Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:20, курсовая работа
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю всей нашей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена.
В древности документы составлялись на самых различных материалах. В Ассирии – на глиняных табличках, в Индии и Цейлоне – на пальмовых листьях, в Египте – на каменных плитах и папирусах, в Древнем Новгороде – на бересте. Изобретенная в 105 году в Китае бумага открыла новую эру в жизни документов. На многие столетия она стала практически единственным материалом для оформления.
Введение
Становление документационного обеспечения управления в России
Приказное делопроизводство
Система коллежского делопроизводства
Система министерского делопроизводства XIX – начал XX вв.
Заключение
Список литературы
Такой способ подписания обеспечивал охрану документов и затруднял их фальсификацию. Он был узаконен Судебником 1550г.
Удостоверение документа было своеобразным. Ни царь, ни бояре свои подписи на низ не ставили. Официальные документы могли удостоверяться печатью. В этот период применялись две государственные печати – большая и малая. В XVIIв. существовал печатный приказ, ведавший приложением печати.
Формуляр документов периода приказного делопроизводства представлял сплошной текст, реквизиты из него практически не выделялись, однако в зависимости от вида документа они располагались в строго определенной последовательности. Расположение реквизитов и словесные формулировки служили критерием определения вида документа. Иногда в самом тексте документа называли его вид: «Как сия грамота к вам придет…», «Царь государь указал, а бояре приговорили…».
Сложившиеся привила составления и оформления документов, придававшие им устойчивую форму, привели к появлению «образцовых книг», включавших образцы некоторых видов документов.
В приказах сложились определенные традицией правила формирования документов в дела: документы склеивались в столбцы, в которых отражалось последовательное «производство» по конкретному вопросу. Такие столбцы начинались инициативным документом (челобитной, памятью и т.д.). В то же время сохранились столбцы, представлявшие собой комплекты документов, подклеенных без какой-либо системы, по мере их накопления. Таким образом, при формировании документов в дела, так же как в процессе документировании, применялась «столбцовая техника делопроизводства».
Наряду со столбцовой техникой делопроизводства в приказах зародилась и применялась книжная форма делопроизводства. Например, в приказах велись боярские книги (списки бояр), писцовые книги. Ветхие столбцы переписывались в тетради.
В делопроизводстве приказов
зарождается организация
В этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости доверия к нему великого князя.
Главная особенность делопроизводства приказов заключалась в том, что его организация в своей основе не регулировалась законодательством, а основывалась на традициях, обычаях, передаваемых из поколения в поколение приказными служилыми людьми. Однако в середине XVI в. усиливается законодательная деятельность государства. В 1550г. был издан Судебник, представлявший акт кодификации правовых отношений; в 1649г. Земским собором утверждается выдающийся памятник русского права – Соборное уложение. Устанавливая законодательным порядком организацию деятельности судебных органов, они регламентировали состав документов, правила оформления некоторых из них, порядок рассмотрения, а также, что представляется очень важным и необходимым для делопроизводства, устанавливает ответственность должностных лиц за недобросовестную работу с документами и меру ответственности за допущенные нарушения.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату.
Коллежское делопроизводство значительно отличается от приказного. Изменения связаны прежде всего с административными реформами Петра I, коренным образом изменившими систему государственных учреждений и управления, а также принцип принятия решений, который стал коллегиальным, что означало принятие решения голосованием.
Кроме того, указом 1700г. столбцовая форма делопроизводства отменена и заменена листовой.
В результате реформ высшим
светским учреждением стал Сенат, церковным
– Синод. Центральные учреждения
приказы были заменены коллегиями.
Преобразованы местные
По принципу принятия решений (коллегиальному) делопроизводство XVII в. стало называться коллежским.
Основной деятельностью
системы государственных
Законодательными актами
закреплялся как факт создания учреждений,
так и их функции, штатный состав,
должностные обязанности
28 февраля 1720 г. был
издан Генеральный регламент,
по которому в законодательном
порядке была определена
В соответствии с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору (рис.1.1)
Рис. 1.1. Структура и штатный состав коллегий
Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.
В коллегиях также
Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту представлены на рис.1.2.
Рис. 1.2. Порядок
рассмотрения дел в коллегиях
и должностные обязанности
Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения.
Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных : «повседневная записка», «росписи», «регистратура» - книги А, В, С, Д.
Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись документы для высших органов управления. В Генеральном регламенте были подробно описаны правила удостоверения отдельных документов, например было указано, что протоколы подписываются всеми членами коллегии.
Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:
Документы хранились в текущем архиве три года и помещались в обложку, на которой указывалось краткое содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела составлялась внутренняя опись.
В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива – общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый.
Реформаторская деятельность в административной сфере оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр.
Возникло много новых видов документов, некоторые получили новые наименования. Их определения даны в Генеральном регламенте.
Виды документов, служившие для обмена информацией между учреждениями, определялись их соподчиненностью.
От царя и Сената в коллегии и из коллегий в местные учреждения направлялись распорядительные документы в форме указов. Подчиненные учреждении должностные лица посылали в вышестоящие учреждения (например, коллегии в Сенат, местные учреждения в коллегии) рапорты и доношения.
В XVIII в. появляется новый вид документа – протокол. Его назначение, правила составления и оформления подробно изложены в специальное статье Генерального регламента.
Частные лица продолжали обращаться в государственные учреждении в форме челобитных, затем их стали называть «прошения челобитчиковы». В последней четверти XVII в. за этим видом документа прочно закрепилось наименование «прошение».
Продолжают развиваться другие системы документации.
Для переписки между военными в XVIII в. характерны такие виды документов, как рескрипты, реляции, рапорты, донесения, приказы, ордера, предписания. Учет численного состава фиксировался в штатах, табелях, списках, ведомостях. Ход военных действий отражался в дислокациях, диспозициях, предположениях и др. Договорные отношения с иностранными государствами закреплялись в трактатах, договорах, конвенциях, инструментах, протоколах. Для переписки с иностранными государствами использовали ноты, мемуары, меморандумы, письма; дипломаты отправляли на родину реляции, письма, депеши. Судебная документация состояла из допросов, клятвенных обещаний, показаний; результат судебного разбирательства отражался в приговорах, определениях, выписках из журналов. Для бухгалтерского учета вели баланс – особую таблицу, показывающую состояние хозяйственной деятельности на определенную дату, главную книгу, где систематизировали все хозяйственные операции. В этот период в России начинают применять термины «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер». Статистический учет вели в подушных переписях, названных ревизиями. Результат ревизий фиксировался в «ревизионных сказках», на основании которых составлялись губернские сводки.
В XVIII в. складывается система документации по личному составу.
Введены формулярные (послужные) списки – документ, дающий полное представление о находящемся на государственной службе (от семейного положения до выхода в отставку или на пенсию).
Коренным образом изменился формуляр документа в связи с переходом на листовую форму ведения делопроизводства.
Из текста выделяются реквизиты: адресат, автор, вид документа, дата составления (подписания), дата получения документа, скрепы, регистрационные номера (исходящий и входящий). Легко определить вид документа в XVIII в., так как наименование вида почти всегда указано в документе.
Документ начинали с обозначения
адресата, который писали вдоль верхнего
поля листа: «В Правительствующий сенат»,
«В Государственную Юстиц-
Введение в 1722 г. в действие «Табели о рангах» повлияло на документирование, так как с этого времени при письменном обращении к должностному лицу стали употреблять титулы: высокопревосходительство, превосходительство, высокородие, высокоблагородие, благородие. Писали также частные титулы, присвоенные по должности (господин генерал, господин тайный советник и т.д.). Третий вид титулов был связан с происхождением. Такими титулами были: «светлость» (для князей), «сиятельство» (для князя и графа), «благородие» (для дворян, включая баронов).
В XVIII в. на документе перед текстом стали указывать наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание: «рапорт о получении указа».
Документы в XVIII в. обязательно подписывались должностными лицами.
В левом нижнем углу документа проставляли дату подписания: «Генваря 21 дня 1753 года».
Исходящий регистрационный номер писали вдоль поля документа.
При получении документа в левом верхнем углу проставляли входящий регистрационный номер и дату получения: «Получено июля 15 дня 1745 года».
Документы в ряде случаев скреплялись печатью. В Генеральном регламенте в 13-й главе определен порядок пользования печатями.
В 1755г. Екатериной II осуществлена административная реформа, в результате которой был издан закон, названный «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».
Губернская реформа 1755г. в корне изменила систему центрального управления в Российской империи. В ее основу было положено разделение функций управления: административных, финансовых, судебных. Были созданы: губернские правления, казенные палаты, нижние земские суды, уездные казначейства, палаты уголовного и гражданского суда, сословные суды.
В результате реформы в 1755г.
были ликвидированы все коллегии
(за исключением Военной, Морской
и Иностранных дел), а их функции
переданы местным учреждениям. В
созданных учреждениях
Закон 1755г. особенно четко
установил определенный порядок
«для сообщения властей и мест»,
т.е. порядок переписки между
Таким образом, XVIII в. в развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала.
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления – высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.
Информация о работе Служба делопроизводства в учреждениях дореволюционной России