Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть особенности банковской системы и защиту прав вкладчиков в РФ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение банковской системы РФ и взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными и некредитными организациями;
- анализ зарубежного и отечественного опыта защиты прав потребителей;
- составление договора займа.
Задание 1. Банковская система в Российской Федерации. Взаимоотношения ЦБ РФ с иными кредитными и некредитными организациями.
Задание 2. Защита прав вкладчиков. Зарубежная и российская практика.
Задание 3. Составьте договор займа.
Банкам, принимающим вклады, запрещалось заниматься в качестве основной деятельности гарантированием размещения непервоклассных ценных бумаг. То есть коммерческие банки были отделены от инвестиционных (организаций, занимающихся консалтингом, гарантирующих размещение ценных бумаг и предоставляющих брокерские услуги фирмам, эмитирующим новые акции или облигации и т.д.).
Коммерческим банкам запрещалось платить проценты по депозитам до востребования.
Согласно новому закону была перестроена ФКСД(Федеральная корпорация ссудо-сберегательных ассоциаций) : ее страховой фонд разделили на фонд страхования банков и фонд страхования сберегательных ассоциаций, причем последний предназначался для страхования депозитов ссудно-сберегательных учреждений. Новый закон оговаривал постепенное повышение комиссионных, взимаемых обоими подразделениями ФКСД с депозитных учреждений, которые пользовались федеральным страхованием, с тем чтобы увеличить резервы ФКСД до уровня, составляющего по меньшей мере 1,25% стоимости всех застрахованных депозитов. Наконец, закон разрешил ссудно-сберегательным ассоциациям преобразовываться в коммерческие банки, если они в состоянии соответствовать банковским стандартам. Ссудно-сберегательным ассоциациям запретили приобретать сомнительные облигации. Их кредитная деятельность, осуществляемая под залог недвижимости, стала ограничиваться не более чем 400% совокупного капитала.
Закон также ликвидировал
Федеральный совет системы
Появление системы страхования депозитов способствовало защите сберегательных и трансакционных счетов мелких вкладчиков, а также стабилизации банковской системы. Обладая недостаточной информацией, мелкие вкладчики стремятся побыстрее вернуть свои банковские вклады, порой независимо от финансового состояния последних. Таким образом, государственное страхование мелких вкладчиков выгодно в социальном плане, поскольку оно уменьшает вероятность дестабилизирующих банковскую систему случаев массового изъятия банковских вкладов. К тому же расходы на информацию единого федерального страхового агентства меньше, чем общие расходы множества мелких вкладчиков. Следовательно, рынки депозитов становятся более эффективными в силу федерального страхования депозитов, так как уменьшаются расходы общества на информацию. Федеральное страхование депозитов приводит к общественной выгоде и повышению доверия граждан к надежности банковской системы.
В ФКСД страхуются
все банковские вклады (включая
гарантийные обязательства
До последнего времени
банк, застраховавший в ФКСД свои
депозиты, мог в любое время
разорвать с ней отношения.
А ФКСД в свою очередь могла
исключить из системы
Система ФКСД охватывает
вклады 98% банков, которым принадлежит
99,5% всех активов, т.е.
ФКСД может осуществлять следующие меры для защиты интересов вкладчиков:
- не допустить банкротства
банка путем оказания ему
- сменить руководство банка;
- провести реорганизацию
банка путем его слияния с
другим банком, передачи ему активов
и пассивов
- приобрести разорившийся банк.
Все вышеперечисленные
меры можно отнести и к
Быстрый рост банковских активов может вести к росту концентрации вложений с повышенной степенью риска и снижению качества управления банком. Банки, выделяемые как "быстро растущие", являются объектом дополнительного внимания со стороны FDIC. Модель использует пять показателей:
- прирост активов;
- прирост кредитного портфеля;
- доля кредитных вложений и вложений в ценные бумаги со сроком свыше 5 лет в составе активов;
- доля неустойчивых
- капитализация баланса.
При этом рассчитываются
темпы прироста последних трех
показателей, затем процентные
соотношения сравниваются с
При дифференциации страховых
взносов величина тарифных ставок определяется
для каждого банка
Введенная система
в значительной степени
Ряд практически важных достижений в сфере защиты вкладов населения имеется в Германии. Ее кредитная система высокоразвита, отличается разнообразием институтов и эффективностью их функционирования. Аккумуляция сбережений населения играет в ней исключительную роль и пользуется всемерной защитой и поощрением со стороны государства. Высокая склонность к сбережению в известном смысле является частью национального менталитета.
Более 2/3 сводных активов
кредитной системы приходится
на так называемые
- кредитные банки;
- институты сберегательного сектора;
- институты кооперативного сектора.
Первая включает три
так называемых гросс-банка (
Банк может быть исключен из участия в фонде в следующих случаях
- неперечисления страховых взносов в установленные сроки;
- несоблюдения инструкций и указаний,
- непредоставления фонду необходимой информации;
- создания препятствий
для проведения аудиторской
Страхуются практически
все виды вкладов, за
Фонд страхования депозитов сберегательных касс является дополнительным средством защиты интересов вкладчиков. В качестве базы расчетов взносов в фонды берутся не пассивы, а активы сберегательных касс, поскольку в кризисных ситуациях средства фондов направляются на покрытие убытков от невозвращенных ссуд. Общий объем региональных фондов определяется в размере 3% суммарных клиентских требований сберегательных касс.
Размер ежегодных взносов участников фондов составляют:
- Фонд страхования депозитов частных банков - 0,03% небанковских вкладов;
- Фонд страхования депозитов сберегательных касс - 0,03% долговых обязательств;
- Страховой фонд кооперативных банков - переменного размера, в среднем 0,05% долговых обязательств <*>.
Важнейший с точки зрения рассматриваемой темы результат заключался в том, что 33 тыс. мелких вкладчиков банка получили полную компенсацию своих депозитов в пределах 20 тыс. марок. Вся эта операция проходила под эгидой Федерального союза германских банков и сильно укрепила его престиж.
Эксперты считают,
что эти действия германских
властей и банковского
Привлекательным местом вложения капиталов давно является Люксембург, интересующий вкладчиков своим особенно выгодным географическим положением, использованием нескольких языков на государственном уровне, размещением руководящих органов ЕЭС. Финансовые служащие не имеют права давать какую-либо информацию о своих клиентах. Обязанность предоставления информации со стороны банков существует только при совершении уголовного преступления его клиентом.
К защищаемым не относятся вклады в сберегательные кооперативы (где действует добровольное страхование) и межбанковские депозиты. Страхованию не подлежат вклады: государственных учреждений; бюджетных организаций; фирм со 100% государственным капиталом; органов местного самоуправления; страховых институтов, инвестиционных фондов; фондов социального страхования; государственных финансовых фондов; финансовых институтов и КБ; национального банка, льготные вклады; вклады, размещенные до 30 июня 1993 года с государственной гарантией, и некоторые другие
Включаются в страхование только именные вклады физических лиц и их групп, субъектов хозяйства (негосударственных), их ассоциаций, юридических лиц.
Фонд обязуется удовлетворять
требования вкладчиков к
Проценты по вкладам
в форинтах при этом не должны
превышать среднюю учетную
Источниками средств фонда служат:
1. Вступительный взнос
финансового института в
2. Ежегодный членский
взнос в размере около 0,2 процента
от суммы страхуемых вкладов.
На 1993 год этот норматив
3. Кредиты, которые фонд
может получить в ЦБ, покупая
валюту для выплаты в ней
страховых сумм. Фонд вправе обращаться
в правительство за
4. Фонд является юридическим
лицом, его операции не
5. При возникновении сложных
ситуаций фонд может