Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:31, реферат
В международной практике различают три основные модели организации рынка ценных бумаг -- американскую, европейскую и смешанную. Именно роль коммерческих банков на фондовом рынке является основным критерием, в соответствии с которым рынок определенной страны относят к одной из упомянутых моделей. Так, американская модель организации рынка ценных бумаг характеризуется максимальным ограничением, накладываемым на деятельность коммерческих банков на этом рынке. Европейская модель, наоборот, характерна тем, что крупнейшими участниками рынка ценных бумаг являются универсальные коммерческие банки
БАНКИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1 Операции коммерческих банков
В международной практике различают три основные модели организации рынка ценных бумаг -- американскую, европейскую и смешанную. Именно роль коммерческих банков на фондовом рынке является основным критерием, в соответствии с которым рынок определенной страны относят к одной из упомянутых моделей. Так, американская модель организации рынка ценных бумаг характеризуется максимальным ограничением, накладываемым на деятельность коммерческих банков на этом рынке. Европейская модель, наоборот, характерна тем, что крупнейшими участниками рынка ценных бумаг являются универсальные коммерческие банки. Смешанная модель предполагает присутствие на нем одновременно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при наличии у них равных прав и возможностей при проведении операций с ценными бумагами.
Тем не менее, несмотря на сложившуюся модель, банки любой страны пытаются расширить свое участие в проведении операций с ценными бумагами. Основной причиной этому является, во-первых, получение сравнительно высоких доходов от этих операций, и, во-вторых, процесс дезинтермедиации -- снижение доли банковского сектора в перераспределении денежных ресурсов и рост доли средств, перераспределяемых через институты рынка ценных бумаг. Последнее обстоятельство вынуждает банки наряду с непосредственным инвестированием в ценные бумаги (напрямую или через посредников) активно заниматься секьюритизацией -- преобразованием необращаемой задолженности в обращаемые фондовые активы. Как правило, в этом случае банки формируют пул однородных кредитов и под них по определенной схеме выпускают ценные бумаги.
В Беларуси, по мнению автора, складывается смешанная модель рынка ценных бумаг, поскольку в целом коммерческие банки и небанковские организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеют практически равные возможности для работы на рынке, а имеющиеся преференции или ограничения не являются, на наш взгляд, существенными.
Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" предусматривает выдачу лицензий на профессиональную деятельность по ценным бумагам юридическим лицам, если они имеют в своем составе как минимум одного сотрудника, прошедшего аттестацию центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг, удовлетворяют требования финансовой достаточности и занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной.
При этом банк получает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, если имеет в штате специалиста, аттестованного центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Однако следует заметить, что требования финансовой достаточности, предъявляемые к профучастникам -- не банкам, по минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) составляют от 30 тыс. евро (дилерская и брокерская деятельность) до 2 млн. евро (клиринговая деятельность), в то время как минимальный размер собственного капитала банка должен составлять 5 млн. евро, а банка, принимающего вклады населения, -- 10 млн. евро.
Кроме того, все операции и экономические нормативы, устанавливаемые для банков, строго контролируются со стороны Национального банка Республики Беларусь. В части операций с ценными бумагами в соответствии с Банковским кодексом [1] Национальный банк Республики Беларусь регистрирует ценные бумаги банков и дает согласие на осуществление банками операций с ценными бумагами.
Таким образом, по существу в этом плане банки по сравнению с небанковскими организациями -- профессиональными участниками рынка ценных бумаг -- имеют практически лишь одну преференцию: выполнять банковские операции и операции с ценными бумагами, т.е. для банков профессиональная деятельность с ценными бумагами не является исключительной.
Из других преференций, существующих для банков в области проведения операций с ценными бумагами, можно упомянуть о том, что только банкам разрешено осуществлять операции РЕПО с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, а также возможность только банковским депозитариям являться уполномоченными депозитариями по хранению, учету и расчетам по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь.
В свою очередь, положениями Закона Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" введены следующие ограничения на проведение банками операций с ценными бумагами: банки не могут осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают; банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.
Для получения банком лицензии на профессиональную деятельность по ценным бумагам требуется представить в Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь согласие Национального банка. Непредставление банком такого согласия влечет отказ в выдаче лицензии.
Для получения такого согласия банк представляет в Национальный банк следующие документы:
* ходатайство о получении согласия;
* экономическое обоснование готовности банка к осуществлению операций с ценными бумагами, в том числе:
* копии квалификационных аттестатов на право осуществления операций с ценными бумагами;
* копию утвержденного в установленном банком порядке документа, регламентирующего осуществление им данного вида профессиональной деятельности по ценным бумагам;
* сведения о санкциях, наложенных на банк государственными органами, судом за последний год либо с момента образования, если этот срок меньше одного года. Сведения должны включать: дату наложения санкции, наименование органа, наложившего санкцию, причину ее наложения, вид, размер, степень исполнения санкции.
Для получения согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление депозитарной деятельности дополнительно представляется описание программного обеспечения для осуществления этого вида деятельности.
Решение о выдаче согласия Национального банка Республики Беларусь принимает Совет директоров Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь вправе отказать банку в получении согласия в случаях:
* несоответствия представленных документов установленным требованиям;
* наличия убытков по итогам последнего завершенного финансового года либо с момента образования, если этот срок меньше одного года, и (или) наличия убытков на первое число месяца подачи заявления;
* наличия в документах недостоверной информации;
* отсутствия у руководителей банка либо начальников структурных подразделений, уполномоченных от имени банка заключать договоры по операциям с ценными бумагами, квалификационных аттестатов на право осуществления операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями законодательства;
* невыполнения банком экономических нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь.
В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность с ценными бумагами, Национальный банк Республики Беларусь вправе отозвать согласие на осуществление операций с ценными бумагами.
В таком случае Национальный банк в трехдневный срок в письменной форме информирует об этом орган, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, для рассмотрения вопроса о приостановлении либо аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Регулирующий орган сообщает Национальному банку Республики Беларусь о приостановлении либо аннулировании указанной лицензии.
Банки могут осуществлять целый ряд операций с ценными бумагами, к которым относятся:
1) выпуск банком собственных ценных бумаг: акций с целью формирования уставного фонда; облигаций для привлечения заемных денежных средств на относительно длительные сроки; векселей и банковских сертификатов для привлечения так называемых управляемых депозитов;
2) посреднические (брокерские) операции;
3) коммерческая (дилерская) деятельность;
4) депозитарные операции;
5) операции по доверительному управлению ценными бумагами.
Отдельно можно упомянуть об операциях, выполняемых банками в качестве первичных инвесторов на рынке государственных облигаций и облигаций Национального банка, а также о выполнении банками функций андеррайтера при первичном размещении акций открытых акционерных обществ.
Выпуск акций. В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка. Минимальный размер уставного фонда банка, определяемый Национальным банком Республики Беларусь, при создании банка должен быть сформирован из денежных средств.
Вклад в уставный фонд банка может быть внесен и в неденежной форме -- нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства. При этом доля неденежного вклада в уставном фонде не должна превышать в первые два года деятельности банка 20%, а в последующие годы -- 10%.
При создании банка или увеличении уставного фонда средства, поступающие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь в другом банке.
Средства могут аккумулироваться на временных счетах в другом банке только при условии перевода данных средств на эти счета через соответствующие корреспондентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь вправе начислять проценты по средствам, размещенным у него на временных счетах.
Средства с временного счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после государственной регистрации банка или изменений и дополнений в учредительные документы либо для возврата учредителям (участникам) в случае отказа от государственной регистрации.
Процедуру выпуска акций банком можно разделить на несколько этапов. Первый этап -- принятие решения о выпуске акций, утверждение проспекта эмиссии и краткой информации о выпуске осуществляется общим собранием акционеров.
Второй этап -- заверение в регулирующем органе краткой информации и регистрация проспекта эмиссии акций. Краткая информация об открытой продаже акций публикуется в том органе печати, который обеспечивает информированность потенциальных инвесторов. Публикуемая краткая информация должна содержать основные сведения об эмитенте и условиях выпуска акций, месте, времени и способе ознакомления с более подробной информацией.
Третий этап -- проведение открытой подписки на акции. В ее процессе эмитент заключает с покупателем договор подписки на определенное количество акций. Оплата их может проводиться безналичным или наличным способом с непосредственным или последующим перечислением на упомянутый накопительный счет. Средства на накопительном счете блокируются до момента регистрации акций в Департаменте по ценным бумагам и выдачи соответствующего свидетельства.
Четвертый этап -- утверждение общим собранием акционеров результатов подписки на акции, изменений в уставе банка. Пятый этап -- государственная регистрация изменений в уставе банка осуществляется Национальным банком Республики Беларусь и является одновременно согласованием выпуска акций. Для этого банк-эмитент представляет заявление на согласование выпуска акций, описание или образец бланка акции (при документарной форме выпуска), копии решения о выпуске акций, утвержденного общим собранием акционеров, протокола общего собрания акционеров, проспекта эмиссии акций, если регистрация выпуска акций сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, а также иные документы в зависимости от конкретной ситуации эмиссии.
Так, при создании открытого акционерного общества дополнительно представляются копия учредительного договора о создании акционерного общества, копия протокола учредительного собрания, а также копия устава.
Для согласования дополнительного выпуска акций, распространенных путем открытой подписки, должны быть представлены копии изменений в уставе, устава с учетом внесенных изменений, краткой информации об открытой подписке на акции, а также экземпляра издания, в котором была опубликована краткая информация о проведении открытой подписки на акции.
Для согласования дополнительного выпуска акций открытого акционерного общества, распределяемых между акционерами, должны быть представлены копия изменений в уставе, а также копия устава с учетом внесенных изменений, копии бухгалтерского баланса на первое число месяца подачи заявления и отчета о прибыли и убытках за последний квартал, предшествующий подаче заявления.
Краткая информация о проведении открытой подписки на акции и проспект эмиссии должны быть представлены банком-эмитентом с учетом всех изменений в фактическом положении дел в период проведения подписки или продажи ценных бумаг.
Основаниями для отказа банку-эмитенту в согласовании выпуска ценных бумаг может быть несоответствие представленных документов установленным требованиям или наличие в документах недостоверной информации. При отказе в согласовании выпуска ценных бумаг Национальный банк письменно уведомляет банк.
Шестой этап -- государственная регистрация акций в органе, осуществляющем регулирование рынка ценных бумаг выполняется на основании таких же документов, как и регистрация акций любых других акционерных обществ, но банки должны представить дополнительно в регулирующий орган согласие Национального банка Республики Беларусь на эту регистрацию. По ее итогам банку направляется соответствующее свидетельство, которое и послужит основанием для перечисления денежных средств с накопительного счета на счет уставного фонда.