Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:22, лекция
Банковская система государства – совокупность кредитно-денежных, финансовых институтов, посредством которых в экономике осуществляется денежный и кредитный кругообороты. Банковские учреждения привлекают сбережения экономических субъектов, образуя депозитные счета, посредством чего становится возможным выдача кредитов. Главный орган любой банковской системы – ЦБ, в некоторых странах его название несколько трансформировано, например в США он носит название Федеральной резервной системы.
ЛЕКЦИЯ № 7. Банковская система и кредитно-денежная политика
1. Банковская система государства, классификации и функции
Банковская система государства – совокупность кредитно-денежных, финансовых институтов, посредством которых в экономике осуществляется денежный и кредитный кругообороты. Банковские учреждения привлекают сбережения экономических субъектов, образуя депозитные счета, посредством чего становится возможным выдача кредитов. Главный орган любой банковской системы – ЦБ, в некоторых странах его название несколько трансформировано, например в США он носит название Федеральной резервной системы.
Классификация банковских систем может быть представлена следующим образом.
1. По количеству уровней
все банковские системы
2. По степени уровня: макро-, микробанковские системы. Микро-, как правило, представлена банковскими структурами в отдельных субъектах страны: регионах, областях и т. д. Макробанковская система страны в целом, или национальная банковская система.
3. По степени развития банковские структуры делятся на развитые и развивающиеся.
4. В зависимости от
степени взаимодействия с
Для того чтобы определить роль и место ЦБ в банковской системе, необходимо выделить его основные функции. Прежде всего это возможность эмиссии национальной валюты. Кроме того, на ЦБ возложена важная функция контроля над другими кредитно-финансовыми учреждениями, в соответствии с чем, регулируя динамику ставки рефинансирования и нормы резервирования, он проводит либо стимулирующую, либо сдерживающую кредитно-денежную политику. ЦБ посредством инструментов своей политики (изменение нормы резервирования, ставки рефинансирования, операции на открытом рынке) качественно воздействует на денежную базу страны, и предложение денег. Норма резервирования – это часть средств коммерческих банков, которые они обязаны хранить в ЦБ на случай непредвиденных обстоятельств. Центральный банк – это кредитор последней инстанции коммерческих банков, по установленной учетной ставке (ставке рефинансирования) он снабжает их необходимой суммой наличных денег. Помимо всего прочего, ЦБ может выступать субъектом международного денежного рынка.
Таким образом, основными целями деятельности ЦБ можно назвать следующие: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее курса относительно иностранных валют, осуществление контроля над развитием банковской системы в целом, а также обеспечение эффективного функционирования системы расчетов и ее совершенствование.
Коммерческие банки, как правило, располагаются на втором уровне банковской системы. Основными целями их можно назвать прибыльность и платежеспособность. Первая осуществляется посредством динамики процентных ставок по кредитам и депозитам. Чем она выше, тем более выгодной для банка оказывается данная операция. Вместе с тем, любой банк должен быть платежеспособным, т. е. в случае необходимости вернуть вкладчику его «депозит» с процентами. Для того чтобы это было возможным, банки хранят часть денег в качестве обязательных и избыточных (по желанию) резервов в ЦБ страны. Что касается функций коммерческих банков, то их всего две: привлечение средств в депозиты и выдача кредитов. Кроме того, КБ способны создавать собственные кредитные деньги, посредством чего также воздействуют на величину денежного предложения.
2. Современная банковская система РФ
В плановой экономике СССР существовала одноуровневая банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.
Негативные стороны данной банковской системы заключены в следующем:
1) потеря банковской
2) монополизм: отсутствие у предприятий альтернативных источников кредита;
3) низкий уровень процентных ставок по депозитам;
4) слабый контроль банков
за деятельностью различных
5) неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
По итогам реформы 1990-х гг. на верхнем уровне системы оказался Центральный банк России (ЦБ) с филиалами в лице муниципальных банков. ЦБ РФ взял на себя контроль над всеми кредитными учреждениями страны и стал эмиссионным центром денежной массы. Согласно федеральному закону (1995 г.) ЦБ России признается независимым, федеральные органы не имеют права вмешиваться в его деятельность. Но в то же время автономность Центрального банка от правительства и бюджета ограничена целевыми ориентирами, в рамках которых ЦБ может свободно и самостоятельно выбирать инструменты воздействия, что особенно важно в области антиинфляционной политики. Уставный капитал Банка России фиксирован, 50 % прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; учреждения ЦБ РФ освобождены от уплаты налогов. Подобно центральным банкам других стран, Банк России не имеет права осуществлять кредитные операции с юридическими лицами небанковского сектора, приобретать доли (акции) в кредитных и иных организациях, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой или производственной деятельностью.
Учитывая двухъярусность российской банковской системы, нельзя обойти вниманием роль коммерческих банков (КБ). Они являются контрагентами ЦБ РФ, который предоставляет им кредиты, ставка рефинансирования по которым достаточно подвижна. Источниками средств для КБ являются также операции с валютой и так называемые овернайтные сделки (предоставление кредитов с возвратом на следующий день). Важной особенностью российских КБ стало участие в их акционерном капитале государства и использование части депозитных средств на покупку государственных ценных бумаг. С одной стороны, участие государства призвано расширить возможности кредитования реального сектора экономики, а с другой, оно, как правило, лимитирует конкурентные возможности в банковской сфере.
На данном этапе развития российской банковской системы очень важен уровень иностранных капиталовложений. Способность КБ привлекать частные сбережения – необходимое условие финансового посредничества, кроме того, иностранные банки обычно считаются более надежными и пользуются доверием у населения.
Как отмечают специалисты, банковской системы в России пока еще нет, есть только банковский сектор. Дело в том, что каждый элемент банковской сферы обособлен, существует сам по себе. Кроме того, нет кредитных коопераций, которые могли бы аккумулировать средства мелких вкладчиков. В целом сегодня можно выделить следующие целевые установки на перспективу развития банковской системы России:
1) узаконивание трехуровневой
структуры банковской системы, включая
в третий уровень
2) реальное повышение
капитализации банков в целях
роста их
3) уменьшение по возможности
числа филиалов иностранных
4) обеспечение правовой
поддержки мелких банков, особенно
в регионах, если они успешно
функционируют и занимают
5) сохранение участия
государства в некоторых
6) увеличение объемов кредитования.
Таким образом, за 15 лет существования двухуровневой банковской системы выявились 2 взаимосвязанные стороны проблемы, от правильного учета и рассмотрения которых зависит будущее банковской системы. Во-первых, «невидимая рука рынка» сама по себе не справляется с целями долгосрочного развития и необходимо государственное регулирование. Во-вторых, стало понятно, что государство призвано не только найти эффективные способы управления развитием банковской индустрии в виде определенных законоуложений и правил, диктующих основополагающие принципы. Оно и само должно следовать этим принципам, ибо является не только властным центром, но и выступает в качестве главного конкурента в той экономической среде, которую стремится развивать. В последнее время прослеживается отчетливая тенденция, связанная с постановкой вопроса о сокращении в России числа госбанков. Между тем это направление зачастую рассматривается как основной и наиболее приоритетный вариант ликвидации в стране инвестиционного кризиса.
3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты
Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы. Денежная политика сама по себе имеет ряд конечных целей, ориентиров, которых должен придерживаться ЦБ для достижения запланированных результатов. Прежде всего это обеспечение экономического роста, что позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики. Следующей целью кредитно-денежной политики следует назвать формирование полной занятости всех ресурсов: рабочей силы, земли, капитала, инвестиций и т. д. Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен. Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования. Наконец, последней целью кредитно-денежной политики ЦБ можно назвать достижение устойчивого платежного баланса.
Как известно, для достижения конечного результата субъект придерживается промежуточных ориентиров. Таким образом, изначально решаются промежуточные проблемы, создающие основу для дальнейшего реформирования системы. В данном случае можно выделить следующие промежуточные целевые ориентиры.
1. Денежная масса. Важно
найти баланс денег, тот объем
денежной массы, который необходим
экономике для осуществления
операций и рыночных сделок. В
то же время количество денег
в обращении не должно
2. Процентная ставка. В
банковских структурах этот
3. Обменный курс. Для национальной
экономики разрушающее
Какие-либо достижения, результаты кредитно-денежной политики возможны исключительно при правильном выборе инструментов. Все инструменты Центрального банка делятся на две большие группы: прямого и косвенного воздействия. К первой относят лимиты кредитования, которые подразумевают непосредственное регулирование величины процентной ставки. Инструменты косвенного воздействия: изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. Чем она выше, тем меньше денег банк может выдать в качестве ссуд, но тем выше его платежеспособность. Изменение ставки рефинансирования – это оптимизация процента, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Опять-таки, чем она выше, тем меньше кредитов коммерческий банк сможет взять и тем ниже предложение денег и выше процент. Операции на открытом рынке подразумевают скупку или продажу ЦБ облигаций, в результате чего предложение денег либо увеличивается, либо уменьшается. Таким образом, ЦБ имеет возможность применять один из методов и инструментов кредитно-денежной политики в зависимости от нужд экономики и целей, которых необходимо достичь.
4. Изменение нормы обязательных резервов
Изменение нормы обязательных резервов является косвенным инструментом кредитно-денежной политики. Любой коммерческий банк сегодня обязан резервировать определенную денежную сумму, часть депозитов, вкладов населения. Норма обязательного резервирования устанавливается ЦБ в зависимости от направления кредитно-денежной политики и рассчитывается по формуле:
rr = (RR / D),
где RR – общая сумма обязательных резервов;
D – величина депозитов,
привлеченных банками от
Установление нормы обязательного резервирования имеет свои плюсы. Благодаря этому обеспечивается платежеспособность коммерческих банков на случай, если все депозиты выданы в качестве кредитов, а экономические субъекты желают забрать свои вклады вместе с процентами. В противном случае, если бы банк не имел резервов, он был бы объявлен банкротом. Таким образом, ЦБ реализует свою функцию по контролю и поддержке банковских институтов. С другой стороны, банки порой просто не могут удовлетворить потребительский спрос на кредиты по причине того, что им не хватает денежных средств на выдачу ссуд. Здесь обязательные резервы – это препятствие к получению дополнительной прибыли, поскольку банки не могут использовать обязательные резервы в своих целях. В этом плане ЦБ является монополистом, так как норма обязательного резервирования устанавливается исключительно им и не может быть нарушена.
Информация о работе Банковская система и кредитно-денежная политика