Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:27, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы изучить: порядок проведения экспертизы ценности документов в организации на стадии делопроизводства. При этом изучить понятия, принципы, критерии, этапы, результаты. Для достижения этой цели были поставлены конкретные задачи: изучить литературу по исследуемой теме; рассмотреть назначение экспертизы ценности документов; определить критерии экспертизы ценности документов; рассмотреть систему нормативно-методических пособий по от-бору документов; охарактеризовать организацию и порядок проведения экспертизы ценности документов; выявить основные этапы развития экспертизы ценности документов; рассмотреть становление и развитие экспертизы ценности документов.
Содержание
Введение 2 1 Экспертиза ценности документов в делопроизводстве 4 1.1 Понятие и назначение экспертизы ценности документов 4 1.2 Принципы и критерии экспертизы ценности документов 8 1.3 Система нормативно-методических пособий по отбору документов 14 2 Организация проведения экспертизы ценности документов на примере МБДОУ "Колокольчик" 34 2.1 Организация проведения экспертизы ценности документов на примере МБДОУ "Колокольчик" 34 2.2 Порядок проведения и оформления экспертизы ценности документов 40 2.3 Становление и развитие экспертизы ценности документов 46 Заключение 49 Список литературы 52 Список сокращений 56 Глоссарий 57 Приложения
На этих этапах экспертизы могут
применяться и такие критерии, как время
и место образования документов. Эти два
критерия взаимосвязаны. В деятельности
каждого учреждения есть периоды, имеющие
большое значение. Это периоды организации
и реорганизации (с изменением функций),
выполнение особых заданий и т.п. Документы
за этот период требуют повышенного внимания
при их оценке, и на постоянное хранение
их отбирается большее количество, чем
в обычные годы. Важную роль играет и место
создания источников.
На основе критерия значения
имеющейся в документе информации документацию
современных учреждений делят на 3 группы:
документы, отражающие основные
направления деятельности организации,с
постоянным сроком хранения;
документы вспомогательного,
оперативного, справочного характера, хранящиеся временно;
документы по личному составу.
В этой группе может
быть представлена как основная,
так и вспомогательная документация.
При оценке этой группы документов следует
учитывать не только значение информации,
но и значение лица, которого эти документы
непосредственно касаются. Как правило,
срок хранения - 75 лет по заключению ЭПК.
Критерий повторяемости информации
широко используется в экспертизе ценности
документов, так как «природа» государственного
управления порождает явление повторяемости
информации в создаваемых документах.
В связи с этим учитываются
виды и формы повторяемости документной
информации путем сопоставления документов
как источников первичной и вторичной
информации. Документы, на основании которых
были созданы новые документы, являются
источником первичной информации.
Различают два вида повторяемости
информации, каждому из которых присущи
свои формы:
формальный (когда происходит простое воспроизведение документной информации во вторичных
источниках), с такими формами, как дублетность, цитирование, суммирование;
аналитико-синтетический (когда происходит преобразование документной информации первичных
источников во вторичных источниках информации), с такими
формами, как обобщение, реферирование, изложение.
Как форму повторяемости информации
выделяют вариантность, которая может
относиться к формальному или аналитико-синтетическому
виду повторяемости документной информации.
Все зависит от степени переработки вариантов
документа. В практике экспертизы ценности
документов и при выделении дел к уничтожению
учитывается формальный вид повторяемости
информации.
Наиболее распространенной
формой повторяемости информации является
дублетность.
Следует четко разграничивать
дублетные документы (документы, размноженные
при помощи множительной техники и имеющие
ту же форму удостоверения, что и подлинники)
и копии документов (выполненные на пишущей
машинке).
Дублетные документы, как правило,
в фондах организаций представлены постановлениями,
решениями, циркулярами вышестоящих учреждений,
которые при описании указываются как
копии. Это объясняется тем, что копийность
считается проявлением дублетности.
Вполне реально на стадии делопроизводства
учитывать и вариантность, отдавая предпочтение
при формировании в дела постоянного хранения
тем вариантам документа, которые несут
существенные информационные различия.
Значительно сложнее оценивать
документы, в которых информация повторяется
в разных формах и объемах.
Большую роль при проведении
экспертизы в делопроизводстве играет
критерий вида документа. Этот критерий
значительно облегчает ориентирование
на ценные источники. Однако даже в таком
виде документов, как приказы, могут быть
отражены как основные, так и второстепенные
функции учреждения. Более того, даже в
рамках основных функций может быть отражен
незначительный вопрос. Таким образом,
критерий вида документа должен применяться
в сочетании с критерием значения информации
(имея в виду в первую очередь ее содержательную
сторону).
В делопроизводстве всегда
учитываются критерии юридической достоверности
документа и наличие резолюций, помет.
Причем резолюции, пометы рассматривать
можно в двух аспектах: во-первых, оценивать
их содержание, смысловую нагрузку, во-вторых,
оценивать их авторство, как ранее считалось
- авто-графичность.
Критерий подлинности документа
имеет важное значение, так как именно
подлинникам отдается предпочтение при
отборе документов на постоянное хранение.
При определении подлинности документа
устанавливается наличие бланка, печати,
штампа, подписи и т.д., что непосредственно
связано с формой удостоверения документа.
Если подлинники имеют особое
государственное значение для использования
в читальном зале или если есть расхождения
в текстах подлинников и копий документов,
1-2 экземпляров копий оставляются на постоянное
хранение. Копии документов подведомственных
учреждений оставляются и в тех случаях,
когда нет гарантии, что в фонде подведомственного
учреждения сохранились подлинники этих
документов.
Критерии из группы внешних
особенностей на первых двух этапах в
полной мере не реализуются, так как документы
современных учреждений, как правило,
находятся в хорошем состоянии и полностью
сохранены, хотя иногда приходится учитывать
и физическое состояние документов, особенности
передачи текста и т.д.
Далее необходимо сказать об
особенностях проведения экспертизы ценности
документов личного происхождения. Сначала
на основе критериев определяется ценность
фонда, а затем проводится оценка документов.
Документы личного происхождения
отражают не только факты реальной действительности,
но и отношение к ним автора, зависящее
от социальной позиции, накопленного жизненного
опыта и специфики эмоционального восприятия
мира. Исторические события предстают
перед нами в свете его индивидуального
отношения к ним. Вследствие этого отражение
внешнего мира в документах личных архивов,
не теряя своего объективного значения,
приобретает и субъективный характер.
В настоящее время для отбора
документов личного происхождения на
постоянное хранение пользуются системой
критериев, разработанной на базе общих
критериев.
С учетом специфики документов
личного происхождения критерии экспертизы
ценности документов личного происхождения
подразделяют на две группы:
критерии ценности фондов личного
происхождения;
критерии ценности документов
личного происхождения.
К группе критериев ценности
фондов личного происхождения относятся
следующие критерии:
значение творческой и общественной
деятельности фондообразователя;
история фонда и его состав;
взаимосвязь фонда с другими
комплексами документов (так, документы малоизвестного лица
могут быть ценны в связи с уже имеющимися в государственных архивах
документами, могут подтверждать и дополнять их).
К группе критериев ценности
документов личного происхождения относятся:
значение творческой и общественной
деятельности автора документа;
время и место создания документа;
значимость содержания документа,
его информационная, художественная и научная ценность;
внешние признаки документа
(сохранность, степень автографичности, наличие помет и др.);
взаимосвязь с другими документами
(может носить характер повторяемости информации).
Таким образом, основные критерии
оценки документов представляют собой
в целом сложившуюся и апробированную
систему, но интерпретация их определенным
образом меняется. Так, при проведении
традиционной экспертизы ценности документов
негосударственных организаций комплекс
критериев (значение содержащейся информации,
ее повторение в других документах, вид
документа и др.) трактуется в ключе работы
с документами именно негосударственных
структур и направлен на определение уникальности,
единственности или типичности, повторяемости
документов с точки зрения происхождения,
содержания, внешних особенностей.
1.3 Система нормативно-методических
пособий по отбору документов
Успешному претворению в жизнь
различных путей решения вопросов экспертизы
ценности документов, как известно, способствует
нормативно-методическое обеспечение
всех вопросов работы: номенклатуры дел,
типовые, ведомственные перечни. И в статьях
перечней, и в заголовках номенклатур
дел прослеживается значение рассмотренных
критериев, с учетом которых определяются
сроки хранения документов.
Ведущую роль в процессе установления
сроков хранения документов играют перечни,
являющиеся «ключом» к созданию прообраза
Архивного фонда страны.
Перечни документов - это систематизированные
списки документов учреждений, организаций
и предприятий, содержащие нормативные
указания о сроках хранения документов
или о составе документов, подлежащих
постоянному хранению[5].
Но уже с начала 90-х годов, когда
в стране поменялись политические, экономические
устои, и в связи с этим возникли организации
иных форм собственности, в систему нормативно-методических
пособий по отбору документов, естественно,
были привнесены и новые моменты. В большей
степени они коснулись именно перечней.
Так, очень своевременным явился
перечень для негосударственных коммерческих
организаций - справочное пособие «Управленческие
документы постоянного срока хранения,
образующиеся в деятельности негосударственных
коммерческих организаций (хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов)». Данное пособие может
быть отнесено к системе перечней, так
как в первую очередь включает Примерный
перечень управленческих документов негосударственных
коммерческих организаций. Поскольку
оно выпущено как в традиционном, так и
электронном формате, то содержит на дискете
программу просмотра Примерного перечня
и выбора статей для формирования собственного
перечня управленческих документов.
Это новый тип перечней, где
даны группы документов постоянного и
временного хранения, но последние не
дифференцированы по срокам, а обозначены
лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку
хранения, среди них нет документов, однозначно
имеющих тот или иной временный срок хранения.
Такой перечень типовых видов
управленческих документов негосударственных
организаций был дан в Методических рекомендациях
«Отбор на государственное хранение управленческих
документов, образующихся в деятельности
негосударственных организаций (новых
экономических - хозяйственных структур)».
Пособия, подготовленные для
отбора документов негосударственных
организаций, построены по типовым функциям
(по производственно-отраслевой схеме),
а именно:
организационно-распорядительным, контроля, правового обеспечения управления, документационного обеспечения управления и организации хранения документов;
экономического прогнозирования,
текущего планирования, ценообразования, финансирования, учета
и отчетности;
организации экономических
связей, оперативно-коммерческой деятельности, информационного
обслуживания и маркетинга;
трудоустройства, организации
и нормирования, оплате и охране труда, работы с кадрами;
социально-бытовым, жилищным, деятельности общественных организаций.
Видовой состав документов
постоянного хранения по указанным функциям
в основном однороден в рассматриваемых
перечнях.
В перечнях для негосударственных
организаций особо акцентируется внимание
на документах, содержащих сведения о
«коммерческой тайне». В перечне, данном
в Справочном пособии «Управленческие
документы постоянного срока хранения...»,
предлагается на постоянное хранение
оставлять свод сведений, составляющих
«коммерческую тайну» организации.
В Методических рекомендациях
«Отбор на государственное хранение управленческих
документов» дан более полный спектр с
анализом природы появления и методики
отбора документов, закрываемых организацией
на «коммерческую тайну».
Но в любом случае при отборе
документов, содержащих подобного рода
сведения, необходимо свои действия согласовывать
с правительственным перечнем сведений,
которые не могут составлять «коммерческую
тайну».
Следовательно, в существующей
во второй половине 90-х годов XX века системе
перечней было опущено одно звено - обеспечивающее
установление конкретных временных сроков
хранения документов в негосударственных
организациях.
Остановимся на основных, характерных
чертах Перечня типовых управленческих
документов, которые с достаточной степенью
подробности изложены в указаниях по применению
этого перечня.
Само название нового типового
перечня указывает на то, что он включает
однотипные документы, образующиеся в
организациях независимо от их назначения,
уровня и масштаба деятельности, и даже
форм собственности, т.е. действие нового
типового перечня распространяется и
на документы негосударственных организаций.
Новый типовой перечень необходим
в качестве основного нормативного пособия,
в первую очередь при подготовке номенклатур
дел и формировании дел в делопроизводстве,
а также при определении сроков хранения
и отборе документов на постоянное (вечное)
хранение.
Однако есть одно новшество в построении
основной части перечня. Так, для сроков
хранения в новом типовом перечне отведена
лишь одна графа. Но пользуются перечнем
все учреждения: источники и не источники
комплектования.
Учреждения - источники комплектования
(или потенциальные источники комплектования
- негосударственные организации) без
изменений используют те сроки хранения,
которые указаны в графе «Срок хранения
документов».
Государственные или муниципальные
учреждения, не являющиеся источниками
комплектования, вместо срока хранения
«Постоянно» используют срок хранения
«10 лет», т.е. сами преобразуют указанный
срок хранения.
Более того, в данном случае
негосударственным учреждениям рекомендовано
документы хранить не менее 10-ти лет. Дальнейший
срок хранения документов определяет
организация в соответствии с действующим
законодательством и необходимостью практического
использования документов.