Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
Осуществление цели предполагает решение в курсовой работе следующие задачи:
•изучить и дать понятие монополий, выявить основные виды показать экономические и социальные последствия монопольной деятельности на экономику,
•исследовать антимонопольную политику, её необходимость, сущность, направления,
•рассмотреть функции, задачи и принципы антимонопольной политики,
•исследовать особенности антимонопольной политики и сделать сравнения антимонопольных законодательств развитых государств,
•выявление и определение особенностей антимонопольной политики,
•показать основные критерии осуществления антимонопольной политики,
•сделать выводы и предложения по совершенствованию антимонопольной политики государствa.

Содержание

Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Антимонопольная политика: суть, принципы, направления
1.1 Монополия:понятие, главные черты, формы............................................................................5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, суть, направления......................................7
1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики.....................................................9
Глава 2. Осуществление антимонопольной политики государства
2.1 Особенности антимонопольной политики в некоторых странах..........................................12
2.2 Основные критерии осуществления антимонопольной политики .......................................17
Заключение........................................................................................................................................21
Список использованной литературы.............................................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Для исследования антимонопольной политики, нужно ознакомиться с её принципами:

• Изучение рынков, раскрытие среди них конкурентных и монопольных. Для выявления уровня монополизации рынка можно применять показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.

• Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежат демонополизации и требуюет особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться внесением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.

• Выявление монополий, в отношении которых государство проводит твердую антимонопольную политику. Государство стремится не разрешить превращения большого бизнеса, который возникает на основе концентрации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальную деятельность рыночного механизма.

• Совмещение антимонопольной политики, организационного механизма  и правовых норм. Нужны комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных правовых органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.

• Одновременное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к усилению позиций монополий.

• Формирование и утверждение рыночных структур, противостоящих монополиям.

 

 

1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики

Политика антимонопольного регулирования является одним из важнейших элементов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической устойчивости интересов участников деловых отношений, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, выполняя государственный надзор за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Осуществление конкурентной политики стала допустимой только при развитии единой системы  антимонопольных органов в федеральном  центре и регионах.

В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный  орган - Государственный комитет  РФ по антимонопольной политике и  поддержке новых экономических  структур. В 1995 году был создан Государственный  комитет РФ по поддержке и формированию малого бизнеса. В 1996 году для осуществлении Федерального закона “О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по управлению естественных монополий на транспорте.

В целях  развития эффективной структуры  федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ были аннулированы существовавшие на тот момент антимонопольные  органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и помоще предпринимательства, которому были переданы функции аннулированных органов6.

В начале марта 2004 году в контексте осуществляемой в России административной реформы  началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ, в связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены основные положения функционирования Федеральной антимонопольной службы. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральная антимонопольная служба объединяет в себе важнейшие функции аннулируемого МАП России и часть функций аннулируемой Федеральной энергетической комиссии РФ.

К основным функциям, выполняемым антимонопольным  органом относятся:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественной монополии, о рекламе;
  • предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • выполнение государственного контроля экономической концентрации в сфере применения земли, недр, водных и природных ресурсов;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие средств по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения;
  • контроль в сфере распределения заказов на поставки товаров, осуществление работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Полномочия  и функции антимонопольных органов  определены законодательством РФ. В  своей деятельности ФАС России руководствуется  Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на непосредственное государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и прекращения монополистической деятельности. Также уместно отметить, что в целях осуществления возложенных на них функций сотрудники антимонопольного органа имеют право свободного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, другие одаренные функциями или правами указанных органов власти органы или организации для получения необходимой информации7.

Антимонопольное законодательство - это объединение  законов и правительственных  актов в государствах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в разных областях предпринимательской деятельности, на сопротивление монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, барьеры созданию монопольных структур и объединений, монополистических процессов. Антимонопольное законодательство является главным механизмом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся:

• Обеспечение благоприятных обстоятельств и причин для формирования конкуренции и бизнес среды  в национальной экономике.

• Снятие всех трудностей на пути оживления конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные процессы субъектов рынка, центральных органов власти и управления, давление хозяйствующих субъектов.

• Определение правового режима регулирования обязанности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

• Защита интересов малого и среднего бизнеса от насилия крупного бизнеса.

• Создание условий для формирования национальной экономики.

Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль смешения фирмы, во-вторых, не допускает соглашения и сделки бизнесменов и, в-третьих, прекращает недобросовестную конкуренцию.

В современных  условиях антимонопольные законодательные акты утверждены практически во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке управляется особыми межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, документами Европейского Экономического Сообщества, других организаций. При единстве главных принципов антимонопольных законодательств существуют национальные отличия, которые не только относятся к степени жесткости тех или других ограничений, но и отличаются в правах и обязанностях государственной администрации, отвечающей за использование антимонопольных законов, системы наказаний за нарушения. Что касается принципов действия антимонопольной политики, то в разных странах и в различные периоды доминируют те или иные государственные влияния на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

а) усиление конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или  других способов по либерализации рынков;

б) государственное  регулирование монополий путем  контроля над ценами и степенью прибыльности;

в) непосредственное отвращение, сдерживание или устранение монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Таким образом, в общих чертах, мы рассмотрели функции, задачи и принципы антимонопольной политики. Анализ показал, что политика антимонопольного регулирования является нужной в любой стране. Она представляет собой механизм административного регулирования экономики, с целью устранения нарушений экономического равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Осуществление антимонопольной  политики государства

2.1 Особенности антимонопольной политики в некоторых странах

Обычно  различают американскую и европейскую  модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа незаконности всех монополий с введением норм о недобросовестной конкуренции. В США, в Канаде, Японии,  в Аргентине действует американская модель.

Сообразно к США выделяют следующие  пять направлений вмешательства  государства в деятельность монополий. Во-первых, их доходы уменьшаются за счет высоких налогов.

Во-вторых, определяется контроль над  ценами. В-третьих, определяется государственная  собственность на монополии. В-четвертых, выполняется государственное регулирование  промышленности, которое разрешает управляющим органам наблюдать за ценами, масштабами производства, входом и выходом компании из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит особую антитрестовскую политику.

В силу свойств формирования экономики  разных государств сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность методов к антимонопольному регулированию в различных странах запада.

Особенно развитым в этом отношении  принято считать антимонопольную  практику США, поскольку её законодательная сторона, как и другие области права в США опирается на прецедентной системе.

В США антитрестовское законодательство стало формироваться с 1890 г., когда  был принят первый антитрестовский  документ — Акт Шермана, который  ограничивал власть развивающихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти — в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже — антитрестовский отдел Министерства юстиции США8.

В США главную работу по государству контроль над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который имеет полномочия влиять судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля соблюдения антитрестовского законодательства выполняет Федеральная торговая комиссия. Одновременно следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, прежде всего, на Верховный суд США, который оценивает законность или неистинность тех или других ограничительных критерий в договорах или способах хозяйственной деятельности.

Дело в том, что подтвержденные законодательные положения и  нормы высказаны довольно широко. Конгресс США оставил над судебной властью право решать, что составляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борьбы» и т.д.

Два основных государственных органа-Федеральная  торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства Юстиции - также владеет широкими полномочиями в этой сфере9.

Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы  назначить возможность той или  иной практики экономических агентов  с точки зрения ее влияния  на конкуренцию. Законом Клейтона не допускается принудительные контракты.

В октябре 2009 году было опять нарушено антимонопольное законодательство: Генпрокуратура штата Нью-Йорк подала антимонопольное заявление против фирмы Intel, где фирма обвинялась в ценовом сделке и угрозах, которые позволили Intel играть решающую роль на компьютерном рынке.

За рубежом выполнение положений  антимонопольного законодательства реализуется  в административном, судебном или  совместном порядке. В последнем  случае решения административных органов могут быть апеллированы в судах10.

Европейская модель антимонопольного права направлена на борьбу со злоупотреблениями  монополистического характера, обеспечение  контроля над монополиями. Нормы  о бессовестной конкуренции распределены в европейской модели в независимую отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.

Достаточно  сложная обстановка с государственным  контролем за монополистической  деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности формирования антимонопольного права Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями.

В первой из них, основанной на законах о безупречной  торговле и о конкуренции, важнейшую  роль играют Ведомство по безупречной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности.

Вторая  система контроля, рассчитанная законодательством  об ограничительной торговой практике, главную роль отводит Суду по ограничительной  практике.

Ведомство по безупречной торговле хранит разные данные о злоупотреблениях доминирующим положением, информирует правительство  о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие  производства: передает дела о монопольной  обстановке в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, исполняет контроль за считавший слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер11.

Информация о работе Антимонопольная политика