Банковская система Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

В данной контрольной работе будут подробно рассмотрены вопросы касающиеся как банковской системы в общем, так и банковской системы Швейцарии, в частности особое внимание будет уделено Швейцарскому Национальному и Банку и антикриминальному банковскому регулированию на примере Швейцарии.

Содержание

Введение
1. Понятие банковской системы
2. Банковская система Швейцарии
3. Антикриминальное банковской регулирование на примере Швейцарии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система Швейцарии.docx

— 254.25 Кб (Скачать файл)

Аргумент в пользу надёжности швейцарских банков прост — они  не могут разориться, поскольку, пусть  даже они и участвуют в рискованных  финансовых операциях, банки эти  находятся в стране со стабильной правовой, экономической, финансовой, политической системой, предлагая первоклассные  услуги и сервис. Первые частные  банки возникли именно в Швейцарии. Сегодня их в стране более 400. Конфиденциальность сведений швейцарские банки гарантируют  согласно государственному закону о  банковской тайне 1934 г. Тем не менее, в рамках прежде всего конфликта  банка UBS с налоговыми органами США, банку пришлось выдать 4450 счетов американских граждан, подозреваемых в уклонении  от налогов. Однако суть и стержень банковской тайны (отсутствие автоматической выдачи информации по счетам нерезидентов в швейцарских банках) остались в  неприкосновенности.

Швейцарский национальный банк (ШНБ, Schweizerische Nationalbank) функционирует  с 1907 г. и, следует отметить, обладает своеобразной структурой акционерного капитала. Около 60% капитала принадлежит  кантонам, кантональным банкам и другим структурам публичного права, остальная  часть - швейцарским физическим и  юридическим лицам. Федеральное  правительство не владеет акциями  ШНБ.

Штаб-квартира         Берн и Цюрих

Дата основания        1907 год

Президент(председатель)    Филипп Хильдебранд

 

Валюта  Швейцарский франк

Резервы 140 млрд CHF (2009)

Веб-сайт        www.snb.ch

Независимость центрального банка Швейцарии закреплена в  конституции, и можно с полным правом говорить и о его реальной независимости в вопросах формирования денежно-кредитной политики. Федеральное  правительство (Bundesrat) оказывает влияние  на его деятельность, назначая 25 из 46 членов Совета - высшего наблюдательного  и контрольного органа ШНБ, его президента и вице-президента. Федеральный совет  утверждает ежегодный отчет банка. Государственный надзор над центральным  банком мотивируется общенациональным значением его главной уставной задачи - обеспечение стабильности национальной валюты, ее покупательной  способности и валютного курса.

Как и в большинстве  развитых стран, закон запрещает  ШНБ предоставлять кредиты правительству  на покрытие дефицита федерального бюджета. Но как финансовый агент государства  ШНБ предоставляет ему ряд  банковских услуг (международные расчеты, инкассация векселей и чеков, содействие реализации государственных займов, управление портфелем ценных бумаг  и т. д.).

Хотя центральный банк является "банком банков", его  функция "кредитора последней  инстанции" в настоящее время  незначительна, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские  кредиты и заимствования на рынке  ссудных капиталов. В швейцарской  банковской терминологии понятие "кредитор последней инстанции" обозначает функцию ШНБ, призванную выполнять  задачу сохранения стабильности банковской системы Швейцарии, т. е. в чрезвычайных случаях угрозы банкротства ШНБ  является последней инстанцией, которая  может дать банку необходимую  для его выживания ликвидность.

 

ШНБ влияет на развитие экономики  косвенным путем, осуществляя присущие центральному банку функции. Основной функцией современного ШНБ является разработка и проведение денежно-кредитной  политики. Она включает три элемента:

- обеспечение среднесрочной  стабильности уровня цен, не  допуская их инфляционного роста  (свыше 2%) или дефляционного снижения.;

- среднесрочное таргетирование  темпов инфляции сроком на  три года вместо одного, как  это было до конца 1989 г., так  как это наиболее соответствует  временным лагам между принятием  решения ШНБ в области денежно-кредитной  политики и его реализацией  при проведении монетарной политики. Объектами таргетирования являются  денежная масса (агрегаты М2  и МЗ), валютный курс и цена;

- операционная цель (сигнал  участникам рынка) -установление  пределов (один процентный пункт)  колебаний процентной ставки  ЛИБОР по трехмесячным депозитам.  При особых обстоятельствах допускается  превышение установленной маржи,  ШНБ регулирует ее уровень  главным образом путем проведения  операций РЕПО (сроком от 1 дня  до 3 недель). Операции на открытом  рынке используются как один  из методов передачи изменений  монетарной политики в экономику.  Портфель ценных бумаг ШНБ  колеблется, и структура его меняется  по необходимости.

В целом, у ШНБ имидж  открытого, международно-ориентированного центрального банка, деятельность которого прозрачна. Он взаимодействует с  центральными банками других стран, с Европейским союзом, международными финансовыми организациями. При  официальной политике нейтралитета Швейцария с 1992 г. является членом МВФ  и Всемирного банка и в 2002 г. стала  членом Организации Объединенных Наций.

Структура банковской системы  Швейцарии отражает особенности  национальной экономики, конфедеративного политического устройства и место  Швейцарии в мировой экономике  как одного из мировых финансовых центров, притягивающего иностранные, в том числе "беглые" капиталы. На этой базе сформировалась диверсифицированная  банковская система, включающая 369 банков (по данным за 2001 г.).

Характерно, что с 2001 г. исчезли  учреждения потребительского кредита (в 1996 г. их было 5), их функции перешли  к другим банкам. Исчезновение этих организаций связано с принятием  нового закона о потребительском  кредите, который ужесточил требования к условиям их регистрации, рекламы  и другим параметрам подобных сделок с тем, чтобы уберечь население  от попадания в зону непосильных  долговых обязательств.

В Швейцарии сохранились 17 частных банкирских домов (против 25 в 1983 г.). Это старейшая организационная  форма банков (1741 г.). Напомним, что  в Швейцарии банки возникли раньше, чем в Великобритании, Германии, Австрии. Еще в средневековье  женевские банкирские дома предоставляли  кредиты монархам Европы. Ныне частные  банкирские дома специализируются на депозитных, доверительных и фондовых операциях.

Специфика Швейцарии - обилие иностранных банков- 150, или 40% их общего количества, что характерно для мирового финансового центра. К иностранным  банкам в Швейцарии относят, с  одной стороны, филиалы иностранных  банков. С другой стороны, таковыми считаются банки, имеющие в составе  учредителей одного или нескольких иностранных акционеров, доля которых  превышает половину уставного капитала, а также если количество голосов, которыми они располагают, позволяет  говорить об оказании серьезного влияния  на политику банка.

Кроме банков, в Швейцарии  развита сеть небанковских финансовых посредников. В их числе - инвестиционные фонды, страховые компании, фондовые биржи, акцептные дома, депозитарии  ценных бумаг, валютные обменные пункты, общества кредитных карточек и др. Наиболее многочисленна группа агентств по управлению имуществом. Швейцарская  ассоциация управляющих имуществом (661 член в 2001 г.) управляет имуществом на общую сумму 100 млрд. швейц. фр. Агентства  по управлению имуществом сотрудничают с определенными банками, в которых  находятся счета и депозиты их клиентов.

Банковские объединения  диверсифицированы в соответствии со структурой банковской системы. Ведущее  место занимает созданная в 1912 г. в Базеле Ассоциация швейцарских  банкиров (а не банков, как иногда переводят). Она объединяет 930 институциональных  членов и 8 тыс. индивидуальных банкиров, представляет их интересы в центральном  банке Швейцарии, правительстве, зарубежных организациях. Эта ассоциация играет ведущую роль в регулировании  деятельности банков, разработке банковского  законодательства. Поэтому при подборе  кадров сделан акцент на банковских юристов. Поскольку иностранные банки  составляют 40% общего количества банков в Швейцарии, их интересы представляет Ассоциация иностранных банков (создана  в 1972 г.). В России еще нет объективной  основы для создания такой отдельной  ассоциации, так как у нас иностранные  банки пока занимают скромное место, и их интересы представляет соответствующее  подразделение Ассоциации российских банков. Кроме этих ассоциаций, в  Швейцарии функционирует ряд  других объединений. В их числе: Ассоциация региональных и сберегательных банков. Ассоциация частных швейцарских  банков. Группа частных женевских  банков. Группа частных цюрихских  банков.

Главная особенность всемирно известного швейцарского стиля банковской системы - это стиль "модерн". Причем процесс модернизации банковской системы  осуществляется постепенно и постоянно  по двум основным направлениям: создание экономических и правовых условий  для цивилизованной и эффективной  деятельности всех ее звеньев; совершенствование  банковского надзора и контроля. При этом преследуется главная цель - повысить качество банковской деятельности, обеспечить стабильность и конкурентоспособность  банков.

 

Модернизация банковской системы Швейцарии проявляется  в следующих формах:

1. Долгосрочное планирование  стратегии развития банка на 15 лет с ежегодным уточнением  в целях обеспечения достаточности  ресурсов, качества капитала и  прибыли путем оптимизации степени  риска активных операций, услуг,  продуктов.

2. Широкий ассортимент,  высокое качество и надежность  банковских операций, услуг, проектов  в целях удовлетворения потребностей  клиента. Правило "все для  клиента" сочетается с индивидуальным  подходом к нему. Подобная "штучная"  работа банков в значительной  мере обусловлена швейцарским  типом мышления, повышенной индивидуализацией,  порожденной высоким жизненным  уровнем в индустриально развитой  стране.

3. Развитая банковская  инфраструктура, диверсификация видов  кредитно-финансовых учреждений, применение  современных банковских технологий  и эффективной системы расчетов.

4. Совершенствование банковского  законодательства и требование  неуклонного его соблюдения. Причем  закон защищает права банка  как кредитора и залогополучателя  и клиентов в виде частичного  страхования их вкладов.

5. Практика применения  международных стандартов финансовой  отчетности, обеспечение прозрачности  кредитных организаций. 

6. Высокий профессионализм  банковских менеджеров. В случае  неэффективной работы их увольняют.

7. Доверие к швейцарским  банкам со стороны клиентов - национальных  и иностранных.

8. Соблюдение правил добросовестной  конкуренции и профессиональной  чести банкиров и другие.

Среди многих факторов формирования швейцарского стиля банков можно  выделить следующие:

 

Во-первых, место страны в  мировом сообществе, ее валютно-экономическое  положение. Швейцария - высокоразвитая индустриальная страна с прогрессивными наукоемкими отраслями (химическая, машиностроительная, пищевая) экспортной ориентации, интенсивным сельским хозяйством, развитой сферой услуг, включая туризм, устойчивой экономикой и политической ситуацией. Швейцарский франк стабилен и пользуется доверием на мировых  рынках. Поскольку банковская система  адекватна состоянию экономики, то и в России для ее модернизации необходимо поступательное устойчивое развитие экономики, создание солидного  валютно-экономического потенциала.

Во-вторых, сочетание рыночного  и государственного регулирования  банковской деятельности на основе четких директив. Высокая степень либерализации  сочетается с жестким контролем  за соблюдением законодательства.

В-третьих, адаптация банков к изменению спроса клиентов, в  том числе иностранных.

Хотя в Швейцарии преобладает  универсальный тип банков, достаточно развиты и специализированные кредитно-финансовые учреждения, о чем свидетельствует  дифференцированная структура банковской системы.

Банки компенсировали снижение кредитов экономике развитием посреднических операций, учитываемых на забалансовых счетах. В их числе доверительные  операции, управление имуществом клиентов, активами крупных инвестиционных фондов.

Усиливается тенденция к  секьюритизации (англ. securities - ценные бумаги) - замещению традиционных форм банковского  кредита выпуском ценных бумаг, обеспеченных обязательствами банковских клиентов по полученным ими кредитам.

В-четвертых, высокие требования к профессионализму банковских сотрудников. Швейцарские банки выделяют средства на повышение квалификации кадров как  в самом учреждении, так и в  независимых учебных центрах. При  этом они осуществляют жесткий контроль за успеваемостью и посещаемостью  занятий банкирами, применяя санкции  за нарушения вплоть до увольнения.

В-пятых, важным фактором модернизации банковской системы Швейцарии является ее статус мирового финансового центра, чему в немалой степени способствовало удобное географическое положение  страны в центре Европы и относительный  нейтралитет.

Новой формой аккумуляции  частных сбережений стало их привлечение  в банки в целях вложения в  инвестиционные фонды. Некоторые швейцарские  банкиры оценивают ее как более  перспективную по сравнению с  традиционными вкладами.

Для компенсации снижения прибылей банки активно осуществляют реорганизацию своей внутренней структуры, ликвидируют неэффективные  подразделения, усиливают контроль за работой банковских служащих. Подобный метод экономии расходов считается  более предпочтительным, чем слияние  банков. Этот опыт тоже может быть полезным для нас.

В современных условиях, когда мировое сообщество требует  прозрачности банковской отчетности, устарел миф о "цюрихских гномах", о швейцарских банках, которым  законодательно предоставлено право  не публиковать отчетов о значительной части банковских операций, в том  числе сохранять полную тайну  вклада. Если речь идет о частных  банкирских домах, то они, можно сказать, находятся на особом положении, поскольку  организованы не как акционерные  общества, а как товарищества, с  вытекающей из этого стопроцентной  личной ответственностью учредителей  по всем долгам предприятия. Исходя из высокой степени личных гарантий, к этим банкам, например, не предъявляется  требование формирования резервов. Если же, кроме того, эти банки не занимаются активным привлечением клиентов (не рекламируют  свои услуги через публичные каналы), то им позволяется не публиковать  свою отчетность.

Информация о работе Банковская система Швейцарии