Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25
Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Воронежский филиал)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
на тему: «Финансирование социальной сферы»
специальность ГМУ
Воронеж 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социальная
сфера…………………………………………………….....
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной
социальной политики и социального
обеспечения……………………………………………..
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние годы.
Следующей проблемой
является то, что пока не удалось
построить такую систему
Поэтому тема курсовой
работы, несомненно, является актуальной
и имеет большое практическое
значение, в том числе для социально-
В настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.
Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .
Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу.
Глава 1. Социальная сфера.
1.1. Характеристика социальной сферы.
Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.[11,240]
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.
Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.
Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:
-задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;
-создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда;
-необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;
-задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;
-задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.
Основными целями
социальной политики государства на
современном этапе социально-
-создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
-усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения;
-осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
-реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
-формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.[7,66]
1.2. Основные
направления государственной
Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.
Государство, проводя социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.
Стандарты разрабатываются
на единой правовой базе, общих
методических принципах. Они
Потребительские бюджеты
служат основой для планирования
поддержки малообеспеченных слоев
населения. Также минимальной
Минимальный размер оплаты труда за период 2006-2009год (в рублях)
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
800,0 |
1100,0 |
2300,0 |
4330,0 |
Сейчас минимальный размер оплаты труда составляет 4330,0 рублей.[8,187]
Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.
Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита.
К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный.
По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:
1) пенсии;
2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим
детей; 4) пособия по безработице;
5) государственное обеспечение