Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Рассмотреть перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.
Введение……………………………………………………………………………….…5
1 Возникновение и развитие банков и банковского дело…………………………… 6
2 Современная банковская система............................………………………………..9
3 Особенности развития банковской системы Республике Беларусь……..…………17
3.2 Характеристика банковской системы в Республике Беларусь...............................19
3.2.1 Национальный банк Республики Беларусь...........................................................19
3.2.2 Коммерческие банки в Республике Беларусь.......................................................28
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………………..…30
Между банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать наибольшее влияние, а следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.
Выполняя предписанные им функции, банки играют важную роль в современной экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводу денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики[2,с.119].
При организации деятельности банковской системы используются определенные принципы, которые обязательно должны соблюдаться:
-обязательность получения лицензии на банковскую деятельность; на отдельные операции;
-независимость деятельности коммерческих банков, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
-разграничение ответственности между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соответствующее соглашение или государство не приняло на себя такую ответственность;
-регулирование деятельности коммерческих банков центральным банком и осуществление банковского надзора; обязательное соблюдение установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы;
-обеспечение свободы выбора банка вкладчиками (физическими лицами);
-обеспечение возврата денежных средств вкладчикам;
-обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов. Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
-работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк, работая в пределах имеющихся ресурсов, должен обеспечивать не только количественное соответствие ресурсов и кредитных вложений, но и в целом пассивных и активных операций, добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
-взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Банковская система не
находится в статическом
Таким образом,банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении. В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.
3.1 История банковской системы Республики Беларусь
После Октябрьской революции филиалы
действовавших в Беларуси частных
банков были национализированы, а земельные
банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет
Народных Комиссаров БССР принимает
постановление об организации в
Минске Белорусской конторы
В 1923–1925 годах в республике начали
действовать филиалы
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших функций
Вскоре после завершения восстановительного
периода потребовались и
Крупная реорганизация банковской
системы была произведена и в
1987 году. Учреждены белорусские
Принципиально новый этап начался
в развитии банковской системы страны
с приобретением Беларусью
3.2Характеристика
банковской системы в
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь коммерческих банков.
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первым ее уровнем является Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь. Второй уровень составляют коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции[2,c.142].
3.2.1 Национальный банк Республики Беларусь
Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Согласно ст. 25 БК основные цели его деятельности заключаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской системы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами, перечень которых содержит Кодекс [3, ст. 51].
Таким образом, Национальный банк одновременно выступает в качестве органа государственного управления специальной компетенции,не входя при этом в систему республиканских органов государственного управления, возглавляемую Правительством [3, ст. 24], и юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В последнем качестве Национальный банк является банком с ограниченными функциями вследствие того, что его хозяйственная (предпринимательская) деятельность подчиняется ряду ограничений, касающихся видов осуществляемых им банковских операций и возможности участия в уставных фондах иных юридических лиц.
Согласно ст. 5 БК банковская система Беларуси является двухуровневой, включая в себя Национальный банк и иные банки. Раздел II БК определяет правовой статус, цели деятельности, функции, структуру и органы управления Национального банка Республики Беларусь - верхнего (первого) уровня банковской системы[3, ст. 5].
Одноуровневая банковская система возможна либо в случае, когда в государстве еще нет центрального банка, либо когда есть только центральный банк, но отсутствует сеть коммерческих банков. Первый вариант затрагивает ранние этапы развития банковского дела, когда банки могли осуществлять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии собственных денег. Второй вариант имел место в СССР и других странах с жестко централизованной нерыночной экономикой.[3]
Двухуровневая
банковская система сложилась и
функционирует в настоящее