Антиинфляционная политика и её применение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней. Для этого нам необходимо рассмотреть вопросы, которые позволят решить следующие задачи:
1) рассмотреть вопрос о понятии инфляции
2) поверхностно исследовать инфляцию в России и в мире
3) отметить методы антиинфляционной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

    2. С позиции рефлексивности невозможно выявить сущность исторического, научного или экономического развития. Роль рефлексивных реакций человека в социальных и экономических системах достаточно велика. Но ее завышение логически приводит к представлениям о хаотичности исторического, научного и экономического процессов. Они становятся слишком зависимыми от личных предпочтений их участников[10].

    Позицию, альтернативную этим представлениям, четко сформулировал Ю. Ротенфельд: «Общественные теории могут ускорять, тормозить, остановить или обратить вспять общественное движение или вообще разрушить общество. Но, на мой взгляд, они не могут изменить предустановленной гармонии — того неизменного пути, по этапам которого развивается общество. Но это и есть та идея, с которой воюют К. Поппер и Дж. Сорос»8.

    Не  вдаваясь в тонкости данной дискуссии, отметим только следующее. Выводы концепции или теории не могут входить в противоречие с накопленным опытом цивилизации. А непрерывность развития и наличие его положительного вектора во всей известной нам истории оспаривать не приходится. Поэтому неприятие выводов теории рефлексивности по данному вопросу означает, что неизбежность кризисов, как проявление экономического хаоса, принципиально не доказана.

    3. Фундаментальный анализ формирует  вектор рефлексивных процессов.  Формально констатируя ценность  фундаментального анализа (анализа  текущей экономической ситуации), теория рефлексивности оценивает его как «однобокий» и игнорирующий «возможность того, что изменения на фондовом рынке могут повлиять на богатства компаний», тогда как «котировки на фондовом рынке напрямую влияют на ценности, лежащие в их основе...»9.

    Вместе  с тем с позиции экономической  рефлексивности важно другое. Практика однозначно подтверждает, что рефлексивный рост цен на акции происходит, только если фундаментальный анализ не противоречит этой тенденции. Все известные случаи безудержного роста котировок акций связаны с заведомо сильными компаниями. И наоборот, информация о трудностях или плохих перспективах любой компании способна мгновенно обрушить котировки ее ценных бумаг. То есть в основе направления, или вектора, рефлексивных процессов лежит фундаментальный анализ. Это подчеркивает хрупкость и нестабильность рефлексивных процессов, которым обязательно требуется хоть какая-то поддержка для обоснования направления движения цен.

    Отсюда  следует важный практический вывод. Рефлексивные процессы роста цен акций поддерживаются только в присутствии позитивной информации о реальном состоянии фирм. Даже слабые негативные сигналы (слухи) способны вызвать лавинообразное падение цен, сформированных рефлексивными реакциями участников биржи.

    4. Рынки, на которых превалируют рефлексивные процессы, не стабильны. В теории рефлексивности приводится математическая модель возникновения рефлексивных процессов, позволяющая исследовать динамику их развития. Она представлена двумя рекурсивными функциями:

    В своей работе Б. Бирштейн и В. Боршевич провели глубокий математический анализ этих соотношений. Из него следует, что они многогранно, на принципиальном теоретическом уровне, описывают рефлексивные процессы.

    В этой же работе содержится еще ряд  интересных и далеко идущих выводов и обобщений. В частности, анализ развития рефлексивных процессов с помощью их математической модели позволяет сделать вывод, что рынки, на которых превалируют рефлексивные процессы, не обеспечивают стремление системы к равновесию.

    5. Неустойчивость банков связана с рефлексивными процессами. Теория рефлексивности не рассматривает два очень важных для функционирования экономической системы случая. Это процессы, которые играют главную роль в возникновении нестабильности банков.

    Первый  рефлексивный процесс проявляется в поведении вкладчиков. В случае банкротства какого-либо банка его вкладчики либо не получают свои вклады полностью, либо получают их частично, но с задержкой (при государственном страховании). Этот негативный опыт служит уроком для вкладчиков других банков. Часть из них принимает решение об изъятии своих вкладов. Увеличившийся их отток приводит к банкротству еще нескольких банков. После распространения соответствующей информации начинается массовое изъятие вкладов населением и фирмами. Вся банковская система автоматически оказывается на грани катастрофы.

    Второй  рефлексивный процесс проявляется  в реакции самих банков на факт неплатежеспособности одного из них. Дело в том, что банки страны связаны  между собой системой межбанковского кредита. Банкротство любого из них, как правило, означает, что один или несколько банков, выделивших обанкротившемуся банку деньги, не получат их назад. Другие банки, узнав о потерях, ужесточают политику выдачи межбанковских кредитов. Это усугубляет положение других проблемных банков. Раскручивается спираль банкротств, и речь может идти о кризисе банковской системы в целом. Подчеркнем, что возникновение такой спирали связано с саморазвивающимся рефлексивным процессом, иногда настолько мощным, что действующих институциональных механизмов может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить банковский кризис.

    За  рамками проведенного Соросом анализа  рефлексивных процессов остались два, возможно самых главных, их макроэкономических эффекта. Это создание денег и  провокация экономических кризисов.

    Стратегическое  направление выхода России из кризиса  очевидно: восстановление докризисного уровня функционирования банковской системы  и реального сектора экономики. Теперь ни у кого не осталось сомнений в том, что это две неразрывные части единой экономической системы. Поскольку помощь банкам уже оказывается, обратимся к реальному сектору.

    Спад  производства отраслей первичных переделов (металл, цемент, стройматериалы и т. п.) свидетельствует о снижении деловой  активности в целом, но в то же время означает возникновение в экономике огромного резерва свободных мощностей. Он позволяет решить стратегическую задачу модернизации экономической системы. На практике это выразится в реализации масштабных инфраструктурных, инновационных и социальных проектов низкой или даже отрицательной, по меркам рынка, экономической эффективности.

    Такая мера напоминает схему выхода США  из Великой депрессии и может  означать следование не оправдавшей  себя на практике доктрине Дж. М. Кейнса. Уходя от теоретических дискуссий, отметим только, что предлагаемое решение не годится для стран с развитой экономикой, но для России это самый эффективный путь не только выхода из кризиса, но и создания потенциала развития. В тактическом плане лучшего времени для реализации крупных инфраструктурных проектов, чем кризисная ситуация, не найти.

    Итак, главным направлением выхода из кризиса  должна стать реализация специфически организованных целевых, финансируемых  государством масштабных проектов инфраструктурного  и инновационного преобразования экономики. Специфика их организации заключается в следующем.

    1. В стране должна заработать  государственная контрактная система  по образу и подобию федеральной  контрактной системы США". По  некоторым данным, до 40% ВВП США  формируется при ее посредстве12. Причем основная задача, которую ставили перед собой разработчики этой системы, — противодействие коррупции.

    2. Необходимо внедрить в качестве  постоянного институционального  фактора «систему провокации  положительных тенденций». Речь  идет о том, что при увеличении спроса, вызванного долгосрочными масштабными проектами или любыми другими факторами, производители могут отреагировать двояко: внедрить новые технологии, за счет этого снизить издержки и увеличить выпуск продукции, затем снизить цену, вытеснить менее эффективных конкурентов, еще больше нарастить выпуск и в результате увеличить массу прибыли; не предпринимая трудоемких и рискованных шагов, просто повысить цены и сразу получить прибыль. В России сейчас доминирует второй вариант, а в США — первый. Нужно, чтобы и в нашей стране превалировал первый вариант. Эту задачу, в основном за счет тех же рефлексивных реакций, и решает «система провокации положительных тенденций».

    С глобальным экономическим кризисом экономика столкнулась только потому, что в состоянии глубокого кризиса находится экономическая теория[13]. Представления о рефлексивных процессах — лишь небольшая часть будущей теории. Именно экономический кризис заставляет пересмотреть устоявшиеся стереотипы, отбросить очевидно не работающие умозрительные построения и опереться на объективные законы развития экономической системы. 
 

       3 Антиинфляционная политика и её применение в России  

    При обсуждение антиинфляционных мер принято  выделять антиинфляционную политику в узком и широком смысле слова. В широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечение низкого целевого уровня инфляции. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

    К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планых[14].

    3.1 Денежно-кредитная  политика

 

    Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

    Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). В контексте нашей темы необходимо рассмотреть именно второй случай[11].

    С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

    Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

    В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении[13].

Информация о работе Антиинфляционная политика и её применение в России