Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение банковской системы, деятельности банков в Республике Беларусь и основные направления и методы ее регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический аспект строительства банковской системы;
- рассмотреть место и роль Центрального банка
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. БАНКОВСКАЯ СФЕРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………. 5
1.1. Банковская система и Центральный банк страны ………………... 5
1.2. Банковские операции и проблема ликвидности коммерческих банков…………………………………………………………………………… 8
1.3. Регулирование банковской деятельности………………………….. 14
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………. 18
2.1. Банковская деятельность в Республике Беларусь и ее регулирование на современном этапе ………………………………………………………….. 18
2.2. Перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь …………………………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................................ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 31
Основным экономическим показателем, характеризующим в концентрированной форме результаты деятельности банка, выступает прибыль.
Прибыльность
кредитной организации
При
определении конечного
В современных условиях деятельность банка предполагает сохранение на должном уровне доверия к нему со стороны населения, хозяйствующих субъектов и общества в целом. Государство наделяет банки монопольным правом привлекать на соответствующие счета свободные денежные средства населения и предприятий. Однако при этом на банки возлагается ответственность за соблюдение интересов кредиторов и вкладчиков. Поэтому банк должен быть способным в любой момент рассчитаться по своим денежным обязательствам. Все это выдвигает конкретные требования по обеспечению ликвидности банка и всей банковской системы.
Ликвидность (от лат. liguidos — жидкий, текущий) есть способность банка свободно и без особых затрат переводить активы из одной формы в другие, более приемлемые их разновидности и тем самым выполнять обязательства клиентов по возврату позаимствованных у них денежных средств. [10, с.453]
При
определении степени
Вопрос
о ликвидности кредитной
Исходным пунктом развития общей теории управления ликвидностью баланса банка выступает требование обеспечивать полное соответствие структуры активов и пассивов по срокам.
«Золотое банковское правило» гласит: величина и сроки финансовых требований банка (активов) должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.
Надо признать, что на практике данное правило лишь учитывается, но реально в полном объеме не выполняется. Дело в том, что коммерческий банк как посредник на рынке денежного капитала для того и создается, чтобы концентрировать соответствующие риски, трансформируя сроки и размеры денежных вкладов, на одном полюсе, в соответствующие кредитные и другие инвестиционные вложения, т. е. превращая «короткие» деньги в «длинные».
Считается, что к внешним обстоятельствам ликвидности в первую очередь относятся так называемые системные факторы, на присутствие которых конкретный коммерческий банк не в состоянии повлиять. Так, например, в качестве внешних условий функционирования должны восприниматься регулирующее воздействие со стороны ЦБ, а также состояние национальной платежной системы, валютного рынка, рынка ценных бумаг, госбюджета, платежного баланса страны, кредитного рейтинга страны и т. д. Внешний компонент ликвидности банка проявляется, прежде всего, через наличие возможности обратиться за ресурсной поддержкой к ЦБ или на межбанковский рынок.[4, с.20]
Таким образом, суть банковской деятельности заключается, с одной стороны, в привлечении и заимствовании свободных денежных средств домашних хозяйств и юридических лиц, а с другой — в выдаче денежных средств тем, кто в них нуждается. Безусловно, в долг — т. е. на условиях платности, возвратности и срочности. Банк в рыночных условиях быть стремится максимизировать прибыль и минимизировать степень соответствующих рисков.
Результаты деятельности банка как рыночного посредника зависят от состояния всей банковской сферы, особенно от состояния дел у банков-контрагентов, от финансового положения клиентов. В итоге банк вынужден концентрировать у себя рыночные риски, испытывает прямое влияние экономической политики государства, оказывается под воздействием трансформирующегося общественного сознания.
Быть амортизатором всех этих рисков — основное предназначение ликвидности банка. Управление ликвидностью означает минимизацию разными способами наступления неблагополучной ситуации (риска) и тех издержек, которые связаны с поддержанием запаса ликвидности на должном уровне.
1.3 Регулирование банковской деятельности
Регулирование банковской деятельности в разных странах имело существенные отличия, обусловленные несколькими факторами.
Во-первых, исторический фактор: различный уровень и характер экономического развития требовал неодинакового подхода к вопросам регулирования банковской деятельности.
Во-вторых,
политический фактор: благоприятный
режим банковского
Таким
образом, можно утверждать, что решающим
фактором, оказавшим влияние на развитие
международного сотрудничества государств
в области регулирования
В
последние несколько
Банковская
деятельность как основной элемент
функционирования банковской системы
любого государства является объектом
наиболее жесткого регулирования со
стороны государственно-
Таким
образом, банковское регулирование
можно рассматривать как
- во-первых, регулирование представляет собой не что иное, как ограничение, поэтому конкурентная борьба в банковском секторе экономики проходит в исключительно жестко заданных параметрах и границах, в силу чего о свободной конкуренции как атрибуте рыночной экономики приходится просто забыть;
- во-вторых, регулирование, имеющее по своей сути экономическую природу, всегда заключает в себе элемент внеэкономического принуждения, который и позволяет поддерживать заданные параметры конкурентной борьбы;
- в-третьих, наиболее важной формой регулирования выступает правовая форма, когда регулирование осуществляется от лица государственно-властных структур. Именно эта форма наиболее эффективна в силу возможности применения государственного принуждения для ее реализации.
Кроме того, можно выделить два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков.
Можно выделить две цели пруденциального регулирования:
1)
защиту вкладчиков как
2)
защиту банковской системы в
целом от риска «цепной
Однако при этом пруденциальное регулирование не ставит своей задачей предотвратить крах каждого отдельно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту общественного (системного) интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.[6, с.20]
Цели пруденциального регулирования определяют его функции, которые, в конечном счете, выступают как оперативная форма реализации целей. В этом контексте, учитывая вышеизложенное и суммируя точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:
- превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;
- защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;
- обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую центральным банком как кредитором последней инстанции.
Превентивная функция выступает как ключевая функция пруденциального регулирования банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, заключается в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков и тем самым предотвратить кризис банковской системы в целом. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них проявляется регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает форму определенной государственной политики, так как осуществляется посредством принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:
1)
введение ограничений для
2)
формулирование минимальных
Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике