказка о рыбаке и рыбке»  А. С. Пушкина, «Фантазеры» Н. Носова, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Алые  паруса» А. Грина. и др.

 На вопрос «Какая  книга пробудила интерес к  чтению у Вашего ребенка?», ответы  были следующие:   «Букварь» (3 чел), сказки (6 чел.), учебник «Родная речь» (4 чел.). В связи с этим можно предположить, что родители пробуждали интерес детей к чтению теми же книгами, которые с детства оставили положительные эмоции у них самих. Два респондента не смогли ответить на эти вопросы, один дал ответ «не помню».

 Самыми популярными  книгами в детстве родителей  были «Тимур и его команда»  А. Гайдара (3 чел.), «Динка» В. Осеева, «Алые паруса» А. Грина, «Белый Бим черное ухо» Г. Троепольского, «Четвертая высота» Ильина, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Книги, названные родителями посвящены теме добра, нравственности, трудолюбия. Не смогли вспомнить популярные книги своего детства два человека.

 На вопрос «К чьим  советам Вы прислушивались в  детстве при выборе книг?» самым  популярным был ответ «библиотекаря» (9 чел.), на втором месте советы  друзей (5 чел.), к советам других  людей прислушивалось 3 чел. и один  брал книги, по которым сняты  фильмы. Первое место, отданное респондентами  библиотекарю, дает право говорить  о профессионализме библиотекаря, который был для респондентов  не авторитарным хранителем книг, а доброжелательным «хозяином»  книжкиного дома, другом, помощником  в выборе книг, который приобщал  к добру и справедливости.

 Для своего ребенка  родители хотели бы заказать  книгу: познавательную; яркую, красочную  о животных; нравственной тематики; о взаимоотношениях сверстников, то есть книги той темы, о  которой они читали сами и  которая так актуальна сейчас. И только одна мама назвала  конкретное название «Васен Трубачев  и его товарищи».

14 респондентов читают  любимые книги вслух вместе  с детьми, один не читает, и  один в обязательном порядке, то есть все родители стараются  найти общие интересы с детьми  через совместное чтение и  обсуждение книг.

 У всех опрошенных  есть дома книги, много и детских  и взрослых (у 7 чел.), в основном  книги для взрослых (у 2 чел.), в  основном детские (у 3 чел.), только  энциклопедии (у 1 чел.), выписывает детские журналы один человек. Несмотря на финансовые трудности, родители стараются выделить средства из семейного бюджета на приобретение книг для детей.

9 человек, из числа опрошенных  интересуются, что читает их ребенок, «иногда» — 1 чел., совсем не интересуется  чтением ребенка — 1 чел., остальные  затруднились ответить. Эти цифры  говорят о желании родителей  знать, какую литературу читает  их ребенок, чем интересуется.

 Большая часть опрошенных  считает чтение необходимой частью  жизни, 4 чел. считают чтение необходимой  частью учебы, «чтение — это  развлечение», такое мнение высказали 4 чел. и 3 чел. считает это способом  получения необходимой информации. Отрадно, что ни один из опрошенных  не считает чтение зря потраченным  временем, хотя такой вариант  ответа был предложен.

 На вопрос «Какие 5 книг Вы бы взяли на необитаемый  остров?» были получены следующие  ответы: М. Митчел «Унесенные ветром» (2 чел.); Дюма «Граф Монтекристо», «Три мушкетера» (2 чел.); Гюнтекин  «Птичка певчая»; Моккалоц «Поющие  в терновнике»; Черкасов «Хмель»; Егоров «Солона ты, земля»; Шолохов  «Тихий Дон»; Г. Троепольский «Белый  Бим черное ухо»; Лондон «Белый  клык», «Рассказы»; разные (3 чел.). Представленные  произведения, разные на первый  взгляд, объединяет то, что их  тематика не многим отличается  от книг детства. Эти произведения  о нравственности, любви, преданности, суровой правде жизни.

 Анализ результатов  анкетирования показал, что родители  пытаются приобщить детей к  семейному чтению, за исключением  двух, но испытывают при этом  трудности из-за недостатка знаний  в педагогике и психологии  ребенка, а так же способов  воздействия на чтение детей. Поэтому библиотекарям необходимо  разработать программу по работе  как с родителями, так и с  детьми по семейному чтению, используя  различные формы и методы библиотечной  деятельности. Кроме того, необходимо  скоординировать роботу с учителями, психологом и школьным библиотекарем.

 С родителями, проявляющими  пассивный интерес к чтению  и увлечениям детей, необходимо  проводить целенаправленную работу.

Основные направления работы сельских библиотек с комитетом по защите населения в рамках программы «Библиотека в жизни села»

 В последнее время  массовые библиотеки все чаще воспринимаются как социальные центры. Это связано с тем, что большая часть населения ощущает свою незащищённость в социальном смысле, многие живут в условиях не только материального, но и морально- идеологического, духовного, культурного дефицита. Задача гуманизации библиотечного обслуживания становится чрезвычайно актуальной, особенно когда речь идёт о пользовании библиотекой читателями особой категории [28, с.24].

 Взаимодействие библиотеки  с учреждениями социальной сферы  способствуют расширению функций [23, С.30].

 В тесном сотрудничестве  библиотеки Заринского района работают с комитетом по социальной защите населения администрации Заринского района. Отдел по социальной защите администрации Заринского района был создан в 1993 году, а в 2001 году отдел был преобразован в комитет по социальной защите администрации.

Комитет состоит из трех отделов:

 отдел субсидий;

отдел пособий и других социальных выплат;

 отдел по социальной  работе с населением.

 Комитет администрации  Заринского района по социальной защите населения является структурным подразделением администрации района, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области защиты населения. Он обеспечивает государственную поддержку малообеспеченных слоев населения района, пожилых граждан и инвалидов, развитие системы социальных учреждений и служб, реализацию государственной политики в области социальной защиты.

 Комитет осуществляет  свою деятельность во взаимодействии  с комитетами администрации района  и районным Советом народных  депутатов, администрациями сельсоветов, предпринимателями, учреждениями и  организациями, общественными объединениями, в том числе негосударственными [22, с.1].

Благодаря сотрудничеству с отделом по социальной защите населения, библиотеки уточняют списки семей социального риска своего села, организуют акции по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе акцию «Соберем детей в школу», реализует социальные проекты, организует познавательный отдых детей в период каникул.

Библиотека активно сотрудничает со школами. Важность этого направления трудно переоценить. Библиотека — это фундамент культуры. На этой основе зиждется культура как общества в целом, так и каждого человека. [21, с.13]. Многие исследователи утверждают, что книга формирует духовную, образовательную и социально ценную личность [27, с.25]. Внимание библиотек к детям, подросткам определяет будущее региона, города, района [4, с.37].

 Для детей и подростков  рассматривают библиотеку как  источник получения знаний, необходимых  для получения образования и  освоения профессии, как место  общения со сверстниками, как  возможность получения от доброжелательного  библиотекаря при решении жизненных проблем [15, с.46].

 Работа библиотеки  должна быть тесно связана  с деятельностью школы. На протяжении  нескольких лет работа библиотек  в помощь учебно- воспитательному  процессу в рамках программы  «Библиотека и школа: пути дальнейшего  сотрудничества».

 Литература в помощь  школьной программе выделена  в отдельные стеллажи и расставлена  по предметам.

 Ведется информационная работа в помощь школьной программе. Для учителей выпускаются информационные списки литературы и обзоры новых книг «Новая литература в помощь пед. процессу».

 Облегчает труд учителю  написание рефератов, докладов и  т.д. которые дети могут написать  по книгам сельских библиотек, в том числе по книгам, поступившим  по мега проекту «Пушкинская библиотека». В филиалах для детей и учителей были организованы выставки- просмотры, тематические подборки, выставки отраслевой и справочной литературы. После нового поступления книг по мега проекту книговыдача в библиотеке поселка увеличилась на 150 единиц. Поступившие новые книги все читались неоднократно.

 В помощь школьной  программе оформлялись книжные выставки: «По планете знаний», «Мир живой природы», «На рубеже веков», «Я познаю мир».

 В работе с выставками  использовались разнообразные формы: обзоры, беседы, праздники знаний, литературно- познавательные игры и т.д.

Совместно с учителями начальных классов, учителями литературы библиотекарь организовывает мероприятия по творчеству писателей, в рамках программы «Писатели — детям». Это позволяет детям в игровой форме познакомиться с творчеством писателя, его произведениями, узнать много интересного и получить приз за свои знания.

 С детьми начальных классов библиотекарь проводит такие мероприятия в Неделю детской и юношеской книги.

В книжкину неделю были оформлены следующие выставки «Мир И. Токмаковой»; «Сказочная страна»; «Книги- юбиляры: В. Сутеев» Кто сказал «Мяу?» и С. Михалков «Дядя Степа»; «Творчество Т. Александровой» и др.

Традиционным стало и совместное проведение методических объединений учителей русского языка и литературы, истории, где библиотека знакомит педагогов с новинками литературы в помощь работе, с методическими рекомендациями, проводит презентации собственных изданий.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально- трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

 Осознанное формирование  материальных стимулов к труду  отмечается у 16- 17 летних молодых  людей. Это связано с расширением  их материальных и духовных  потребностей, а также продолжающим  процессом социализации. В этом  же возрасте происходит активный  поиск и выбор вида будущей  профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходит работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом является выбор профессии [26, с.26].

 Служба занятости и  библиотека выполняют необходимую  для общества функцию социализации  личности, а одно из ее направлений- профессиональная ориентация [2, с. 15].

С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»

Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи