Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа
Создание архивов – один из способов сохранения и приумножения культурного наследия нации, его неповторимой самоценности и одновременно часть общечеловеческого движения от хаоса, варварства и господства разрушительных инстинктов к разумному порядку, духовности и осознанному стремлению к созиданию. В связи с этим отношение к судьбам архивов оценивается в качестве существенного критерия степени культурного (цивилизационного) развития нации, характера и уровня ее самосознания.
Введение 3
Становление архивов в период доприказного 6 делопроизводства
Российские архивы в период приказного 8
делопроизводства
Государственные архивы в системе коллежского делопроизводства. 17
Архивное дело в период министерского
(«исполнительного») делопроизводства. 21
Заключение 23
Список использованных источников и литературы
В хранилищах при вновь
созданных местных учреждениях
сконцентрировались документы предшествующих
органов местного самоуправления, а
также стали откладываться
Под влиянием развития книгопечатания
и в целях улучшения
Важно отметить, что в результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечении определенного срока. Генеральный регламент являлся первым законодательным актом, устанавливающим принципы производства, регистрации, группировки, описания документов, важнейшие их разновидности, которые с небольшими изменениями сохранились на протяжении XVIII и XIX вв. По существу, содержание главы об архивах Генерального регламента адекватно корреспондирует с реформаторской деятельностью Петра I в области центрального управления.
Самошенко В.Н. вслед за Самоквасовым Д.Я. считал, что Генеральный регламент и другие аналогичные документы способствовали качественному улучшению архивного дела и даже ознаменовали наступление золотого века для архивов. «По Генеральному регламенту, - писал он, - должность архивариуса как руководителя архивов была единственной… Однако в наиболее важных для правительства архивах положение со штатами было значительно лучше. Уже в 1720 году для упорядочения материалов Петербургского архива Коллегии иностранных дел в помощь архивариусу выделялось семь канцелярских служителей. Позднее увеличиваются штаты и в некоторых других архивах. В указах Петра I встречалась такая формулировка: «Положить в архив к вечному известию», что свидетельствовало о понимании важного значения архивных документов как исторических источников». С такой точкой зрения был солидарен Шобухов М.Н., указавший, что с принятием Генерального регламента архивы были отделены от текущего делопроизводства.
Окончательный номер
и последнюю редакцию глава «О
архивах» приобрела после правок,
внесенных рукой обер-
Таким образом, почти на целое столетие раньше, чем во всей Западной Европе, в Генеральном регламенте Петра I был декларирован принцип централизации в хранении архивного материала: для всех коллегий и подведомственных им канцелярий и контор, для чего предусматривалось учреждение только двух архивов, хотя этот принцип остался только на бумаге1.
Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775 – 1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762 -1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло.
Создание новых губернских
учреждений, предусмотренных
В XVIII в. не только изменения и реформирование государственного аппарата служили причиной создания архивохранилищ, но и другие не менее важные исторические события. Для проведения межевания при Сенате была учреждена Межевая экспедиция, а в губерниях – межевые канцелярии или конторы. Московская межевая канцелярия сыграла важную роль в создании Межевого архива в 1768г. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснительные записки к картографическим материалам); поверочные планы, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы.
Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладением, ранее хранившихся в Поместном приказе, а затем переданных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для подтверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786г. был создан Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI –XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного департамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.
Таким образом, происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Стали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.
4.
Архивное дело в период
В 1811г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архивов. Министерские архивы оказались без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820г. в указе Сената.
В 1820г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводило к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибали.
Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812г. так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.
В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.
Государственные реформы сказались и на состоянии архивной сферы в стране. В 1872г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.
В 1884г. были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбор материалов для уничтожения и формирование местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись губернаторам и состояли из местных чиновников. ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.
На документы, входившие в состав дела, составлялась внутренняя опись, которой и начиналось дело. В сдаточных описях указывались номера и заголовки сдаваемых дел. Заголовки во многих случаях были неполными, так как составлялись по первому включенному дело документу и не содержали сведений о том, чем завершилось дело. Заголовки дел в сдаточных описях группировались по разрядам, то есть по группам постоянного, длительного и краткосрочного хранения. Листы в делах нумеровались. Часто применялась скрепа дела по листам: название должности, имени и фамилии лица, скрепляющего дело. Помимо скрепы по листам употреблялась заверительная надпись на отдельном листе или на последней чистой странице дела. Иногда в качестве скрепы дела употреблялось его прошнуровывание. Концы шнура сургучной печатью прикреплялись к бумаге.
В период министерского делопроизводства, уже в начале XIX века, как и в коллежском делопроизводстве, основным признаком группировки дел в коллегиях был предметно-вопросный признак, а также корреспондентский и географический признаки. Внутренняя документация, не включавшаяся в состав дел, группировалась по номинальному, авторскому и хронологическому признакам.
Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.
Заключение
Об организации архивов на ранних стадиях развития Древнерусского государства можно судить лишь по сохранившимся письменным документам, а также по некоторым археологическим находкам.
Интерес общества к истории, к исторической памяти народа постоянно растет. Одновременно меняется и отношение к наследию, а соответственно происходят коренные изменения в методологической базе, определяющей подходы к охране и использованию культурного и природного наследия.
Поскольку история становления
архивов тесно связана с истори
В приказном делопроизводстве зарождаются первые традиции формирования дел и передачи их на хранение. Документы хранились за несколько последних лет, более ранние гибли от плохих условий хранения, пожаров, небрежного отношения подьячих. Документы хранились в сундуках, коробах, лукошках, периодически переписывались. Таким образом, технология хранения в этот период была несовершенной.
В рамках коллежского делопроизводства осуществлялась уже более четкая по сравнению с прошлым периодом система организации и хранения документов. Сданные в архив дела описывались, и к описям составлялись алфавиты личных имен.
Особенностью архивного дела в министерский период стало нарастание бумажного вала в связи с дальнейшей бюрократизацией российского государственного аппарата. В ходе анкетирования местных архивов было выявлено, что значительная часть документов уничтожается без экспертизы, отсутствует четкая система классификации документов, многие дела сформированы не полно.
Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить «документальную память».
Все это свидетельствует
о вполне определенных тенденциях,
характерных для системы
Подводя итоги научных исследований в области архивоведения, важно отметить, что архивы сейчас располагают системой научно-технических решений и методик, позволяющих сохранить ценное документальное наследие. Научным работникам достаточно ясны приоритеты и актуальные задачи в этой сфере. Однако для их решения требуется целенаправленная поддержка государства1.