Банковские операции и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать особенности правового регулирования банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть сущность понятия «банковские операции»;
– выявить соотношение понятий банковские операции и банковская деятельность;
– уточнить, какие виды банковских операций предусмотрены действующим законодательством РБ;
– проанализировать особенности и охарактеризовать законодательство, регулирующее банковскую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ…………………..…….6
1.1 Понятие и признаки банковских операций………………………….........6
1.2 Различие между банковскими операциями и сделками с участием кредитных организаций……………………………………………..………….9
1.3 Классификация банковских операций……………………………….……12
ГЛАВА 2 ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ……………………..……..14
2.1 Активные банковские операции……………………………………….…..14
2.2 Пассивные банковские операции………………………………………..…18
2.3 Посреднические банковские операции…………………………………....21
ГЛАВА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………… 25
3.1 Понятие источников банковского права…………………………………25
3.2 Общая характеристика источников банковского права………………..28
3.3 Банковское законодательство и нормы международного права……...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

 Все юридические лица  и индивидуальные предприниматели  обязаны сдавать полученную наличность, не израсходованную в течение  дня в учреждении банков для  зачисления на их счета.

 Под инкассацией наличных  денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных  камней и иных ценностей понимаются  осуществляемые на основании  договора службами инкассации  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций сбор таких ценностей  из касс юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей  и сдача их в кассы банков  и небанковских кредитно-финансовых  организаций.

 Под перевозкой наличных  денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных  камней и иных ценностей понимаются  перевозка таких ценностей между  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями, их обособленными  и структурными подразделениями,  а также доставка таких ценностей  клиентам банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций (ст. 287 БК).

 Таким образом, посреднические  операции имеют весьма неоднородный  характер: в них включаются как  операции по содействию платежам (расчеты, инкассация), так и вспомогательные  банковские операции (банковское  хранение, валютно-обменные операции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

3.1 Понятие источников  банковского права

 

 

 В теории под источниками  права понимают форму выражения  государственной воли, форму, в  которой содержится правовое  решение государства.

 Ведущим источником  права в Беларуси является  нормативный правовой акт –  официальный документ установленной  формы, принятый (изданный) в пределах  компетенции уполномоченного государственного  органа (должностного лица) или путем  референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

 Таким образом, нормативному  правовому акту присущи следующие  признаки:

  - соответствует определенной форме;

  - принят (издан) уполномоченным на то государственным органом;

  - при его принятии (издании) соблюдена установленная законодательством процедура;

  - содержит обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

 Банковское законодательство  Республики Беларусь  – система  нормативных правовых актов, регулирующих  отношения, возникающие при осуществлении  банковской деятельности, и устанавливающих  права, обязанности и ответственность  субъектов и участников банковских  правоотношений.

 Ст. 2 БК относит к  актам банковского законодательства:

  - законодательные акты Республики Беларусь;

  - распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;

  - постановления Правительства Республики Беларусь;

  - нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;

  - нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

 Банковское законодательство  характеризуется системностью, которую  наряду с другими характеристиками  ему придают правила иерархии  норм, содержащихся в правовых актах. Различные правила иерархии нормативных правовых актов сводятся к правилам вертикальной и горизонтальной иерархии.

 Вертикальная иерархия  – это иерархия, учитывающая юридическую  силу нормативных правовых актов  в зависимости от органа их  принятия. Правила данной иерархии  содержатся в Конституции Республики  Беларусь и Законе «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь».  Система нормативных правовых  актов банковского законодательства  с вертикальной иерархией включает  следующие нормативные правовые  акты:

- Конституция Республики  Беларусь – обладает высшей  юридической силой;

 - законы – следуют за Конституцией и регулируют наиболее важные общественные отношения;

- декреты и указы Президента  – принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией. В соответствии с  ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

- распоряжения Президента  – обычно издаются по оперативным  организационным вопросам. Источниками банковского законодательства являются распоряжения, которые нося нормативных характер, что является исключительным обстоятельством, т.к. они, как правило, не носят нормативного характера (ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

- постановления Правительства  – Совета Министров Республики  Беларусь – принимаются по  вопросам, отнесенным к компетенции  Совета Министров. Следует учесть, что распоряжения Премьер-министра  не являются нормативно-правовыми  актами (ст. 3 Закона «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»).

- нормативные правовые  акты Национального банка Республики  Беларусь – принимаются во  исполнение нормативных правовых  актов большей юридической силы  в пределах компетенции НБ  и регулируют отношения в сфере  исполнительно-распорядительной деятельности  НБ.

 Горизонтальная иерархия  нормативных правовых актов означает  приоритет одного акта над  другим, стоящим на том же уровне  в вертикальной иерархии. К правилам  горизонтальной иерархии относятся:

- приоритет кодексов  над иными законами;

- приоритет ГК над  иными законами и кодексами  в части норм гражданского права (ст. 3 ГК);

- приоритет нового нормативного  правового акта по отношению  к ранее принятому (изданному)  по тому же вопросу нормативному  правовому акту того же государственного  органа (должностного лица);

 - приоритет нормативного правового акта, принятого (изданного) государственным органом по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений;

- приоритет специального  закона над общим.

 Следует отметить, что  специфической чертой современного  банковского законодательства является  его динамичность. Банковское право  – одна из самых быстро развивающихся  отраслей права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Общая характеристика  источников банковского права

 

 

 Конституция Республики  Беларусь устанавливает для банковского  права основополагающие нормы.

 Для осуществления  банковской деятельности важны,  прежде всего, нормы ст. 13 Конституции, в соответствии с которыми:

- собственность может  быть государственной и частной;

- государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и  гарантирует равную защиту и  равные условия для развития  всех форм собственности;

- государство гарантирует  всем равные возможности свободного  использования способностей и  имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности;

- государство осуществляет  регулирование экономической деятельности  в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию  государственной и частной экономической  деятельности в социальных целях.

 Конституция содержит  нормы, регулирующие денежно-кредитную  систему Республики Беларусь  в целом. Она устанавливает,  что денежной единицей в Беларуси  является рубль; введение и  эмиссия других денег не допускаются.  Денежная эмиссия осуществляется  исключительно Национальным банком, при этом Конституция закрепляет  принцип независимости Национального  банка от других органов государственной  власти при осуществлении им  своей основной функции – защите  и обеспечении устойчивости рубля. 

 На конституционных  нормах зиждется право граждан  на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления  банковских услуг. В Беларуси  гарантируются единство экономического  пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых  средств, поддержка конкуренции,  свобода экономической деятельности. В Республике Беларусь признаются  и защищаются равным образом  частная, государственная и иные  формы собственности. 

 Согласно ст. 44 Конституции  государство:

- гарантирует каждому  право собственности и содействует  ее приобретению;

- поощряет и охраняет  сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

 Институт банковской  тайны основывается на положениях  ст. 28 Конституции, согласно которой  каждый имеет право на защиту  от незаконного вмешательства  в его личную жизнь, в том  числе от посягательства на  тайну его корреспонденции, телефонных  и иных сообщений, на его  честь и достоинство.

 Кроме конституционных  принципов-законоположений, принято  выделять принципы-нормы, т.е.  такие конституционные нормы,  которые не нуждаются в принятии  отраслевых законов, а обладают  четко выраженным регулятивным  потенциалом. В сфере банковского  права к числу названных принципов  следует отнести те нормы, которые  регламентируют порядок назначения  руководства Национального Банка,  его отчетности. Основу правового регулирования банковской деятельности составляет Банковский кодекс Республики Беларусь.

              Следующим в системе банковского законодательства следует назвать Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

                Помимо ГК в системе банковского законодательства важнейшее место занимают законы. Следует, прежде всего, выделить следующие:

                 - Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»;

                - Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;

                - Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512- XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

                 - Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. № 426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем и финансировании террористической деятельности» и др.

               Декреты и указы Президента Республики Беларусь охватывают широкий круг вопросов, касающийся денежно-кредитной политики государства, отдельных аспектов функционирования НБ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций. Следует выделить:

                - Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)»;

                - Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» и др.

                Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь – это нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы.

Информация о работе Банковские операции и их виды